Третий Юрий Лужков от Зураба Церетели будет отличаться от памятников мэра-спортсмена и мэра-дворника

Источник
Народный художник СССР Зураб Церетели — об отношениях с властью, идеях из снов и покупке своей картины.
Зураб Церетели знает, каким должен быть памятник Юрию Лужкову, собирается открыть трехэтажный музей в Переделкино и создать огромную скульптуру Иисуса Христа. Об этом глава Российской академии художеств рассказал «Известиям» в дни празднования 20-летия Московского музея современного искусства (ММОМА). В юбилейной выставке народный художник СССР принял участие не только как директор ММОМА, но и как автор: экспозиция завершается двумя его картинами.

— Зураб Константинович, на выставке демонстрируется ваша дипломная картина 1958 года «Песнь о Тбилиси» и эскиз к ней. Почему вы решили показать на юбилейной экспозиции именно ранние работы, а не новейшие произведения?

— Честно сказать, это не я решил. У юбилейной экспозиции были кураторы. Это сложный большой проект. В том, что касается моих работ, я дал полную свободу моему внуку Василию Церетели (исполнительный директор ММОМА. — «Известия») и дочке Лике. Она мой куратор (улыбается), я ей абсолютно доверяю. Она искусствовед и художник, делает все мои выставки, каталоги, альбомы.

Василий и Лика решили сделать так: показать работу Василия Шухаева, моего любимого учителя, потрясающего рисовальщика, и мою дипломную работу. Она имеет для меня особое значение, за ней стоит важный момент в моей жизни. Когда работал над дипломом, поставил перед собой нестандартную для того времени задачу: показать соотношение тени и света, холодной и теплой цветовых гамм. Мне хотелось создать что-то радостное, феерическое. Я вдохновлялся импрессионистами, постимпрессионистами. Но такой подход не оценили, ругали меня за него.

На просмотре присутствовала делегация Академии художеств СССР во главе с тогдашним президентом Владимиром Серовым. Я помню, кто-то из педагогов отодвинул мою работу подальше, потому что знали взгляды руководства. В комиссии был великий Мартирос Сарьян, он увидел, подошел, отодвинул ткань, посмотрел и похвалил. А Серов, в свою очередь, стал ругать и сказал, что меня надо снять с диплома. Это был целый скандал! Первый раз такое было, чтобы с диплома сняли, да еще так громко. И я буквально за две недели написал новую работу и защитился на «отлично». Но это стало для меня первым серьезным испытанием.

— Правда, что «Песнь о Тбилиси» в итоге на долгое время исчезла, а уже много лет спустя вы ее где-то случайно купили?

— Да, так и было. Мне сообщили, кажется, в начале 1990-х: «Твоя работа продается». Я побежал. Вижу — стоит на рынке здоровый дядя с моим полотном. И он не знает, кто такой Церетели. Я спрашиваю: «Сколько стоит?» Он назвал сумму, и я обалдел — копейки! Тут же купил. Он был счастлив, а я — в два раза счастливее.

— Почему вы однажды решили создать Музей современного искусства?

— Я работал в разных странах — в Бразилии, в Европе, и везде видел музеи современного искусства, очень интересные. И тогда я захотел создать нечто подобное в России. Меня не понимали даже близкие люди: «Ты что, с ума сошел? Какое современное искусство, о чем ты?» А я улыбался и продолжал работу. А когда музей был создан, передал в него большую коллекцию искусства XX века, которую собирал много лет.

Еще в юности я изучал этнографию и археологию, и мне это очень помогло, ведь я понял: то, что однажды создано, надо описать и сохранить для будущих поколений, для народа. Это касается и современного искусства. Когда-то у нас само это понятие было фактически под запретом. А сейчас Россия на первом месте стоит по авангарду, новейшим пластическим искусствам и так далее.

Никогда не забуду: один человек, который занимал крупный руководящий пост и многое запрещал, пришел ко мне сюда, в академию, и сказал: «Мы много чего не понимали. Я хочу извиниться».

— Кто это был?

— Не буду называть имя (улыбается).

— Вы прошли большую академическую школу. Как считаете, современному художнику это нужно? Многие сегодня вообще не работают в традиционных жанрах.

— Конечно, нужно! Академическая школа — таблица умножения для художника. Это основа, на которой уже надо развивать индивидуальное отношение, показывать свой взгляд. Московская и санкт-петербургская художественные школы сегодня очень сильные. Могу громко сказать, что в Европе и Америке нет такой школы, как у нас. И дети у нас прекрасные, талантливые. Я провожу мастер-классы и вижу, как они красиво мыслят, какая у них хорошая рука. В этом — залог сохранения искусства. А искусство — наше главное достояние. Не нефть, не алюминий, а музейные ценности! И наши художественные институты как раз и существуют, чтобы дать детям направление и помочь сформировать музейное мышление. То есть ставить сложные задачи в творчестве и стремиться, чтобы твое произведение тоже стало когда-нибудь музейной ценностью.

— Многие говорят, что современные дети все время проводят в гаджетах. Не мешает ли это формированию художника?

— Не знаю как где, но когда они приходят ко мне на мастер-класс — никто никаких телефонов не использует. Причем я их не предупреждаю. Они просто сами их не достают.

— А вы отключаете телефон, когда работаете?

— Когда работаю — какой может быть телефон? Чтобы внезапно раздался звонок? Нет! То же самое при общении с людьми. Если ты сидишь, разговариваешь с человеком и вдруг отвлекаешься на телефон — это невоспитанность, некультурность. Нельзя вести двойную игру. И это касается не только телефонов. Надо отдавать себя. Так учили меня мои родители и великие педагоги.

— Вы имеете в виду ваших педагогов в Тбилиси?

— Да. Для меня в этом смысле учителя — мой дядя, художник Георгий Нижарадзе, он был красивый мужчина, всегда аккуратный. Удивительно тонкий, интеллигентный человек. И Шухаев, конечно. Представьте, его отправили в Сибирь, потом в ссылку на Кавказ, даже запретили вначале жить в Тбилиси. Но потом грузинские художники пошли и отстояли в КГБ возможность для него преподавать в столице республики. И это было счастье для нас.

Жил он очень скромно, но всегда выглядел элегантно. Белая рубашка, начищенные туфли, приятный легкий одеколон... Все было просто, но сразу видно — высший класс. Это особый талант. В общем, для меня он был примером для подражания, даже внешне. Его благородство, тонкость, доброта — все это и было школой жизни для нас. Настоящий художник должен не только профессией владеть, но и достойно выглядеть.

— Вернемся к моменту создания Музея современного искусства. Это был 1999 год. Мэр Юрий Лужков сразу поддержал вашу инициативу?

— Сначала для него слишком неожиданным было слово «современный». Была такая фраза: «Что ты придумываешь, что ты фантазируешь?» А потом — очень поддерживал! Он был хорошим человеком, хорошим мэром, хорошим другом.

— Недавно Лужкова не стало. Не планируете ли создать памятник ему? Может, у вас даже есть конкретная идея?

— Еще при жизни Юрия Михайловича я создал два его образа. Я сознательно не называл их памятниками, они не были созданы по соответствующим законам жанра. На одном он в образе дворника — приводит в порядок город, а на другом — мэр-спортсмен. А теперь еще один образ хочу создать, уже как проект памятника. Сейчас разные идеи в голове.

— Как он будет выглядеть и где поставите его?

— Я человек верующий, поэтому заранее не люблю говорить, так нельзя. Когда рассказываешь, еще не сделав, тогда ничего не получается. Могу сказать одно: я сделаю и поставлю памятник Лужкову.

— Работаете ли вы еще над какими-нибудь проектами?

— Да, создаю огромную скульптуру Иисуса Христа. Кроме того, сейчас в Переделкино завершаются работы над трехэтажным музеем: внизу будут произведения живописи, эмали, а на верхнем этаже — пространство для мастер-классов. Там удобнее работать с детьми, потому что через потолок проникает дневной свет. Да и дети в Переделкино прекрасные.

— В декабре во внутреннем дворе Дома прав человека была установлена ваша скульптурная композиция «Справедливость и милосердие». Она изображает сердце, внутри которого — колокола. Символика понятна. Но откуда возник этот образ?

— Идеи рождаются сами собой. Бывает, сплю, вижу сон, другой, просыпаюсь — и начинаю создавать произведение. Если говорить о смысле этой композиции лично для меня, то я изобразил и свой характер: я в искусстве, в каждой своей работе отдаю сердце. А люди, которые оказывают помощь и поддержку, отстаивают права человека, борются за справедливость, тоже отдают сердце. И так и должно быть в любой работе. Это для меня и есть истинный профессионализм.

— Недавно вы создали большой скульптурный комплекс в Грузии. Между нашими странами сегодня не все благополучно. Не чувствовали ли вы каких-то сложностей из-за политической ситуации?

— Нет, не чувствовал. Я художник, не занимаюсь политикой. Не люблю много говорить. Свои идеи раскрываю через искусство. А главная моя идея — жить в мире и согласии, любить Бога и ближнего. Вот такая моя философия жизни, я так шагаю!

— Как думаете, наладятся двусторонние отношения?

— Конечно! У наций есть мудрость. Я верю, все наладится. Сейчас много россиян, молодежи ездит в Грузию. Это здорово. Через туризм, культуру очень важно вести диалог, развивать дружеские отношения. Много грузин живет и работает в России. Важно, что Россия многонациональна. Каждая нация здесь по-своему рисует, танцует, поет, но вместе они — россияне: одна цельная грандиозная культура в искусстве. Ни у одного государства этого нет. Я обожаю россиян.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Автор более 5 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства. С 1997 года — президент Российской академии художеств.
Персоны Компании
Старые методы в "Альфа Групп" не ржавеют
Рейд Михаила Фридмана против Елены Батуриной - назад, в 1990-е?
На Елену Батурину науськали суд Калмыкии
Суд Калмыкии в пятницу объявил в розыск богатейшую женщину России Елену Батурину. Ее представитель назвал решение «рейдерской атакой», за которой стоят структуры Михаила Фридмана. Так ли это?
Михаил Фридман заказал Батурину в розыск
Представитель Елены Батуриной назвал ее объявление в розыск «рейдерской атакой» со стороны структур А1 Михаила Фридмана. Самая богатая женщина России стала фигурантом уголовного дела о клевете.
С подачи Набиуллиной санация банков стала бизнесом
Санация банков Набиуллиной – дыра в бюджете и бегство безнаказанных банкиров.
Сахарная гора
Последние новости от бизнесмена Вадима Мошковича не совсем про бизнес. Председатель совета директоров группы компаний «Русагро» бьется над тем, чтобы его образовательный проект «Летово» обрел финансовую стабильность. Имидж благотворительного учреждения никак не вяжется с амбициями основателя школы для одаренных детей.
В деле братьев Магомедовых всплыл след Медведева
Председатель совета директоров транспортной группы FESCO Лейла Маммедзаде решила уйти в отставку после годового собрания акционеров. Об этом она сообщила в интервью РБК. С момента ареста основателя группы Зиявудина Магомедова Маммедзаде управляла активами FESCO. Напомним, как началось расследования деятельности Магомедовых.
«Лужков прочитал интервью и возмутился»
Борис Березовский и Сергей Доренко о заговоре против бывшего мэра Москвы
Рогозин на Луне. То, что вы хотели знать о главе Роскосмоса, но боялись спросить
Дмитрий Рогозин родился в 1963 году, когда Носов писал свою знаменитую и во многом пророческую сказку Незнайка на Луне
Виктора Садовничего оставили в МГУ пожизненно
«Ведомости» разобрались, как и почему он стал незаменимым ректором главного вуза страны.
Непобедимая санкционная десятка
Журнал «Компания» определил крупнейшие бизнес-структуры, выигравшие от западных санкций против России.
Сергей Собянин прикормил депутатов дармовыми коттеджами
Секретный коттеджный поселок обнаружился в ближайшем Подмосковье. Там, в таунхаусах площадью порядка 250 кв. метров проживают поддерживающие Сергея Собянина депутаты Мосгордумы. Бюджет столицы не только несет расходы на это служебное жилье, выданное парламентариям безо всяких оснований, им оплачивается буквально все — от ремонта до туалетной бумаги.
Эдуарду Лимонову свалились из Страсбурга 19,5 тысяч евро
ЕСПЧ присудил Эдуарду Лимонову компенсацию за штраф по иску Юрия Лужкова.
Российский историк Олег Соколов разделал свою юную любовницу
На выходных в Санкт-Петербурге стало известно об одном из самых жестоких убийств за последние годы: из реки Мойки достали кандидата исторических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Олега Соколова, при котором оказался рюкзак с отрубленными женскими руками, а в его квартире — обезглавленное тело. Позднее он признался в убийстве своей сожительницы — аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко. Меру пресечения доценту изберут в понедельник.
Юсуфовский дворец
На какие деньги сын экс-министра энергетики России Игоря Юсуфова Виталий приобрел недвижимость в США
Прихрамовый бизнес: от бутика Джабраиловой до адвокатской коллегии Шабанова
Около 4 миллиардов субсидий выделил столичный бюджет за 20-летнюю историю Храма Христа Спасителя, и это не считая оплачиваемых городом работ по благоустройству прилегающей территории. Между тем, особо нуждающимся в такой поддержке храм не является: для богослужений используется всего 13 процентов площадей, а остальные приносят неплохую прибыль, правда, о большей части доходов узнать не представляется возможным.
Сергей Митрохин громко спел соловьиную песню
Еще во времена Юрия Лужкова Москва потеряла столько действительно важных истерических зданий, что протест против девелоперских проектов в Москве стал непреложной частью столичного быта. Давайте разберемся чем вызван шум вокруг киноцентра на Красной Пресне.
Казанская мафия Марата Хуснуллина жирует в Москве
Хуснулли вывел из Татарстана в Москву несколько десятков своих человек, которые плотно "заселили" все этажи московского правительства и строительного комплекса. На кону - подряды на сотни миллиардов рублей.
Василий Нечаев выгодно пристроил свою родню
Дочь заместителя председателя Верховного суда Василия Нечаева сделала прекрасную карьеру и обзавелась завидной недвижимостью. Правда, ее подводит память — Светлана Нечаева забывает декларировать дорогостоящие автомобили. Зять заместителя Вячеслава Лебедева прославился умением выигрывать дела экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, несмотря отсутствие красноречия. В свою очередь сыну Святославу Нечаеву для успешной юридической карьеры оказалось достаточно быть просто вежливым человеком.