Российского гражданина Игоря Борбота арестовали в Нью-Йорке 22 апреля. Но только 10 мая информация выплыла наружу. Первым новость узнал и поделился в Фейсбуке председатель Приморского регионального отделения партии «Яблоко» Николай Марковцев, лишь потом об этом сообщили местные и федеральные СМИ.
Выдаст – не выдаст
«В день рождения Ленина в Нью-Йорке арестованы по запросу Интерпола известный российский бизнесмен, экс-директор ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) Игорь Борбот и его финансовый директор Бойцов. Российское следствие им вменяет казнокрадство в размере более 4 миллиардов рублей. Выдадут ли их России, вот в чем вопрос?» – озадачил своих читателей Николай Марковцев.
В американской истории с арестом есть своя интрига. Основанием для задержания Игоря Борбота стало нарушение правил иммиграционного законодательства. Но к моменту ареста Борбот не просто пребывал в США – он находился в международном розыске. На сайте Интерпола и сейчас доступен так называемый «красный циркуляр», согласно которому Борбот должен быть немедленно арестован и выслан в Россию для того, чтобы предстать там перед правосудием.
Генпрокуратура и Следственный комитет России уже направили в Штаты комплект соответствующих документов. Но этот метод, скорее всего, не сработает. У России нет договора об экстрадиции с Соединенными Штатами – и Америка не может выдавать граждан за преступления, совершенные на территории России. Что не мешает иммиграционной службе США выслать Борбота из страны за нарушение собственных законов. В данном случае – за нарушение правил пребывания в стране.
Дорогой Япончика
В публичном пространстве до сих пор известен лишь один пример использования подобной стратегии. В июле 2004 года в Россию из США был выслан Вячеслав Иваньков (Япончик), который, после освобождения из американской тюрьмы, внезапно утратил свой легальный статус американского резидента – из-за развода.
Оперативность, с которой Япончика депортировали из Штатов, не может не наводить на мысль о том, что это было сделано сознательно – но так или иначе, Вячеслав Кириллович не претендовал на статус беженца и покинул страну с легким сердцем.
Сорвали огромный проект...
В России Игоря Борбота обвиняют в «казнокрадстве» – хищении более 4 млрд рублей из суммы, выделенной на возведение судостроительной верфи «Звезда» в Большом Камне. Проект создания судоверфи реализовывал Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), который Борбот возглавлял с 2011 по 2013 годы. Изначально этим проектом занималась Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), намереваясь запустить в городе Большой камень совместный проект с южнокорейской корпорацией DSME. Планировалось, что новая верфь займется производством танкеров большого водоизмещения, газовозов и других судов, необходимых для мегапроекта – освоения крупных российских шельфовых месторождений.
Корейские партнеры неожиданно покинули проект в 2012 году, поставив его будущее под вопрос. Их место в августе 2013 года занял консорциум «Роснефти» и Газпромбанка под названием «Современные технологии судостроения».
Во время совещания о перспективах развития отечественного гражданского судостроения, проходившего 30 августа 2013 года под председательством президента Путина, Игорь Борбот обосновал проволочки, связанные со строительством верфи, дефицитом кредитных ресурсов и «чередой смен руководства» ОСК. А в ответ получил комментарий, способный напугать любого: «Короче, умирает все. И здесь все умирает, и у вас все умирает, и здесь сорвали проект огромный. Во всяком случае внесли свой существенный вклад в срыв этого проекта. Молодцы, очень по-нашему», – подытожил ситуацию Владимир Путин
.
К этому моменту, правда, Игорь Борбот уже предусмотрительно покинул стены ДЦСС, перебравшись на новое место работы в нефтяной отрасли. А откуда был уволен летом 2014 года после того, как был объявлен в розыск.
Дело «Нерпы»
Первым делом Борбота, которое и заставило его пуститься в бега, стало «дело «Нерпы» – о хищениях, совершенных при ремонте атомной подводной лодки «Нерпа». Игорь Борбот в нем фигурировал в качестве обвиняемого.
Еще в мае 2014 года, во время внутренней проверки, Объединенная судостроительная корпорация выявила недостачу: куда-то «запропастились» 500 млн рублей, принадлежавших «Рособоронэкспорту», перечисленные на реализацию контракта по завершению строительства АПЛ «Нерпа» для ВМС Индии.
«Нерпу» начали строить в Большом Камне еще в 1991 году, но спуск на воду состоялся лишь 15 лет спустя. Вскоре после этого, во время испытаний в ноябре 2008 года, лодка попала в аварию. Погибло 20 человек, находившихся на борту. В итоге в Индию лодка попала лишь в 2012 году. А «благодаря» выявленной недостаче в бесконечной истории «Нерпы» появился новый разворот.
В рамках дела по «Нерпе» было выдано постановление о задержании Игоря Борбота – но он, к этому времени, был уже «на другой стороне» Дальнего Востока. По информации местных СМИ, судьба вынесла Игоря Борбота не то в Корею, не то на Тихоокеанское побережье США.
Битва гигантов?
В тот самый момент, когда начался розыск Борбота, к проекту верфи «Звезда» присоединились новые фигуранты – «Газпром» с Новатэком. Они оказались главными бенефициарами скандала. В местной прессе в это же время, как по команде, появляются публикации, в которых Борбот обвиняется ни много ни мало – в лоббировании интересов американской ExxonMobil. Имя «Биоробота» (прозвище, которое менеджер получил за свою работоспособность) связали с проектами, которые реализовала корпорация на Сахалине и готовилась реализовать на арктическом шельфе России.
При всей фантастичности этой версии, следует учесть одно обстоятельство: в сентябре 2014 года (то есть, сразу после того, как Борбота объявили в розыск), ExxonMobil сообщила о намерении покинуть российскую Арктику из-за санкций.
Было бы, конечно странно привязывать (пусть и очень работоспособного) «Биоробота»-Борбота к «смещению геополитических плит»… Но в уже упомянутых публикациях со ссылкой на информированные источники говорится: «многие считают, что Борбот – единственный во всей России менеджер, который смог бы сдать в эксплуатацию хоть один проект, подобный сахалинским основаниям». Были версии, что Борбот мог сотрудничать с «Роснефтью». Другими словами, это может быть атака конкурентов по разработке шельфовых месторождений «Газпрома» или «ЛУКОЙЛа».
Не менее странными были и упоминания в местной прессе о том, что «правоохранительные органы установили, что Борботу и его родственникам принадлежат десятки земельных участков на территории района. Среди них – место у бухты Перевозная, где «Газпром» намеревается строить завод для производства сжиженного природного газа (СПГ)».
Игорь Борбот действительно был одним из последних в Приморье крупных латифундистов и бизнесменов эпохи Сергея Дарькина. И зацепить его за ведение бизнеса в регионе, где один за другим оказываются в тюрьме руководители всех уровней и рангов, конечно же, не составляет труда. Вопрос состоит в том, кто может оказаться настоящим объектом охоты.
***
Дата, когда дело об экстрадиции Игоря Борбота в РФ будет рассматриваться в суде, пока не названа, но известно, что под арестом он будет находиться вплоть до депортации.