В Вашингтонском суде решили пересмотреть итоги приватизации крупнейшей нефтяной компании. Крайними могут оказаться не олигархи, а «красные директора» и государственные менеджеры. Депутатов Муравленко и Казакова, а также экс-главу КГБ Иваненко обвиняют в получении взяток на $2 млрд за незаконную приватизацию ЮКОСа. Неожиданно проявилось и потенциальное участие в мутной сделке Анатолия Чубайса и Альфреда Коха.
Юридическая фирма White & Case представила в суд округа Колумбия в Вашингтоне (U.S. District Court District of Columbia, Washington, DC) материалы, которые, по мнению адвокатов, доказывают факт незаконной приватизации компании ЮКОС в 90-е годы.
Об этом сообщила газета РБК, опубликовавшая 8 июня материал о новых обстоятельствах дела. По данным газеты, доказательства были представлены в суд 5 июня, ранее они фигурировали в судебном заседании в Германии.
До этого «козыри» в течение 13 лет предпочитали придерживать.
Решение голландского суда – в жизнь!
Судя по содержанию «докета» дела ЮКОСа – электронного кабинета, в котором выкладываются материалы дела, упомянутые в российских публикациях документы были представлены в суд Вашингтона в октябре 2015 года.
Само же дело, в рамках которого были представлены материалы о приватизации, началось еще два года назад. 25 ноября 2014 года адвокаты компании Shearman & Sterling подали от имени компаний Hulley Enterprises Ltd, Veteran Petroleum Ltd и Yukos Universal Ltd (по факту – это представители прежних акционеров ЮКОСа) петицию, в которой просили американский суд легализовать на территории США решение постоянной палаты третейского суда в Гааге. Согласно этому решению, принятому 18 июля 2014 года, Россия обязывалась выплатить $50 млрд компаниям, аффилированным с бывшими акционерами ЮКОСа. Узаконив «голландское решение» в Штатах, можно было приступить к аресту активов Российской федерации на территории США.
В тексте петиции на 22 страницах пересказывается история сверхуспешной нефтяной компании, которая, после объединения с «другой» российской компанией, должна была быть продана «западным инвесторам». Но вместо это она якобы стала жертвой политической вендетты российских властей, уничтоживших как саму фирму, так и некоторых ее создателей.
Ниже приведем мнение следствия, пока еще не подтвержденное.
Кому выгодна война с девяностыми
Решение Гаагского третейского суда было отменено Гаагским окружным судом в апреле 2016 года. А чуть раньше, осенью 2015 года, Россия столкнулась с массовыми попытками арестовать ее активы в самых разных юрисдикциях. Успех «американской петиции» мог вызвать настоящее цунами для заграничной собственности российского государства и российских госкорпораций.
Логика «войны за 50 миллиардов» потребовала от российской стороны новых аргументов. И скорее всего, именно этим объяснялось появление на свет «приватизационного досье» ЮКОСа в октябре прошлого года. Стратегия «репутационного удара» могла сработать в американском суде, где чтят традиции «честной конкуренции» и, отношение к российским аукционам 90-х в целом негативное. Но то, что выглядело крайне необходимым и понятным прошлой осенью, утратило смысл после того, как угроза лишиться собственности за рубежом миновала.
Тем более интересно взглянуть на материалы, которые были представлены в Вашингтонский суд для доказательства тезиса о «коррумпированности» менеджеров ЮКОСа: по большей части они характеризуют в неприглядной форме государственных управляющих того времени.
В представленных российской стороной в суд округа Колумбия документах утверждается, что глава ЮКОСа и его партнеры (шесть олигархов, владевшие ЮКОСом) «переводили незаконные платежи напрямую через одного из заявителей (Yukos Universal Limited) с целью взяток правительственным должностным лицам, которые изначально помогли олигархам приобрести акции ЮКОСа в 1995 и 1996 годах». Взятки перечислялись на счета промежуточной компании Tempo Finance Ltd.
Сергей Муравленко, Юрий Голубев, Виктор Казаков и Виктор Иваненко были назначены государством менеджерами ЮКОСа до его приватизации. И согласно якобы заключенному между Yukos Universal и Tempo Finance договору, четверка «нужных людей» должна была получить 15% от сделки по продаже акций компании – при условии, что компания, их усилиями, будет передана в нужные руки. Эксперты оценивают эти 15% как $1-2 млрд.
В деле есть письмо на имя Анатолия Чубайса (на тот момент – заместителя председателя правительства), датированное 27.09.1995 года. В нем тогдашний президент принадлежавшей государству корпорации Сергей Муравленко представляет свой план приватизации ЮКОСа. Этот план предлагает проведение не аукциона, а «инвестиционного конкурса», на котором инвестор должен гарантировать реализацию определенных инвестиционных планов. Подобные механизмы позволяют эффективно отсекать «ненужных» конкурентов. Именно так произошло и с ЮКОСом. О чем, кстати, свидетельствует соответствующая запись на самом письме.
Еще один интересный документ из «Вашингтонской коллекции» – письмо Альфреда Коха, датированное 4.10.1995 года. В нем исполнявший на тот момент обязанности главы Роскомиимущества Кох категорически выступает против предложения поменять акции ЮКОСа на акции банка «Менатеп».
К сожалению, история не сохранила имена инициаторов этой «славной затеи». Которая, к счастью (и благодаря ныне оппозиционеру Коху), не была реализована. Иначе история приватизации в России обогатилась бы невероятным примером обмена акций огромной нефтедобывающей компании на акции «бумажного» по сути банка, который так и не смог пережить кризис 1998 года (а его бриджи-наследники тоже сгинули в более поздние времена).
Другими словами, представленные документы могут если не поменять, то существенно скорректировать «народный консенсус» относительно приватизации, согласно которому союз хищных олигархов и коррумпированных младореформаторов прихватил все жирные куски госсобственности. В представленной по делу ЮКОСа версии получается, что коррумпированной частью были все-таки советские директора?
Око или рука спецслужб
В числе лиц, названных в Вашингтонском суде, помимо нефтяников Муравленко и Голубева, фигурирует также Виктор Иваненко – генерал-майор ФСБ, возглавлявший спецслужбу РСФСР в конце 1991 года и первые месяцы уже образовавшейся Российской федерации. Оказавшийся в отставке после несогласия объединять службы МВД и ФСБ «последний директор» оказался погружен в бизнес. А теперь его называют бенефициаром ЮКОСа в списке других «бывших» должностных лиц.
Связь «менатеповцев» с «органами» муссируется еще с самого начала 90-х . Слухи об этом появились сразу после того, как молодые и перспективные комсомольские работники внезапно оказались банкирами из высшей лиги. Своего пика эти слухи достигли после того, как партнером «Менатепа» стал Александр Конаныхин, совершенно феерический персонаж даже на фоне ярких 90-х годов (один из первых брокеров и банкиров в РФ, спонсировавший избирательную кампанию Бориса Ельцина и позже эмигрировавший в США). Но никаких реальных доказательств такой связи не было. Поэтому нынешний расклад может оказаться особенно интересным – если он сможет хоть немного прояснить историю появления одной из крупнейших финансово-промышленных групп России девяностых, подвергшейся позже самой безжалостной операции по уничтожению.
Но вряд ли теми, кто решил вдохнуть жизнь в историю двадцатилетней давности, движут просветительские цели. В таких случаях речь идет, как правило, о решении куда более приземленных задач.
И – новый поворот
На эту историю можно взглянуть и под другим углом. Помимо контратаки на ЮКОС, обнародование ждавших своего часа документов может оказаться очередным выпадом в сторону Анатолия Чубайса. Возглавляемая им ГК «Роснано» с трудом перенесла проверку Счетной палаты, сам Анатолий Борисович пережил ряд репутационных скандалов, а в апреле стало известно, что «фигурантами многоэпизодного дела о якобы имевших место многомиллионных хищениях в корпорации под видом консультационных услуг» стали зампред ГК «Роснано» Юрий Удальцов и бывший министр экономики РФ Яков Уринсон. А бывший заместитель главы «Роснано» Андрей Малышев заочно арестован по делу о растрате 220 млн рублей корпорации.
Вовремя вынутые из-под сукна и предъявленные в Вашингтонском суде документы могут оказаться еще одним жестким «ударом в подбрюшье»: учитывая фигурирующую в деле переписку Анатолия Чубайса, можно предположить, что троица Муравленко-Иваненко-Казаков в период приватизации ЮКОСа выступала в роли его порученцев. А возможно, учитывая их высокий статус защиты, и его «кошельков».
Кто есть кто
Сергей Муравленко – депутат Государственной думы РФ 4-го, 5-го и 6-го созывов (фракция КПРФ), член комитета по природным ресурсам и природопользованию. Занимал пост председателя совета директоров АО НК «ЮКОС» с 1997 по июнь 2003 года. В 2015-м году доходы Сергея Муравленко составили 402 290 366,70 руб.
Виктор Казаков – депутат Государственной Думы 4-го, 5-го и 6-го созывов (фракция «Единая Россия»), бывший первый вице-губернатор Самарской области, бывший президент ЗАО «ЮКОС Эксплорейшн & Продакшн», бывший первый вице-президент АО «Нефтяная компания «ЮКОС».
Виктор Иваненко – с мая 1991 года – и. о. председателя, а с 5 августа по 26 ноября 1991 года – председатель КГБ РСФСР, генерал-майор ФСБ. Создатель Службы безопасности РАО «Газпром». С апреля 1993 по октябрь 1998 года вице-президент, первый вице-президент, заместитель председателя правления АО «Нефтяная компания «ЮКОС».
Юрий Голубев – бывший член совета директоров НК «ЮКОС», один из основателей компании. По информации СМИ, был сторонником сохранения компании как производственной единицы путем передачи контрольного пакета государству. Скончался в Лондоне в январе 2007 года.