«Газпром» под ударом: чем опасен демарш Варшавы для российской монополии

Источник
Польша не продлит долгосрочный контракт с «Газпромом» после 2022 года, Украина уже не покупает российский газ, а Литва и Турция сокращают закупки. Чтобы сохранить европейский рынок, «Газпрому» придется снижать цены.
Слишком дорого

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG не планирует продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» на поставку российского газа, который истекает в 2022 году. Об этом заявил Reuters уполномоченный правительства Польши по вопросам газовой и энергетической инфраструктуры Петр Наимский.

«Мы будем стремиться к ситуации, когда долгосрочный контракт становится делом прошлого. Если цена на российский газ будет достаточно конкурентоспособной, мы не исключаем, что будем покупать его, но определенно не в рамках долгосрочного контракта», — сказал Наимский.

Согласно МВФ, в апреле российский газ на границе Германии стоил $128 за 1 тыс. куб. м. По расчетам директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, цена для Польши может составлять около $150 за 1 тыс. куб. м по стандарту отчетности «Газпрома».

PGNiG хочет диверсифицировать источники и маршруты поставок импортного газа в Польшу, сообщили РБК в пресс-службе компании. В краткосрочной перспективе PGNiG будет ориентироваться на импорт СПГ из Западной и Северной Европы, а в дальнейшем намерена задействовать газопровод между Польшей и Норвегией для поставок газа с норвежского континентального шельфа. По мнению представителя компании, российский газ поставляется по ценам, значительно превышающим цены на газ на других рынках Европы.

«Газпром» пока не планирует предпринимать никаких действий в связи с этим заявлением, заявил во вторник заместитель председателя правления российской монополии Александр Медведев.

В поисках замены

Контракт между PGNiG и «Газпромом» был подписан в 1996 году. Он предполагает поставку в Польшу до 10 млрд куб. м российского газа ежегодно. В 2015 году, по данным «Газпрома», в Польшу было поставлено 8,9 млрд куб. м. По данным VYGON Consulting, Польша на 50% зависит от российского газа, еще 34% (около 6 млрд куб. м) обеспечивает собственная добыча, остальное она покупает у Германии (13,2%) и других европейских стран.

Российский газ Польша уже пытается частично заместить сжиженным природным газом (СПГ) из Катара и Норвегии. C катарским Qatargas польская компания заключила договор еще в 2009 году. 23 мая PGNiG объявила о решении приобрести первую партию СПГ у норвежской Statoil. Объем первой партии, которая ожидается в июне, — 140 тыс. куб. м СПГ (соответствует 84 млн куб. м газа).

Польше выгоднее покупать российский газ по схеме «виртуального реверса», то есть покупать его в Великобритании и Германии по более низким ценам и отбирать из транзитной трубы Ямал — Европа (идет через территорию Польши в эти страны), говорит Михаил Корчемкин. Это разрешено правилами Евросоюза и гораздо выгоднее: цены в Германии ниже благодаря хорошим отношениям Москвы и Берлина, замечает эксперт. Суммарный объем экспорта газа «Газпромом» не сократится, но монополия потеряет на каждой 1 тыс. куб. м по $25.

Заместитель гендиректора по газовому рынку Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач полагает, что заменить с 2023 года весь поставляемый в Польшу российский газ за счет СПГ будет нельзя. По его мнению, сжиженный газ даже в этой перспективе окажется дороже трубопроводного. Он подчеркивает, что сейчас катарский СПГ для Польши стоит в 1,5 раза дороже трубопроводного газа. По мнению Гривача, у решения Польши политическая подоплека — дешевле покупать российский газ, а не переплачивать за более дорогой СПГ.

Вопрос цены

В мае 2015 года стало известно, что PGNiG подала иск к «Газпрому» и «Газпром экспорту» в Стокгольмский арбитражный суд с целью добиться снижения цены на российский газ. Иск был подан, после того как переговоры с «Газпромом» о снижении цены, начатые в ноябре 2014 года, не принесли результатов. Сам факт подачи иска еще не означает прекращения переговоров, пояснил 31 мая Медведев. По его словам, решение о несудебном урегулировании было подготовлено еще в прошлом году, однако не было оформлено необходимым образом, а затем в польской компании сменилось руководство. Летом 2015 года предправления PGNiG Мариуш Завиша подтверждал, что переговоры с «Газпромом» по цене продвигаются, несмотря на арбитражный процесс. В декабре Завиша ушел в отставку, но представители PGNiG все равно допускали внесудебное решение. «На следующей неделе у нас с [гендиректором «Газпром экспорт»] Еленой Бурмистровой новый раунд переговоров [c польской стороной]», — сказал во вторник Медведев.

В 2011–2012 годах PGNiG уже судилась с «Газпромом». Стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, и в PGNiG рассказывали, что цена не снизится более чем на 10%. Позднее Польша заявила, что будет добиваться большей скидки.

Кто ищет замену «Газпрому»

Помимо Польши есть еще как минимум три покупателя российского газа, которые хотят сократить закупки или совсем отказаться от газа «Газпрома».

В конце марта 2016 года НАК «Нафтогаз Украины» объявил об отсутствии планов возобновить закупки российского газа с 1 апреля. Решение «Нафтогаз» объясняет тем, что цена газа, предложенная «Газпромом» на второй квартал 2016 года, «превышает предложения европейских поставщиков».

В августе 2014 года одна литовская компания — Litgas — подписала пятилетний контракт с Statoil на поставку 540 млн куб. м СПГ в год, что покроет еще около 16% потребностей страны. «Газпром» характеризовал заключение этого контракта как «неэкономическое решение». До этого соглашения Литва на 100% зависела от поставок российского газа. В 2015 году «Газпром» поставил в эту страну 2,2 млрд куб. м.

В декабре 2015 года Bloomberg со ссылкой на источники сообщал о планах Турции наладить поставки газа из Израиля и снизить зависимость от России. Турция импортирует примерно 98% природного газа, из которых на Россию приходится 56% (по итогам 2015 года, по данным «Газпрома», она приобрела 27 млрд куб. м газа). В 2016 году «Газпром» отменил скидку в 10,25% для турецких компаний и сократил поставки в страну. В марте представители турецких компаний не исключали суда с «Газпромом», но в итоге вопрос был урегулирован — в середине апреля поставки были восстановлены в полном объеме.

Президент Турции Тайип Эрдоган ранее говорил, что Анкара найдет замену российским нефти и газу в Катаре и Азербайджане. В начале декабря Турция и Азербайджан договорились ускорить строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP). Запуск TANAP, являющегося частью Южного газового коридора, был изначально запланирован на 2018 год.

В ближайшие 3,5 года у «Газпрома» истекают сроки действия контрактов с Боснией, Словенией, Чехией, Эстонией и Венгрией, подсчитала аналитик Vygon Consulting Мария Белова. По данным «Газпрома», в 2015 году в эти страны было поставлено 11,4 млрд куб. м российского газа (в текущих среднеевропейских ценах на газ это около $1,5 млрд), или 7% от поставок газа в дальнее зарубежье в 2015 году. Самым крупным является венгерский контракт, по которому монополия в 2015 году поставила 5,9 млрд куб. м.

Сейчас на рынке газа перепроизводство, а спрос растет медленнее, чем прогнозировалось, замечает аналитик «Ренессанс Капитала» Ильдар Давлетшин. «Если к 2022 году переизбыток газа сохранится, то «Газпрому» придется снижать цены, чтобы они были конкурентоспособными», — предупреждает Давлетшин. В 2009 году, как отмечает аналитик, контрактные цены «Газпрома» были в три раза выше спотовых, но сейчас они почти сравнялись. По оценкам «Ренессанс Капитала», в этому году из-за избытка газа на рынке и обострения конкуренции «Газпром» недосчитается $5 млрд EBITDA.

Партнер консалтинговой компании Михаил Крутихин считает, что из-за падения цен на нефть «Газпром» продает сейчас газ в убыток. По его прогнозам, в ближайшие два года цены на газ снизятся до $120–130 за 1 тыс. куб. м из-за дополнительного СПГ из Канады, Австралии, стран Африки и США. «Газпром» будет вынужден включиться в ценовую войну: снижать цены, чтобы хотя бы не терять долю рынка газа Европы», — предупреждает аналитик.
Персоны Компании
Битва за перекачку
Нефтяные компании переплачивают «Транснефти» миллиарды рублей, которые она выводит на офшорные счета?
Профессиональный посредник
Как Григорий Березкин зарабатывает на госкомпаниях.
Мимо бюджета
Сколько дивидендов недоплатят госкомпании.
«Газпром» уйдет из Сургута после выборов
Мечты перестанут сбываться! Вслед за «переработкой» город может лишиться и «трансгаза».
Боги болот никого не отпустят
В глубине сибирской тайги разворачивается война между двумя цивилизациями. Льется кровь. В ход идут хитрость, большие деньги. Корреспонденты «Новой» прожили неделю на передовой и увидели, в каких муках рождается энергетическая сверхдержава.
«Все хорошо, прекрасная маркиза»
Пока министров астраханского губернатора Александра Жилкина арестовывают, он сообщает Владимиру Путину об успехах области.
Кризисная щедрость: как растут доходы руководителей российских компаний
Доходы руководителей крупнейших российских компаний растут последние три года, несмотря на экономический кризис.
Услуга по прекращению дел пошла на рекорд
ФСБ Петербурга помалкивает, как они задержали юриста при получении 19 млн за прекращение дела в Следкоме по СЗФО. Теперь многие зависят от того, проходимец он или посредник.
Новицкий без газа: бизнесмен пытается сохранить пенсионный бизнес
Бизнесмен Евгений Новицкий может продать свою долю в «Уралнефтегазпроме», в противном случае его пенсионные фонды рискуют не попасть в систему гарантирования.
Уильяму Браудеру нашлось дело и в Америке
Генпрокуратура России попросит США дать юридическую оценку скупке акций "Газпрома".
Обзор 10-15 мая: у российских миллиардеров – сплошные потери
Несмотря на послепраздничное затишье, для ряда российских компаний и персоналий неделя выдалась бурной. У них отнимали замки, часы и медиахолдинги.
Миллер против Сечина
«Газпром» не пускает «Роснефть» в Европу.
Минэнерго поддерживает желание «Роснефти» экспортировать газ в Европу
«Роснефти» осталось только договориться с «Газпромом» о работе по агентским соглашениям.
Мимо трассы: как не разориться на «Формуле-1»
Что происходит в Сочи на автодроме между гонками и чем зарабатывает трасса.
Хозяин «Ташира»: как Самвел Карапетян оказался в топ-10 господрядчиков
Как выяснил РБК, компании, связанные с группой «Ташир» Самвела Карапетяна, в 2015 году получили госзаказы стоимостью более 52 млрд руб. Как им удается выигрывать контракты Управделами президента, ФСО и «Газпрома»?
Дело с запахом аммиака: как «красный директор» «Тольяттиазота» потерял контроль над предприятием
За границей, где находится Владимир Махлай, он пишет обидчикам письма, называя их «бандой», а случившееся — «переворотом ГКЧП». Что привело бывшего миллиардера к такому финалу?
«Болотные» друзья и пропавшие миллиарды Беляева-Набиуллиной
Призывавший к уличной атаке на Владимира Путина банкир стал фигурантом расследования Генеральной прокуратуры и может потерять свободу.
Полезные ресурсы: кто помог Леониду Михельсону впервые возглавить список Forbes
У Михельсона есть одна важнейшая способность — он умеет своевременно подбирать нужных партнеров. Пожалуй, самый ценный из них — друг Владимира Путина Геннадий Тимченко.