Борьба с терроризмом имеет цену

Источник
Военные расходы России в Сирии в десять и более раз ниже, чем у международной коалиции, возглавляемой американцами. Они пока что посильны для бюджета.
Один из аргументов противников российской операции в Сирии — любая война стоит дорого. «Новая газета» выяснила, о каких цифрах идет речь. По данным Минобороны, с 30 сентября по 5 октября Россия санкционировала около 100 боевых вылетов, в ходе которых авиаударам подверглись 70 объектов террористов. Всего в Сирию переброшено более 50 российских самолетов и вертолетов, а военный контингент РФ в регионе составляет 1,5—2 тысячи человек.

Российские военные эксперты едины в мнении, что на сегодняшний день затраты России на операцию в Сирии далеки от чрезмерных. Дополнительных расходов, согласно заверениям главы Минфина Антона Силуанова, бюджет в этом году не понесет: тут сыграли на руку те 4% ВВП, которые наша страна ежегодно тратит на оборону. Военный обозреватель «Новой» Павел Фельгенгауэр считает такие оценки правдоподобными:

— Затраты на военные действия в Сирии нельзя назвать безумными, поскольку там используются самолеты и боеприпасы, которые были закуплены и оплачены заранее. Дополнительные выплаты личному составу в сумме составляют $100—200 тысяч в день. Нефтепродукты, например, керосин, мы и так поставляем в Сирию уже давно. Остаются другие предметы снабжения, оплачивать которые нам тоже пока что по силам.

Можно предположить, что военные действия в Сирии на данный момент обходятся российскому бюджету в несколько сотен тысяч долларов ежедневно, полагает эксперт. Для сравнения: Соединенным Штатам и их союзникам по коалиции, которые с прошлого августа нанесли более 6000 авиаударов по территории Ирака и Сирии, один день военных действий в среднем стоит $9,9 млн.

Цена войны против «Исламского государства» (организации, запрещенной на территории РФ) для российского бюджета существенно возрастет, если войскам помимо воздушных вылетов потребуется проводить и сухопутные операции. Хотя такая вероятность пока что низка, гарантировать что-либо в этом конфликте крайне трудно. Глава Чечни Рамзан Кадыров, к слову, еще в первый день операции выразил желание и готовность послать «тысячи чеченских добровольцев» в Сирию.

Глава Комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов недавно предположил, что армия Асада может пополниться российскими добровольцами, в том числе бойцами, вернувшимися с Донбасса. «Комсомольцы-добровольцы, как поется в известной песне, их не остановить», — прокомментировал ситуацию адмирал. По его словам, в Сирии россиян привлекает денежное вознаграждение (по данным СМИ, около $50 в день).

Интерес россиян к участию в сирийском конфликте подтверждается статистикой поисковых запросов в Рунете: все чаще пользователи посещают интернет-страницы по запросам вроде «Набор добровольцев в Сирию» и т.д.

В то же время важно отметить, что число наших соотечественников, сражающихся под знаменами ИГ, в любом случае сопоставимо с количеством российских военнослужащих и проасадовских добровольцев-россиян, вместе взятых. По данным министра внутренних дел Владимира Колокольцева, 1800 боевиков ИГ имеют гражданство РФ.

Масштаб российской военной операции в Сирии не сравнится ни с афганской кампанией, ни с чеченскими войнами, ни даже с гибридным конфликтом в Донбассе. Как выразился глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, по стоимости она сопоставима с «расширенными долгосрочными учениями» российских вооруженных сил. Тем не менее уже сегодня эти «учения» не способствуют сокращению дефицита федерального бюджета, который в этом и следующим году прогнозируется на уровне 3%. Кроме того, если боевики окажутся в силах эффективно атаковать российские базы или же если военная операция затянется, то потери России могут оказаться весьма серьезными, а средства Минобороны — недостаточными.

«Серьезные расходы начнутся потом, когда нужно будет восполнять потери: потраченные боеприпасы, моторесурсы, повреждения и возможные потери самолетов», — говорит Павел Фельгенгауэр. Все российские самолеты, действующие в Сирии, включая старые штурмовики и бомбардировщики, являются либо модернизированными, либо вовсе совершенно новыми. К последним относятся бомбардировщики Су-34 (сейчас в Сирии — 6 штук), которые исходно стоили около 1 млрд рублей за единицу. Сегодня их стоимость может превышать и 2 млрд, считает эксперт.

Даже если бюджетные траты России в этом конфликте останутся умеренными, вопрос о целесообразности военной операции в Сирии для нашей страны остается открытым. Суннитский мир уже крайне недоволен действиями России: духовные лидеры Саудовской Аравии призвали мусульман региона начать антироссийский джихад, а сирийские вооруженные группировки от оппозиции договорились о совместных действиях против наших вооруженных сил. Не похоже также, чтобы где-то в Сирии лежал путь к отмене западных санкций, да и по уровню поддержки среди российского населения сирийский конфликт заметно уступает украинскому.
Персоны Компании
Разыскиваемые по громким делам гуляют по Чечне
Обвиняемые по громким делам, которые находятся в розыске, спокойно живут в Чечне и особо не скрывают своего присутствия в этой республике.
Особенности национального PR
О чем молчат пресс-секретари.
Россия получила право объявить немедленный дефолт Украины
РБК изучил 150-страничный меморандум Украины, адресованный держателям ее облигаций, включая Россию. Из документа следует, что Россия не вернет себе $3 млрд в срок, в декабре, а значит, может готовиться к судебным тяжбам.
Николай Никифоров «поссорился» с Минфином?
Министр связи РФ «выбивает» миллиарды из бюджета на «распильный» проект?
Мусорный банк
Михаил Кузовлев ушел из «Российского капитала».
Как украсть деньги? Просто берешь и крадешь
Уголовное дело в отношении сотрудников лопнувшего банка «Огни Москвы» раскрывает страшную банковскую тайну.
Тандем Матвиенко - Полтавченко продавил «Аэроэкспресс»
С третьей попытки Смольному удалось добиться от федерального центра 10 млрд рублей на «Аэроэкспресс» до Пулково. Впрочем, к чемпионату мира по футболу его все равно не успеют построить.
Ставка на биты
«Единая Россия» развернула пропагандистскую кампанию в поддержку активиста, подозреваемого в крышевании игорных клубов.
Опасные гастролеры
Мага Манасский, влиятельный ректор Горного института и ловкие адвокаты – как их объединило уголовное дело Сергея Петрова?
Миллионы на руках: сколько стоят часы российских политиков и бизнесменов
РБК изучил часы российских политиков и руководителей госкомпаний. Самые дорогие — у Рамзана Кадырова. А Владимир Якунин и сам носит роскошь, и другим дарит: его подарок украшал руку Сергея Нарышкина.
Обвиняемого в убийстве Ямадаева судят лишь за разбой
В Лефортовский суд Москвы поступили материалы уголовного дела в отношении Зелимхана Мазаева, которого власти ОАЭ обвиняли в исполнении убийства экс-командира батальона "Восток" Сулима Ямадаева. Впрочем, ответит он не за это преступление, а за банальный разбой.
Облава на Дагестан: почему идут обыски в домах чиновников
В течение недели силовики задержали в Дагестане нескольких чиновников, включая сына спикера парламента. Идет борьба с влиятельным в республике кланом и аресты продолжатся, полагают эксперты.
Где Руслан Геремеев
Каким образом подозреваемый в убийстве Бориса Немцова покинул Россию и что происходит в вотчине семьи Геремеевых — Шелковском районе Чечни.
Бывший охранник Путина впервые опубликовал сведения о доходах
Главнокомандующий Внутренними войсками МВД России Виктор Золотов, чья декларация не была опубликована вовремя, наконец отчитался о доходах. В его владении два гектара земли, два дома, две квартиры и ледник.
«Вертолет в Дагестан еще не раз прилетит»
Федеральный центр продолжает зачистку криминальных кланов в республике.
Геремеев ушел от следователей в горы
Руслан Геремеев, которым СК РФ интересуется в связи с расследованием убийства Бориса Немцова, может находиться в чеченском селе Беной-Ведено.
Расследование РБК: зачем Мединскому Военно-историческое общество
Российское военно-историческое общество под руководством министра культуры Владимира Мединского занято крупными патриотическими проектами. РБК выяснил, кто дает РВИО деньги и какое отношение к нему имеют друзья министра.
По делу о растрате в «Роснано» арестован бывший финансовый директор
Святослав Понуров заключен под стражу до 6 сентября.