Мимо трассы: как не разориться на «Формуле-1»

Источник
Что происходит в Сочи на автодроме между гонками и чем зарабатывает трасса.
В первый день мая в Сочи пройдет третий в истории Гран-при России «Формулы-1». Черноморская трасса появилась в календаре чемпионата мира в 2014 году: за пять лет в Олимпийском парке к югу от Адлера построили самый современный и самый технологичный автодром на всем постсоветском пространстве. Два первых этапа «Формулы-1» в Сочи состоялись в октябре. Сначала это была вынужденная мера – летом 2014 года Сочи Автодром еще не был достроен, а потому физически не мог принять гонку раньше. В 2015-м дата осталась в календаре «Формулы-1» по инерции.

К сезону-2016 организаторы Гран-при России договорились о переносе даты на 1 мая. По мнению генерального промоутера сочинского этапа Сергея Воробьева, этот день лучше подходит для российских болельщиков, которые привыкли к майским праздникам: в Сочи считают, что новая дата поможет быстрее продавать билеты. За пять дней до старта болельщики разобрали 85% из 55 000 билетов на Гран-при России.

В общей сложности этап «Формулы-1» занимает три дня – пятницу, субботу и воскресенье. В первый день проходят тренировки, во второй – квалификация, а в третий – сама гонка, ради которой и приезжает большинство болельщиков. Все остальное время трассе приходится окупать себя самостоятельно. Чтобы гоночный комплекс не простаивал и не генерировал убытки на пустом месте, Сочи Автодром постоянно ищет новые способы заработка. Forbes выяснил, как российской трассе «Формулы-1» удается балансировать на грани безубыточности.

Формула расходов

Главное, что нужно знать об этапах «Формулы-1»: они убыточны для организаторов. Единственной прибыльной гонкой чемпионата мира является Гран-при Монако – только эта страна не платит компании Formula One Management (FOM) взнос за право принять гонку, а также сохраняет у себя все рекламные доходы. Остальным приходится сложнее. Во-первых, FOM на правах организатора и обладателя коммерческих прав на «Формулу-1» забирает себе прибыль от размещенной на трассе рекламы. Во-вторых, компания вынуждает организаторов гонок платить ежегодный взнос. Его размер колеблется от нескольких миллионов долларов для исторически значимых Гран-при вроде Италии или Германии до порядка $60 миллионов для нефтяных стран типа Бахрейна или Объединенных Арабских Эмиратов.

Россия занимает здесь место «богатых»: сумма взноса достигла рекордных $60 млн еще в 2014 году и с тех пор только росла. Во время Гран-при единственным источником дохода для Сочи Автодрома остаются билеты. Впрочем, даже при 100%-ном заполнении (а в 2014-м и 2015 году Гран-при России проходил с аншлагом) компенсировать 60-миллионный взнос все равно не получится.

«Есть два типа затрат на проведение этапа «Формулы-1»: это лицензионный платеж FOM и непосредственно операционные расходы, – объяснил Сергей Воробьев. – Операционные расходы – это спортивная организация, транспортные услуги и небольшая маркетинговая программа. Все расходы на организацию мы покрываем доходами билетной программы. Затраты на лицензионный платеж «Формуле-1» в 2014 году нам компенсировало государство. В прошлом году платеж частично профинансировали частные инвесторы. Мы постепенно идем к тому, что доля частного капитала в проведении Гран-при России «Формулы-1» будет увеличиваться».

Кто именно взял на себя частные расходы на проведение Гран-при, Воробьев не уточнил. Почему меценаты Сочи Автодрома решили сохранить инкогнито, промоутер также не рассказал.
Как не разориться на гонках

Помимо «Формулы-1» Сочи Автодром принимает еще несколько международных и локальных гоночных серий. Так, с прошлого года в Сочи приезжает кузовное первенство TCR, а в этом году трасса примет европейский турнир Ferrari Challenge. Также в Сочи регулярно проходят этапы Российской серии кольцевых гонок (РСКГ), молодежной «Формулы-4» и полулюбительского кубка «МитДжет». Два последних чемпионата станут гонками поддержки во время предстоящего Гран-при России.

Обычно на одной трассе с «Формулой-1» выступает молодежные гоночные серии GP2 и GP3. Эти соревнования считаются кузницей кадров для «Формулы-1»: по традиции победитель GP3 попадает в GP2, а сильнейшие пилоты GP2 со временем добираются до чемпионата мира. Обе гоночные серии контролирует Берни Экклстоун  – тот же человек, кто принимает ключевые решения в «Формуле-1». Неудивительно, что за приезд GP2 и GP3 Экклстоун также требует взнос: эта сумма в разы меньше, чем плата за «Формулу-1», но для организаторов Гран-при — еще одна статья расходов.

В 2016 году Сочи Автодрому удалось невероятное: российская трасса «Формулы-1» избавилась от GP2 и GP3, несмотря на существующий трехлетний контракт. По словам Воробьева, российская трасса и руководство молодежных чемпионатов приостановили действие договора по обоюдному согласию. Вместо GP2 и GP3 «ассистировать» «Формуле-1» будут российские гоночные серии. Заезды «МитДжетов» и «Формулы-4» будут проходить между сессиями «Формулы-1» и, по сути, займут свободную трассу в то время, как участники Гран-при будут сидеть в боксах. «Для основной массы аудитории наличие национальных гонок поддержки – это плюс, – убежден Воробьев. – У нас есть возможность общаться с болельщиками через билетных операторов, которые работают с большими группами клиентов. Наши зрители слышат, что простые ребята могут гонять не по дорогам общего пользования, а сесть за руль «МитДжета» и поучаствовать в одном уикенде с «Формулой-1», а молодые спортсмены из «Формулы-4» только-только пришли в большие гонки из картинга. Для основной аудитории это ближе».

Разумеется, кроме эмоциональных причин есть и материальные. Кубок «МитДжет» и «Формула-4» платят Formula One Management за право воспользоваться трассой «Формулы-1» во время уикенда Гран-при. Взнос за один этап исчисляется сотнями тысяч евро, рассказал Forbes спортивный директор кубка «МитДжет» Борис Шульмейстер. Суммарные затраты «МитДжетов» на совместный с «Формулой-1» этап превышают миллион евро, признался руководитель чемпионата Станислав Сереженков: помимо взноса FOM сюда входят организационные расходы и аренда тента для гоночных автомобилей. В боксы пилотов не пустят – стационарное здание зарезервировано за командами «Формулы-1».

Примечательно, что Сочи Автодром в финансовой схеме не участвует: российская трасса не получает никаких отчислений ни от «МитДжетов», ни от «Формулы-4» за их участие в гоночном уикенде. Финансовую выгоду автодром генерирует за счет экономии на взносах в адрес GP2 и GP3. Сколько именно российская сторона сэкономила на неприезде молодежных серий в Россию, Воробьев отвечать отказался, сославшись на конфиденциальность контракта со структурами Берни Экклстоуна.
Одинокий спонсор

В 2016 году первым и единственным спонсором Сочи Автодрома стала нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». Компания выкупила фиксированное количество дней на гоночной трассе: в эти дни многочисленные команды «ЛУКОЙЛа» из разных гоночных серий имеют возможность тренироваться на единственной трассе «Формулы-1» в России. Частью соглашения, рассчитанного до конца 2019 года, стало переименование главной трибуны в «Трибуну ЛУКОЙЛ». Правда, это название будет исчезать на время Гран-при «Формулы-1»: чемпионат мира не терпит стороннюю рекламу. В предстоящий уикенд брендирования «ЛУКОЙЛа» на трассе не должно быть по условиям контракта.

Еще одним следствием начавшегося сотрудничества стал приезд в Сочи международного первенства TCR. В этом чемпионате участвует команда «ЛУКОЙЛ», а потому нефтяная компания решила взять на себя расходы по проведению российского этапа. Непосредственной организацией этапа занимается агентство «Манускрипт»: «ЛУКОЙЛ» нанял эту компанию для проведения одной гонки в году. «Манускриптом» владеет бывший менеджер первого российского пилота в «Формуле-1» Виталия Петрова Оксана Косаченко – после завершения карьеры Петрова в чемпионате мира «Манускрипт» сосредоточился на проведении разных автоспортивных событий в России. В случае с сочинским этапом TCR компанию Косаченко можно назвать подрядчиком, а «ЛУКОЙЛ» – заказчиком работы.

Разумеется, гонка TCR не собирает такого большого числа зрителей, как «Формула-1», да и билеты по 400 рублей не позволяют окупить проведение этапа. В данном случае Сочи Автодром зарабатывает не на зрителях, а на организаторах: если «Формуле-1» платят за сам факт приезда, то с другими чемпионатами происходит ровно наоборот. «Мы как автодром получаем ту оплату, которую считаем справедливой», – резюмирует Воробьев.
Платная дорога

В негоночное время Сочи Автодром активно сдает трассу в аренду. Основные клиенты – дилеры и автомобильные компании, которые устраивают тест-драйвы для журналистов и потенциальных клиентов. Арендовать Сочи Автодром с пятницы по воскресенье обойдется заказчику в 500 000 рублей в сутки. С понедельника по четверг расценки опускаются до 300 000 рублей за день.

Дополнительно гости смогут снять гоночные боксы, в которых обслуживали болиды «Формулы-1» (7800 рублей за один бокс), командные домики, где базировались инженеры команд (59 000 рублей за первый этаж, 99 000 рублей за все двухэтажное строение), и даже весь паддок – улицу между гаражами и домиками. Последняя обойдется в 100 000 рублей в сутки. Услугами уже воспользовались Jaguar – Land Rover, Mercedes-Benz, Porsche, BMW и другие компании. Среди клиентов Сочи Автодрома есть и неавтомобильные бренды: в списке фигурируют Сбербанк, «Мегафон», МТС, Canon, Visa и «Газпром».

«Сочи Автодром – это объект недвижимости и одновременно компания, которая предоставляет сервисные услуги по организации мероприятий. Только такая модель позволяет делать автодром безубыточным, – заключает Воробьев. – Нам не нравится быть промоутером любых мероприятий, кроме «Формулы-1». Если бы мы ввязывались в организацию других гонок, нам было бы намного сложнее. Поэтому для нас важно, что все прочие мероприятия по умолчанию имеют одинаковый ценник».

Помимо тест-драйвов и корпоративных мероприятий на Сочи Автодроме проходят и совсем экзотические соревнования. Так, за минувший год здесь состоялись полумарафон и гонка на скоростных инвалидных колясках. «Сейчас автодром не генерирует значительной прибыли, – признается руководитель гоночной трассы. – По сути, суммы круглогодичных доходов и круглогодичных расходов очень близки. Но не стоит забывать, что в рамках проведения Гран-при «Формулы-1» о России и о Сочи узнают по всему миру. Этот эффект тоже оценивается. В прошлом году организаторы этапа в Мексике опубликовали свои результаты: только прямой и косвенный медиаэффект от Гран-при «Формулы-1» они оценили в полмиллиарда долларов. Для Гран-при России цифры аналогичные».
Персоны Компании
Абрамович и Дерипаска станут совладельцами «Розы Хутор»
Роман Абрамович и Олег Дерипаска через «Норильский никель» станут совладельцами «Розы Хутор», крупнейшего горнолыжного курорта в России. «Норникель» вложит в его развитие больше $250 млн.
Хозяин «Ташира»: как Самвел Карапетян оказался в топ-10 господрядчиков
Как выяснил РБК, компании, связанные с группой «Ташир» Самвела Карапетяна, в 2015 году получили госзаказы стоимостью более 52 млрд руб. Как им удается выигрывать контракты Управделами президента, ФСО и «Газпрома»?
Слетел с орбиты
Почему миллиардер Филарет Гальчев потерял за год $3 млрд и отказался от полета в космос
«Панамский архив» связал компанию Ролдугина с «делом Магнитского»
Банковские записи, содержащиеся в «панамском архиве», показывают, что виолончелист Сергей Ролдугин заключил сделку с офшорной компанией, которая могла использоваться для вывода денег из российского бюджета в «деле Сергея Магнитского».
По локти в нефти
Почему сырьевые компании не боятся аварий.
Дело с запахом аммиака: как «красный директор» «Тольяттиазота» потерял контроль над предприятием
За границей, где находится Владимир Махлай, он пишет обидчикам письма, называя их «бандой», а случившееся — «переворотом ГКЧП». Что привело бывшего миллиардера к такому финалу?
КОРСИКанские страсти ЛУКОЙЛа
Группа Александра Корсика работает в интересах компании Алекперова?
Чеченский Валидол - турки поймали "шпиона" в розыске
Задержанный в Стамбуле по подозрению в шпионаже Александр Смирнов на самом деле является чеченским «авторитетом» Валидом Лурахмаевым.
Как делают бизнес Юрий и Алексей Хотины
Бизнесмены Юрий и Алексей Хотины, отец и сын, до сих пор были известны как короли московской недвижимости. Теперь они заинтересовались нефтью.
В одну трубу можно войти дважды
Главный итог возвращения «Башнефти» в госсобственность: нефть продана посредникам на много лет вперед.
«Болотные» друзья и пропавшие миллиарды Беляева-Набиуллиной
Призывавший к уличной атаке на Владимира Путина банкир стал фигурантом расследования Генеральной прокуратуры и может потерять свободу.
Оффшоры и уголовники клана Чемезовых
Зарубежный бизнес друзей и родственников главы «Ростеха» наводит мысли о криминале и военно-промышленном шпионаже против России.
Высшая лига: кем мечтает стать Алексей Хотин
Бизнес-успехи Хотина конкуренты часто объясняют умением выстраивать отношения с влиятельными людьми. Одним из его хороших знакомых называют Бориса Грызлова.
Новый богатейший: пять фактов о Леониде Михельсоне
Совладелец НОВАТЭКа и «Сибура» Леонид Михельсон впервые стал богатейшим россиянином по версии журнала Forbes.
У Михаила Прохорова осмотрели помещения
В ОНЭКСИМе прошли оперативно-разыскные мероприятия.
Банки атакуют ТЭЦ
Энергоактив экс-сенатора Леонида Лебедева увяз в долгах.
Полезные ресурсы: кто помог Леониду Михельсону впервые возглавить список Forbes
У Михельсона есть одна важнейшая способность — он умеет своевременно подбирать нужных партнеров. Пожалуй, самый ценный из них — друг Владимира Путина Геннадий Тимченко.
«Великолепная пятерка» Forbes из Татарстана могла бы год кормить республику
Братья Шаймиевы, Альберт Шигабутдинов, Рустем Сультеев и Алексей Семин за год потеряли почти 37% капиталов.