Единственное, что может удержать музыканта, режиссера, художника от проявления излишней любвеобильности – чувство меры и гармонии. Но срабатывает оно не всегда...
Январские каникулы Олег Газманов провел на Мальдивах. Пока жена Марина любовалась в глубинах океана местными скатами, Олег Михайлович активно следил за международной обстановкой.
Артиста интересуют новости далеко не самые мирные. Например, сообщение о том, что на заседании Совбеза ООН Россия представила доказательства фальсификации химатаки в Думе (Сирия), певец ретвитнул с пометкой «хорошая новость». А плохой новостью, похоже, стало сообщение об убийстве в Донецке некоего Алексея «Грина», «заместителя командира полка СпН ВВ МВД ДНР». Еще – поддержка тех, кто сомневался, что украинский «Боинг» сбили иранцы, когда дружественная России исламская республика все еще скрывала свой удар по пассажирскому самолету.
Войнушка и окопный радикализм стали в России трендом после 2014 года. А до этого...
Лужков... Звонят колокола...
В биографии на официальном сайте певца до сих пор говорится, что его уход из науки был связан с тем, что «реализовать свои прогрессивные идеи в советский период застоя невозможно».
Как артист Газманов поднялся в конце 1980-х параллельно с рок-волной. Одной из главных песен страны стал его «Есаул»: в это время пересматривалось отношение не только к застою, но и к большевистской революции, а Белому движению начали воздавать определенные почести.
Поймав славу с «Есаулом», «Эскадроном» и другими хитами, Газманов в 1993-м сблизился с группой политиков: Анатолий Собчак, Эдуард Шеварднадзе, Александр Яковлев, первый мэр Москвы Гавриил Попов... Список опытных аппаратчиков участвовал в 1993 году в выборах в первую Госдуму новой России. Туда и подтянули Газманова. Но в парламент артист не попал, а блок распался.
Зато Олег быстро стал своим для столичных властей. В 1996 году к 850-летию столицы, которое мэр Юрий Лужков отмечал с невиданным размахом, написал песню-марш «Москва» («Звонят колокола»). Пока одни возмущались, что песня – типичная заказуха, другие, видя энтузиазм градоначальника, готовы были признать ее гимном Москвы. Но у Москвы уже был гимн «Дорогая моя столица», утвержденный годом ранее. Пел его Кобзон, ценимый мэрией не меньше. Менять ничего не стали, хотя автор новой песни высказывался аж за референдум по этому вопросу. Уважили, как могли: вещицей про звонящие колокола стали встречать поезда на столичных вокзалах.
Вопросы про Лужкова Олегу задавали последние лет 15 с завидной регулярностью. А вот ответы менялись. В разгар близости с ним артист признавался: «Я горжусь тем, что я, по мнению широкой публики, любимый певец нашего мэра. Считал и считаю Юрия Михайловича человеком мощным, уникальным, выдающимся во всех отношениях. Уверен, что Москве, да и всей России, необычайно повезло».
Когда Лужкова сняли, патетики поубавилось: «Это миф, что у нас были очень близкие отношения с Лужковым. Мы относились друг к другу с достаточным уважением – и все».
Возможно, это и недалеко от истины. Бывало всякое. Например, через год после триумфа песни «Москва» Олег Михайлович выступал... против ставленника команды Лужкова.
– Дело было в 1997 году на местных московских выборах, – рассказал «Собеседнику» Юрий Тюрин, участвовавший тогда в избирательной кампании одного из кандидатов. – Я пригласил Олега через его директора, по цене мы договорились. Мосгордума тогда избиралась «под Лужкова»: на совещаниях коммунальщикам и директорам поликлиник в нашем районе раздавали плакаты в пользу его кандидата Бочарова. И этот Бочаров был не на шутку встревожен, когда узнал, что у него под окнами поет Газманов в пользу конкурента.
Между хорошими отношениями с властью и хорошим гонораром артист действительно нередко выбирает второе. Накануне 750-летия его родного Калининграда разразился скандал: сначала Газманова пригласили, потом все отменилось. Мэр города сетовал, что деньги из бюджета земляк запросил бешеные, а заявление певца о намерении перевести гонорар одному из детских домов прямым текстом назвал «бредом сивой кобылы».
При Собянине артист перестал быть фаворитом столичного двора, а его песню про Москву публично изгоняли с московских вокзалов. Экс-глава департамента культуры в мэрии Собянина Сергей Капков на вопрос «Собеседника», было ли это связано с желанием отодвинуть людей Лужкова или же с банальной безвкусицей, однозначно отвечает:
– С безвкусицей. Вокзалы и так очень шумные и агрессивные объекты в городе. Если уж встречать-провожать людей музыкой, то лучше классической.
В РЖД
, правда, некоторое время сопротивлялись нажиму Капкова.
– РЖД
тогда возглавлял Якунин, а потом ему на смену пришел более современный человек – Олег Белозеров. Значит, он тоже не фанат Газманова, – предполагает Капков. – Хочу заметить, что я очень хорошо отношусь к Олегу Газманову и не против его творчества. Просто такова логика урбанизма. Если бы это пел другой певец, мы бы тоже рекомендовали убрать.
Когда певца отодвинули от столичных плюшек, он нашел другую «точку силы».
Господа ли офицеры?
Самой важной в карьере Олега Газманова стала программа «Господа офицеры». С нее и с одноименной песни началось сближение артиста и армии.
Но путь был сложен и тернист. Песня «Офицеры» лежала в столе Олега с 1990 года. Мало кто знает, что частично она была посвящена событиям вокруг августовского путча 1991 года. Газманов недавно признался, что второй куплет был написан так: «В ночь у Белого дома зверь в последней агонии, накатившись, разбился на груди у ребят. Что ж мы, братцы, наделали, не смогли уберечь их…» Но в итоге текст был переделан.
Отношения с военными на фоне этой вроде бы духоподъемной песни все равно поначалу не складывались. Прочно сидевшие в армии консерваторы старой советской закалки после распада СССР упрекали Газманова в том, что негоже петь «ГОСПОДА офицеры», когда в зале сидят ТОВАРИЩИ офицеры и ветераны Великой Отечественной войны, укоряли даже власовщиной. Но в путинское время вопросов к Олегу Михайловичу уже не возникало: главное – патриотизм! Артист стал участником концертов к Дню милиции, ФСБ, вошел в Общественный совет Минобороны.
В 2014-м на фоне «крымнаша» Олег Газманов выпускает песню «Сделан в СССР»: «Украина и Крым, Беларусь и Молдова – это моя страна». На Украине, в Латвии и Литве он попадает в список невъездных, а в России – в список награжденных медалью под названием «За освобождение Крыма и Севастополя». На волне то ли эйфории, то ли смеси эйфории с обидой пишет еще одну «патриотическую» песню «Вперед, Россия», его аккаунт с клипом взламывают – в общем, оказывается на своей маленькой войне с «врагами» страны. При этом нежно любит и уважает своего приемного сына Филиппа, который учится в Лондоне.
...Юрий Шевчук назвал как-то Олега Газманова паркетно-кремлевским музыкантом и официантом от искусства. Тот недоумевал и обижался. Может, дело в том, что Газманов всегда ждал от высших чиновников чуть больше? Ждал, что за выдаваемые им авансы воздастся? Скажем, его недавнее предложение Министерству обороны устроить конкурс военной песни – это ведь не только мягкое смазывание скреп, но и надежда на бюджет.
Власти благодарили артиста медалями с сомнительными названиями, звали на выступления в Сирию (и тот охотно откликался), но в полной мере, похоже, так и не оправдали его надежд.
«Я хочу, чтобы наше правительство помогло мне найти правильного адвоката и составить иск. Потому что один я не справлюсь. Я не юрист», – признавался он «Собеседнику», рассказывая о желании засудить Литву и Латвию, где у артиста осталась недвижимость.
Но засудить никого так и не удалось. А медалями Минобороны и РПЦ сыт не будешь.
Награды и звания Олега Газманова:
1995 – заслуженный артист России
1997 – медаль «В память 850-летия Москвы»
2001 – народный артист России
2006 – орден Почета
2011 – премия ФСБ России
2012 – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
2012 – медаль Минобороны «Генерал армии Маргелов»
2013 – почетный гражданин Калининграда и Саратова
2014 – медаль «За освобождение Крыма и Севастополя»
2016 – медаль Минобороны «Памяти героев Отечества»
2017 – орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени
2018 – орден Дружбы