Новицкий без газа: бизнесмен пытается сохранить пенсионный бизнес

Источник
Бизнесмен Евгений Новицкий может продать свою долю в «Уралнефтегазпроме», в противном случае его пенсионные фонды рискуют не попасть в систему гарантирования.
О том, что бывший глава АФК «Система» Евгений Новицкий в ближайшее время продаст 62% в «УралнефтеГазпроме» (УНГ), Forbes сообщили два источника на рынке и подтвердил источник, близкий к Новицкому. Среди претендентов на покупку называют малоизвестную компанию First Oil. В 2012 году Новицкий покупал компанию у «Стройтрансгаза», подконтрольную Геннадию Тимченко, за $75 млн. Во сколько оценивается этот пакет сейчас, Forbes выяснить не удалось. Инвестбанкиры считают, что если аналогичный пакет оценивать сегодня, то его стоимость будет ниже. Хотя Новицкий всегда дорого оценивал свои активы, говорит его знакомый. Связаться с представителями First Oil и самим Евгением Новицким Forbes не удалось.

Оставшиеся 38% в УНГ принадлежит «дочке» «Газпрома» компании «Газпром Добыча Оренбург». Новицкий вместе со своим партнером экс-президентом «Башнефти» Виктором Хорошавцевым планировали консолидировать все 100% УНГ, но не смогли договориться с руководством «Газпрома».

УНГ сильно зависит от газовой монополии — большую часть производимого газа он сдает по контракту на Оренбургский газоперерабатывающий завод, принадлежащий «Газпром Добыча Оренбург». Но покупатель пакета Новицкого может вновь попробовать предложить выкупить долю «Газпрома», считает источник Forbes на нефтегазовом рынке. В «Газпроме» отказались отвечать на вопросы Forbes. «УралнефтеГазпром» ведет разработку шести нефтегазовых месторождений в Оренбургской области. Суммарные запасы газа и жидких углеводородов составляли 28 млрд куб. м и 23 млн тонн соответственно, извлекаемые запасы разрабатываемых месторождений — около 5,8 млн тонн нефти. Компания добывала 3100 тонн конденсата и 29 млн куб. м газа в месяц.

Желание продать «УралнефтеГазпром» — вынужденная мера, и связана она с желанием помочь пенсионному бизнесу. Евгений Новицкий — владелец шести пенсионных фондов: «Первый национальный пенсионный фонд», «Мечел фонд», НПФ Торгово-промышленной палаты, НПФ металлургов, «Церих», «Уральский финансовый дом». На конец 2015 года в фондах было аккумулировано в общей сложности 19,8 млрд рублей пенсионных накоплений и 8 млрд рублей корпоративных пенсий. Эти деньги направлялись на скупку нефтяных активов, включая «УралнефтеГазпром», говорит источник Forbes. Формально фонды Новицкого покупали облигации и векселя близких к нему компаний, которые предоставляли финансирование кипрской компании UNGP Holding. Последняя и скупала акции УНГ. Именно эта схема и стала причиной будущих проблем Новицкого и Центрального банка.

    Еще в 2014 году Банк России отказал четырем фондам, принадлежащим Новицкому, во вступлении в систему гарантирования.

У регулятора вызвали вопросы бумаги технических эмитентов стоимостью около 12 млрд рублей, писали «Ведомости». Источник Forbes, знакомый с ситуацией, говорит, что первоначально положение фондов было хорошим, но затем Новицкий якобы столкнулся с пристрастностью контролирующих органов из-за ареста партнера Новицкого — президента АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Впоследствии это привело к тому, что весной 2015 года, когда не вошедшие в систему гарантирования фонды лишились 5,5 млрд рублей «замороженных» пенсионных накоплений за первое полугодие 2013 года и 2014 год и были вынуждены экстренно искать ликвидность, они продали качественные активы на сопоставимую сумму. В 2015 году рейтинговое агентство RAEX снизило рейтинг «Первого национального пенсионного фонда» c уровня А+ до С++.

Чтобы улучшить положение фондов, Новицкий решил передать им дополнительное обеспечение в виде акций нефтегазовых компаний — доли в УНГ и нефтяные активы компании «Первомайское». Сделку с нефтегазовыми активами проводили с помощью технической компании «Петрарко», в которую перевели 62% УНГ и «Первомайское». «Нам понадобилось внести в капитал «Петрарко» доли в УНГ и «Первомайское», — рассказывает Олег Мезенцев, гендиректор УК «Паллада эссет менеджмент» (управляет активами фондов Новицкого). По словам Мезенцева, PwC оценила стоимость долей «УралнефтеГазпрома» и «Первомайского» в 11,3 млрд рублей.

В октябре 2015 года ЦБ разрешил эмиссию акций «Петрарко», ее акции были переданы компаниям, неликвидные бумаги которых покупали фонды Новицкого. В дальнейшем предполагался листинг «Петрарко» на Московской бирже. «Мы подали заявку на включение «Петрарко» в котировальный список Московской биржи и получили отказы, — рассказывает Олег Мезенцев. — Компании не удовлетворяли требованиям по free-float». На Московской бирже не стали это комментировать. По словам директора по корпоративным рейтингам RAEX Павла Митрофанова, опыт других фондов показывает, что неденежные активы как основная часть активов НПФ не устраивает регулятора. Поэтому логичным продолжением этой операции могло стать желание продать нефтегазовый актив.

Если сделка про продаже «УралнефтеГазпрома» произойдет, то у фондов Новицого увеличатся шансы на вступление в систему гарантирования, которое он подавал в конце прошлого года. Срок рассмотрения ходатайств истекает в конце июня 2016 года.
Персоны Компании
Краденый "Микрон" Евтушенкова
Иностранный инвестор считает, что в "Системе" засели воры.
Уильяму Браудеру нашлось дело и в Америке
Генпрокуратура России попросит США дать юридическую оценку скупке акций "Газпрома".
Для Тимченко в России мало мусора
Ради "бхай-бхай" с правительством Ливана «Стройтрансгаз» зальет Россию арабским гуано.
Обзор 10-15 мая: у российских миллиардеров – сплошные потери
Несмотря на послепраздничное затишье, для ряда российских компаний и персоналий неделя выдалась бурной. У них отнимали замки, часы и медиахолдинги.
Миллер против Сечина
«Газпром» не пускает «Роснефть» в Европу.
Минэнерго поддерживает желание «Роснефти» экспортировать газ в Европу
«Роснефти» осталось только договориться с «Газпромом» о работе по агентским соглашениям.
С опорой на собственные силы
НОВАТЭК решил главную проблему "Ямал СПГ" за счет Китая.
Панамагейт «капиталиста-идеалиста»
Переписка Александра Лебедева выявила оффшорные схемы ухода от налогов?
Мимо трассы: как не разориться на «Формуле-1»
Что происходит в Сочи на автодроме между гонками и чем зарабатывает трасса.
Хозяин «Ташира»: как Самвел Карапетян оказался в топ-10 господрядчиков
Как выяснил РБК, компании, связанные с группой «Ташир» Самвела Карапетяна, в 2015 году получили госзаказы стоимостью более 52 млрд руб. Как им удается выигрывать контракты Управделами президента, ФСО и «Газпрома»?
Дело с запахом аммиака: как «красный директор» «Тольяттиазота» потерял контроль над предприятием
За границей, где находится Владимир Махлай, он пишет обидчикам письма, называя их «бандой», а случившееся — «переворотом ГКЧП». Что привело бывшего миллиардера к такому финалу?
КОРСИКанские страсти ЛУКОЙЛа
Группа Александра Корсика работает в интересах компании Алекперова?
Прохоров распродает активы
Михаил Прохоров обсуждает продажу РБК и «Квадры»
В одну трубу можно войти дважды
Главный итог возвращения «Башнефти» в госсобственность: нефть продана посредникам на много лет вперед.
«Болотные» друзья и пропавшие миллиарды Беляева-Набиуллиной
Призывавший к уличной атаке на Владимира Путина банкир стал фигурантом расследования Генеральной прокуратуры и может потерять свободу.
Новый богатейший: пять фактов о Леониде Михельсоне
Совладелец НОВАТЭКа и «Сибура» Леонид Михельсон впервые стал богатейшим россиянином по версии журнала Forbes.
Банки атакуют ТЭЦ
Энергоактив экс-сенатора Леонида Лебедева увяз в долгах.
Полезные ресурсы: кто помог Леониду Михельсону впервые возглавить список Forbes
У Михельсона есть одна важнейшая способность — он умеет своевременно подбирать нужных партнеров. Пожалуй, самый ценный из них — друг Владимира Путина Геннадий Тимченко.