Спасти президента Асада: как Путин изменил ход войны в Сирии

Источник
Сирийский вопрос будет центральным на Генеральной ассамблее ООН. От российского президента ждут заявлений по дальнейшей стратегии. Однако уже предпринятые Москвой действия изменили ход событий, констатируют эксперты.
Война в Сирии продолжается с марта 2011 года. За это время, по данным ООН, погибли более 220 тыс. человек, а половина населения страны, 11 млн, стали вынужденными переселенцами. Москва с самого начала конфликта отказалась поддержать инициативы стран Запада и региона, которые позволили бы событиям развиваться по «ливийскому сценарию». При этом Россия участвовала в переговорах о политическом урегулировании, в том числе организуя у себя встречи сирийской оппозиции и правительства.

Этим летом впервые с начала конфликта российская сторона начала активно наращивать военное присутствие в Сирии. Действия России дали передышку президенту Башару Асаду, указывают эксперты, но ответ на вопрос о том, как будет ситуация развиваться дальше, должно дать выступление президента Владимира Путина в ООН.

Арена столкновений

Всего несколько недель назад режим Асада был в опасности: ему грозила потеря земель от Латакии до Дамаска, которые могли перейти под контроль «Джебхат ан-Нусры» и так называемого «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России организация).

С начала боев состав участников военных действий несколько раз менялся. Сейчас, по данным Reuters, с одной стороны, сражаются правительственная армия Сирии с примкнувшими к ней «Хезболлой» и нерегулярными вооруженными группами. Ей противостоят «Джебхат ан-Нусра», «Исламское государство», курды и так называемые умеренные повстанцы, в числе которых Свободная сирийская армия, сформировавшаяся в самом начале конфликта. Фактических участников намного больше, они формируют альянсы и перегруппировываются.

Под контролем правительственной сирийской армии находятся районы у побережья Средиземного моря — Латакия и Тартус, где расположен российский пункт материально-технического обеспечения ВМФ.

До начала войны в 2011 году сирийская армия насчитывала до 300 тыс. военных, но сейчас сократилась как минимум на половину, указывает Reuters. У Syrian Observatory for Human Rights другие данные: в 2014 году в армии оставалось около 70 тыс. человек.

Поддержку правительственной армии оказывают бойцы террористического ливанского движения «Хезболла», также на стороне Асада воюют бойцы из Ирана и Ирака, Тегеран также направил в Сирию своих советников. Президент Ирана Хасан Рухани обещал Асаду поддержку «до конца пути».

В последнее время численность поддерживающих режим сил оценивается примерно в 140 тыс. человек, половину из которых составляет сирийская армия, говорит военный эксперт Владимир Евсеев.

При этом в год режим может рекрутировать до 25 тыс. ​новобранцев. Этого недостаточно, чтобы одержать победу, но достаточно, чтобы купить время, пишет Езид Сеиг из Фонда Карнеги. Армии удается держаться в основном за счет технического преимущества, за пять лет боев она сильно измотана, а новобранцы не успевают пройти полный курс обучения, говорит Евсеев.

Форпостом ИГ, объявленной «столицей халифата», является сирийский город Ракка на севере страны. До 2013 года ИГ действовало в составе «Аль-Каиды». По данным на конец июня, бойцы ИГ контролировали почти половину территории Сирии. Это пояс малонаселенных территорий, тянущихся с северо-запада на восток страны, а также фрагменты в центральной части Сирии. Эта группировка наиболее нетерпима к меньшинствам и не признает государственных границ Сирии.

Борьбу с ИГ ведут не только сторонники режима Асада, но и другие вооруженные группы, такие как «Джебхат ан-Нусра», до сих пор являющееся подразделением «Аль-Каиды», указывают и Reuters, и другие источники. Именно это движение получило в марте контроль над частью провинции Идлиб на северо-западе, а также над несколькими районами на юге страны.

Значительную часть территории в районе Алеппо и Идлиба на северо-западе контролирует Свободная сирийская армия. Она причисляется к умеренным силам, так как готова гарантировать права меньшинств, в том числе алавитов, к которым принадлежит семья Асадов.

Одной из наиболее сильных и перспективных группировок, противостоящих Асаду, The New York Times считает салафитскую «Ахрар Аль-Шам», имеющую поддержку монархий Персидского залива. Группировка участвовала в захвате Идлиба весной этого года. Как пишет The New York Times, именно у этой силы есть возможность занять лидирующее положение в политическом решении кризиса. Ее лидеры заявляют об уважении границ страны и в последнее время пытаются дистанцироваться от фундаменталистов, пишет издание.

Север страны вдоль границы с Турцией контролируют курдские отряды. Их численность, по оценке Евсеева, может достигать 30 тыс. человек, контролирующих примерно 15% территории страны.

О настоящей численности ИГ и других группировок говорить сложно, указывает эксперт. В СМИ называются цифры в несколько десятков тысяч.

С кем борется Россия

Летом президент Путин предложил создать широкий фронт для борьбы с террористами в Сирии. В других своих выступлениях Путин конкретизировал угрозу, называя основной ее составляющей именно «Исламское государство». Москва предлагает объединить усилия сирийского правительства, курдского ополчения и так называемой умеренной оппозиции, а также ряда стран региона в борьбе с угрозой самой государственности Сирии и в борьбе с терроризмом, пояснил Путин в середине сентября.

Пока поддержку Москве помимо правительства Асада выразили президент Египта Абдельфаттах ас-Сиси, президент Палестины Махмуд Аббас. Западные страны все это время говорят о том, что увеличение российского присутствия представляет опасность для положения дел в регионе, но готовы выслушать российские предложения. В частности, желанием прояснить позицию России по Сирии объясняют представители Белого дома решение о проведении переговоров президента США Барака Обамы с Владимиром Путиным во время Генассамблеи ООН.

Против российских инициатив выступил совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр назвал российские действия в Сирии «эскалацией» и подчеркнул, что у Сирии нет будущего, пока Асад остается у власти. Подходы Москвы по-прежнему расходятся и с позицией Турции, сообщал по итогам переговоров с президентом Турции Реджепом Эрдоганом пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Эксперты оспаривают и основные тезисы, выдвигаемые Россией. Владимир Путин говорил о том, что миграционный кризис в Европе связан с тем, что сирийцы бегут не от режима, а от террористов и что именно террористы являются основной угрозой для Асада. По данным Syrian Network for Human Rights, за все время конфликта от действий неправительственных сил погибло менее 4% от общего числа жертв.

А на столкновения между силами Асада и отрядами ИГ приходилось только 6% всех военных столкновений в Сирии, гласят данные Janes IHS в 2014 году. В этом году цифра может возрасти до 10–12%, прогнозирует Эмиль Хокаем из британского Institute for Strategic Studies.

Методы борьбы

Свои дипломатические предложения Россия подкрепила усилением военного присутствия. Летом появились сообщения и подтверждающие их снимки о том, что в районе Тартусы и Латакии появились российские военнослужащие, зенитные комплексы и авиационная техника. Официально российская сторона неоднократно заявляла, что российские военные находятся в Сирии уже давно, а их присутствие обусловлено военной помощью сирийской армии, несущей «основное бремя противостояния терроризму». Российские военнослужащие присутствуют в Сирии, но не воюют: они работают на военной базе, сопровождают поставки вооружений и контролируют их целевое использование, написало Минобороны в ответ на депутатский запрос.

Россия взяла ситуацию под контроль и ввела тяжелые вооружения, это позволило не только Башару Асаду вздохнуть с облегчением, теперь вся сирийская сцена может измениться, откликнулся на усиление российского присутствия эксперт Фонда Карнеги Марк Пьерини в турецкой Hurriyet Daily News.

Хотя окончательной ясности в намерениях Москвы нет, уже сейчас можно говорить о том,  что, разместив самолеты и другую технику в Латакии, Москва нейтрализовала планы Анкары сместить Асада и свела к нулю возможность вторжения турецких ВВС в Сирию, а также сделала невозможной полномасштабную иностранную интервенцию в Сирию, пишет Пьерини.

Хотя окончательная цель присутствия российских сил непонятна, уже можно говорить о том, что оно значительно: меняется соотношение военных сил. Оно может остановить сокращение сил Асада, оказать поддержку режиму и усилить его моральный дух, а также ограничивает возможности США и Израиля в Сирии, пишет в своем обзоре The Washington Institute for Near East Policy.

Военное присутствие России вынуждает сирийскую оппозицию и тех, кто ее поддерживает, взять паузу, так как перспектива прямого конфликта с Россией не то, чего они ищут, полагают авторы обзора. Еще одним результатом этого может стать их стремление искать политическое, а не военное решение конфликта. 
Персоны Компании
Расследование РБК: как зарабатывает Высшая школа экономики
ВШЭ, созданная на волне либеральных реформ 1990-х, теперь получает миллиарды, работая как экспертный центр для правительства и администрации президента. РБК разбирался, как ей удалось завоевать деньги и доверие государства.
Обзор 21-25 сентября: новые песни о главных
Неожиданные превратности в судьбах сильных мира сего вторую неделю занимают и писателей и читателей. Еще недавно, казалось, всех потрясла новость о массовых арестах в Республике Коми, и вот уже на сайтах появляется подробный перечень содеянного Вячеславом Гайзером и его командой.
Операция "Якорь в пустыне"
Как российские Mistral пристроили в Египет.
Евробомбы предъявлены к погашению
Москва пообещала расплатиться "Искандерами".
«Путин лично предупредил»: за что Пугачев потребовал от России $12 млрд
Экс-сенатор Сергей Пугачев в своем иске к России обвиняет власти в том, что они принуждали его заключать сделки на невыгодных условиях и отнимали у него активы без компенсации инвестиций.
Укротитель нефти
Игорь Сечин предрек России статус лидера по добыче «черного золота».
Энергоактивы Марины Сечиной попали под напряжение
Бизнесвумен не спасла «Роскоммунэнерго» от уголовных дел.
Гайзергейт
Как власть и экспертное сообщество отреагировали на арест главы Коми.
Группировка Гайзера: за что арестовали руководство Республики Коми
Впервые в истории России губернатор объявлен руководителем преступного сообщества. В ОПГ главы Коми Вячеслава Гайзера, по версии следствия, входили, среди прочих, вице-губернатор, спикер Госсовета и член Совета Федерации.
Криминальный Гайзер
По отзывам, руководство Республики Коми перестало «видеть берега»
СК сделал выбор в деле Кашина
16 сентября Следственный комитет дал понять, что резонансных задержаний по делу журналиста Олега Кашина не будет. Ведомство выступило против фигуранта, узнавшего в губернаторе Турчаке заказчика покушения.
Обзор 7-11 сентября: сумерки богов
Арест «Бога Кузи» и большие проблемы у других «богов» составили информационное наполнение недели, не слишком богатой на громкие события.
Военную базу на границе с Украиной построит ресторатор Путина
Военный городок, который должен появиться в Валуйках Белгородской области к маю 2016 года, начнет строить компания «Мегалайн», связанная с петербургским ресторатором и знакомым президента Евгением Пригожиным.
Россия укрепила Башара Асада гранатометами и бэтээрами
“Ъ” узнал, какие вооружения Москва поставляет Дамаску.
Журналисту отомстили за губернатора
В деле о нападении на Олега Кашина появилось трое обвиняемых.
"Роснефть" больше не претендует на средства ФНБ
Средства "Роснефтегаза" для компании стали более интересными.
Исаакиевский собор останется музеем
Власти Петербурга отказались передавать храм церкви.
Поставщики тренажеров монетизируют «тренировку президента»
Поставщики тренажеров из США и их российские партнеры на себе ощутили эффект от видео тренировки Владимира Путина и Дмитрия Медведева.