"Фонтанка" попыталась узнать о происхождении и перспективах "кадровой сплетни" от самого Алексея Кудрина. Но по сотовому телефону ответила приемная, а пресс-секретарь сообщил, что его патрона нет даже в Москве, и отказался комментировать историю с "назначением".
О возможном назначении Алексея Кудрина на должность в администрации президента Gazeta.ru сообщила в ночь на вторник, 1 декабря, сославшись на собственные источники "в окружении бывшего министра финансов". По информации издания, Кудрин мог бы стать советником Путина по экономике или третьим по счету первым замом главы АП, но у обоих вариантов якобы есть противники в окружении президента.
Напомним, что Алексей Кудрин занимал пост министра финансов в российском правительстве с мая 2000 года. К его заслугам относят выплату Россией большей части внешнего долга и создание Стабилизационного фонда, позволившего стране пройти через кризис 2008 – 2009 годов с минимальными потерями. Журнал Euromoney признал его "министром финансов 2010 года". На этом посту Кудрин оставался дольше всех в постсоветское время, а 26 сентября 2011 года президент Медведев отправил его в отставку. По официальной информации – за публичное выступление в Вашингтоне, в котором глава Минфина критиковал рост военных расходов и зависимость экономики от нефти. По неофициальной – Кудрин рассчитывал на пост премьер-министра в 2012-м после выборов, поэтому был разочарован новостью о "рокировке" 24 сентября 2011-го, что и вызвало его резкие высказывания.
В апреле 2012 года экс-глава Минфина создал общественную организацию "Комитет гражданских инициатив", которую возглавляет по сей день. Бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев – один из членов Комитета.
- Андрей Алексеевич, что означает слух о таком "возвращении" Алексея Кудрина? Кто-то выдал желаемое за действительное?
– Нет, я не исключаю, что президент мог всерьез рассматривать варианты привлечения Алексея Леонидовича. Известно, что он предлагал ему должность председателя Центробанка. Во-первых, он ценит его профессионализм. А во-вторых, Кудрин – фигура еще и символическая, которая смотрелась бы очень выигрышно на фоне резко ухудшившихся отношений с Западом. Это выглядело бы как некое усиление либерального окружения президента. Думаю, что это не единственный фактор, но в том числе. В последнее время по всем признакам проходило резкое усиление влияния так называемых силовиков. И я не могу исключить, что Владимир Владимирович хотел в глазах общественного мнения как-то это уравновесить. Это его более или менее стандартная привычка – придерживаться таких вот балансов.
- Мы все помним, из-за чего случилась отставка Кудрина. Сейчас у нас кругом война, мы, как известно, в кольце врагов, рост военных расходов прямо-таки необходим. Разве Кудрин в качестве советника будет это советовать?
– Во-первых, никто не сказал, что рост военных расходов действительно необходим. Хотя, конечно, если мы будем расширять операцию в Сирии, то он понадобится. Но Владимир Владимирович – он ведь тоже не дурак. Он понимает, что в нынешней ситуации резать социальные расходы – занятие взрывоопасное. Поэтому я вполне могу допустить, что сейчас ему нужен кто-то, кто поможет ему в определенной степени сдержать аппетиты силовиков, которые сейчас, безусловно, набрали силу. И вот в рамках традиции сдержек и противовесов это был бы очень логичный ход.
- Предположим, Кудрина назначат…
– Думаю, что не назначат. И сам он не согласится.
- Кремль опроверг "кадровую сплетню" в такой форме – после таких опровержений часто происходит то, что они опровергают.
– В любом случае, те версии, которые обсуждаются, представляются мне крайне сомнительными. Я был бы очень удивлен, если бы Алексей Леонидович согласился. По крайней мере, на те должности, которые упоминаются вслух.
- А если без конкретных должностей? Предположим, он в роли "пожарной команды" получит карт-бланш. Но даже Кудрин не сможет повысить цены на нефть и не отвяжет от нефти нашу экономику. Что он сможет сделать?
– Главное, что можно многого не делать. Не делать того, что дает крайне негативные сигналы для бизнеса. Последнее – повышение единого вмененного налога. Или история с дальнобойщиками, возникшая просто на ровном месте. Право Следственного комитета возбуждать уголовные дела по налоговым правонарушениям, не интересуясь мнением налоговой инспекции. Бизнес в последнее время получал много негативных сигналов. Думаю, что Алексей Леонидович мог бы их число уменьшить, а какие-то законы просто отозвать.
- Если кто-то понимает, что такие меры нужны, для этого не нужно назначать Кудрина – чтобы чего-то не делать. Можно просто не делать. Видимо, его могли бы назначить все-таки для того, чтобы он что-то делал?
– Кто-то ведь должен еще и аргументировать необходимость "не делать". И аргументировать убедительно. Потому что такие решения принимаются в тяжелой аппаратной борьбе. Ну а кроме того, он мог бы попытаться хоть как-то нормализовать ситуацию с бюджетом. Позиция Кудрина как наиболее сильной фигуры в этом смысле была бы более весомой. Включая, кстати, те же самые оборонные расходы.
- Вы хотите сказать, он мог бы аргументировать перераспределение денег в бюджете?
– Да, именно так. Тем более не исключено, что нам предстоят серьезные заимствования, в том числе – на Западе, для покрытия дефицита бюджета. Эта мысль звучит все чаще. Если эти заимствования будет делать Кудрин, то шанс на то, что они будут успешными, больше, чем если бы это делал… Патрушев, например.
- Какие заимствования на Западе, мы же под санкциями? Или назначение Кудрина стало бы шагом в сторону избавления от санкций?
– Не думаю, что само по себе назначение Кудрина привело бы к снятию санкций, там причины слишком глубокие. Но это была бы еще одна "капелька".