Группа экспертов в рамках подготовки к заседанию президиума президентского Совета по противодействию коррупции, который должен пройти до 10 июня, подготовила 15-томный доклад, адресованный президенту Владимиру Путину
. Выдержки из секретного доклада о ситуации в компании стали достоянием средств массовой информации.
Речь в докладе, среди прочего, пойдет и о деятельности компании «Транснефть». Эксперты допускают, что ее руководство может получать от деятельности нефтяных компаний так называемую «коррупционную ренту».
Теневой бизнес
Ренту платят нефтяные компании за пользование нефтепроводом. Эксперты оценивают этот теневой бизнес в сотни миллионов долларов.
В докладе, с которым ознакомились журналисты, авторы высказывают мнение, что «квоты распределены между подконтрольными фирмами-прокладками, среди которых: ООО «Транснефть-Терминал», АО «Транснефть-Терминал», ООО «Транснефть-Сервис», АО «Транснефть-Сервис». Чтобы перекачать нефть или продукты ее переработки, российским нефтяникам приходится обращаться к указанным посредникам. Они же беспрепятственно и по своему усмотрению формируют тарифы, значительно превышающие ставки, установленные антимонопольной службой. В итоге российские нефтяные компании ежегодно переплачивают миллиарды рублей, которые руководство «Транснефти» через аффилированные фирмы выводит на офшорные счета за границу».
Эксперты указывают, что прямого доступа к единой трубопроводной системе сегодня у нефтяных компаний фактически нет. Контроль же ФАС за тарифами по перекачке нефти отсутствует.
«Непосредственным организатором и исполнителем схемы является вице-президент «Транснефти» Алексей Сапсай, известный еще и тем, что под его руководством нецелевые расходы по итогам строительства трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан составили ни много ни мало $4 млрд», – пишет UralDaily.ru.
При этом «Транснефть» в своей политике, по всей видимости, не скрывает того, что настроена на дальнейшее повышение тарифов за доступ компаний к нефтепроводу. Так, заместитель вице-президента «Транснефти» Владимир Назаров в интервью заявлял, что «даже небольшое повышение этого коэффициента (70% от железнодорожного тарифа. – ред.) позволило бы «Транснефтепродукту» получить дополнительную прибыль, которую можно направить на расширение системы».
Право платить дивиденды
У доклада, была, что называется, предыстория. В апреле этого года премьер-министр Дмитрий Медведев отдал распоряжение о выплате компаниями с госучастием дивидендов 2015 год в размере не менее 50% от чистой прибыли. За счет увеличения дивидендов, в том числе от ПАО «Газпром», АК «Алроса» (ПАО), ПАО АНК «Башнефть», АО «Зарубежнефть», ПАО «Русгидро», ПАО «Совкомфлот», ОАО АК «Транснефть», ОАО «Роснефтегаз» в бюджет страны должны дополнительно поступить 100 млрд рублей, необходимых для покрытия дефицита бюджета.
При этом расчеты должны производиться на основе анализа плановых финансовых показателей акционерного общества, в том числе прибыли, на среднесрочный период (не менее 3 лет); экономической эффективности направления чистой прибыли акционерного общества на финансирование инвестиционных проектов и иные цели и т.п.
Планку по дивидендам правительство предложило устанавливать либо по российской системе бухгалтерского учета (РСБУ), либо по Международной системе финансовой отчетности (МСФО) – в зависимости от того, какая сумма будет больше. При этом правительство, по всей видимости, и не скрывало, что к «Газпрому» и «Транснефти» отношение было особенным – потому что с них, собственно, и планировали собрать больше всего налогов.
«Транснефть» с этим решением не согласилась. Дело в том, что чистая прибыль компании по РСБУ – 12,8 млрд рублей, а по МСФО – 143,4 млрд рублей. И поэтому руководитель компании Николай Токарев решил отстаивать право платить дивиденды по российской системе бухгалтерского учета. И, что интересно, смог сделать так, как счел нужным.
В свою очередь, это вызвало резкое недовольство в правительстве. В отношении «Транснефти» было принято специальное решение. Компанию обязали платить дивиденды уже в размере 100% от прибыли по РСБУ. Но даже после этого государство все-таки получит гораздо меньше, чем было запланировано. Бюджет пополнится на 11 млрд рублей – вместо 70.
Есть и еще один немаловажный нюанс. Прибыль «Траснефти» зависит от того, как много она изымает денег через дивиденды у своих дочек. Этим обстоятельством были недовольны миноритарии. В ноябре владелец привилегированных акций ООО «Прожектор» подал иск, мотивируя его тем, что компания намеренно занижает прибыль, а как следствие – дивиденды.
Нужные связи
Существуют разные предположения о том, почему Николаю Токареву удается столь успешно отстаивать свои интересы. Аналитики полагают, что за отлаженной схемой могут стоять чиновники Минэнерго и силовые структуры.
Например, в упомянутом выше докладе приводятся данные, что главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России неоднократно направляло запросы в «Транснефть» с целью проверить сведения о возможных преступных схемах руководства. Но никакого ответа так получено и не было.
Мало того, в итоге от руководителя антикоррупционного ведомства Андрея Курносенко поступило неформальное распоряжение прекратить проверку. Эксперты связывают это с тем, что в число покровителей Николая Токарева может входить бывший министр внутренних дел РФ – ныне вице-президент по безопасности «Транснефти» Владимир Рушайло.
Авторы доклада предполагают, что не в последнюю очередь благодаря активному давлению на правоохранительные органы со стороны г-на Рушайло «организаторы и исполнители преступной схемы по транспортировке нефти по завышенным тарифам до сих пор не привлечены к ответственности».
*** Подытоживая, можно предположить, что доклад, приуроченный к заседанию президиума президентского Совета по противодействию коррупции, есть не что иное, как ответный удар по руководству «Транснефти», которому до этого момента прекрасно удавалось добиваться своего. Впрочем, главным остается то, как отреагируют на доклад первые лица страны – если он действительно будет им представлен.