Аккурат перед Новым годом бывшему районному прокурору Владикавказа Ольге Швецовой предъявлено обвинение в заказном убийстве следователя. На фоне новогодних празднеств это уголовное дело, в обычное время имевшее все основания считаться весьма громким, завершилось едва ли не незаметно. Однако есть основания полагать, что и в правоохранительном, и в деловом сообществе к этой истории отнеслись очень серьезно.
Показания с последствиями
Ольгу Швецову подозревают в том, что она заказала убийство не абы кому, а Аслану Гагиеву – главе одной из самых страшных организованных преступных группировок России. Банда действовала с 2004 года, на ее счету десятки убийств, большей частью заказных. Но главное, скорее, что само убийство по заказу Ольги Швецовой совершено в 2012 году, а обвинение предъявлено лишь в конце прошлого. То есть семь лет бились-бились безрезультатно следователи над раскрытием преступления, а на восьмой год вдруг бац, и раскрыли.
По данным СМИ – благодаря тому, что кто-то из членов банды, которые все были крайне скупы на признания, вдруг начал давать показания.
И здесь обращает на себя интересная деталь. Время нарушения бандитского обета молчания практически совпало с возвращением на Родину главаря банды Аслана Гагиева. Пустившийся в бега криминальный лидер был экстрадирован по решению австрийского суда в Россию летом 2018 года.
Когда стало известно о возвращении Гагиева на родину, ряд СМИ сообщал о его возможных связях с одним из богатейших людей России, бывшим министром энергетики Игорем Юсуфовым.
И эти сведения возникли не на пустом месте, а когда был обнародован протокол судебного заседания в Вене об экстрадиции Аслана Гагиева, обвиняемого в организации 60 убийств. На том суде Аслан Гагиев признался, что принимал непосредственное участие в руководстве компанией Wadan Yards. А также в том, что Игорь Юсуфов якобы захватил у него бизнес на 3 млрд долларов. В ходе того конфликта был убит председатель совета директоров судостроительной группы Wadan Yards Андрей Бурлаков. Как установил Следственный комитет РФ, преступление совершили члены группировки Аслана Гагиева.
Сейчас Аслан Гагиев находится в СИЗО «Лефортово» и знакомится с материалами своего уголовного дела.
Пока нет официальных сообщений, что он начал давать показания. Видимо, молчит. Но что в действительности происходит в лефортовской камере – неизвестно. Поэтому, например, нельзя исключить, что информация по делу прокурора Ольги Швецовой могла стать для Аслана Гагиева пробной монетой размена важных сведений на смягчение наказания. Таких монет в карманах Аслана Гагиева, как можно полагать, немало. И если верна информация о его участии в компании Wadan Yards, то на одной из таких монет должны быть выбиты имена Юсуфовых – отца и сына.
В плохой компании
История с судостроительной компанией Wadan Yards интересна сразу с нескольких сторон. Прежде всего, конечно, обращает на себя ситуация, когда в одной организации оказываются крупный федеральный чиновник, матерый убийца и предприниматель с неоднозначной репутацией. Ладно бы дело происходило в так называемые «лихие девяностые». Но тогда на дворе стоял 2009 год, все было очень даже стабильно.
Любопытна и схема, по которой Игорь Юсуфов и его сын Виталий в короткий срок положили в свои карманы сотни миллионов евро. В свое время издание «Форбс», известное высоким уровнем своих источников и качеством получаемой информации, провело расследование этой истории. Результаты впечатляют.
Ссылаясь на материалы расследования Главного следственного управления ГУВД Москвы, издание сообщает, что началась все в 2008 году после того, как заместитель генерального директора государственной финансовой лизинговой компании (ФЛК) Андрей Бурлаков провел незамысловатую операцию. Он решил вывести деньги из ФЛК, заключив ничем не обеспеченные договоры займа. По этим договорам ФЛК выдала подконтрольным Бурлакову партнерам кредит на 1,8 млрд рублей. На часть этих денег Андрей Бурлаков купил в Германии верфи.
По материалам «Форбс», перспективы вывода денег ФЛК и покупка верфей обсуждались при участии Игоря Юсуфова, который обещал собеседникам защиту. По словам Игоря Юсуфова, он взял для покупки своей доли кредит на 200 млн евро, а Бурлаков добавил собственные 50 млн евро.
Затем верфи обанкротились, и их купил сын Игоря Юсуфова Виталий, выложив 40 миллионов евро. В 2010 году верфи, стоимость которых была оценена в 722-911 миллионов евро, была Виталием Юсуфовым заложена под кредитную линию Банка Москвы. В итоге Юсуфов-младший стал обладателем 20% акций банка.
А бывший владелец этих акций – глава Банка Москвы – тоже Бородин, но Андрей, был вынужден бежать за границу.
Примерно в то же время некоторые издания сообщали о расследовании сомнительных денежных переводов из карибского оффшора на счета верфей, которыми владел Юсуфов. Ну а Андрей Бурлаков был арестован по обвинению в хищении денег у собственной компании.
Несколько позже, уже на свободе, он был расстрелян киллером из банды Аслана Гагиева. Так сложились судьбы трех партнеров и верфей, которые одного из них озолотили, второго погубили, третьего – посадили. Аслану Гагиеву, по всей видимости, действительно есть что рассказать.
Всем молчать
Сюжет с верфями и Банком Москвы наделал тогда настолько много шума в деловых кругах и, как следствие, в СМИ, что Игорю Юсуфову пришлось предпринимать неординарные попытки, чтобы утихомирить разбушевавшихся журналистов и блогеров. Он подал иск в Хамовнический суд Москвы о защите чести, достоинства и деловой репутации, а в качестве ответчика обозначил ни много ни мало – весь интернет.
Ну это, конечно, он зря. Потому что раздраженные журналисты стали дружно копать под прошлое Игоря Юсуфова, а на информационную поверхность стали одна за одной всплывать пикантные подробности жизни бывшего чиновника высокого ранга, а ныне преуспевающего бизнесмена.
Например, вспомнили о многомиллиардных хищениях государственных средств из Росрезерва в 1998-2001 годах, когда Игорь Юсуфов возглавлял эту структуру. Доруководился он до того, что правительство прислало в Росрезерв мощную проверяющую группу. Как стало понятно, что проверять приехали всерьез и надолго, Игорь Юсуфов покинул свой материально-ответственный пост. Но ушел не на улицу, а в Министерство энергетики, и не на должность клерка, а стал министром. После ревизии было возбуждено 35 уголовных дел.
Вылезли на свет и подробности покупки акций Банка Москвы Виталием Юсуфовым. Еще до отставки Юрия Лужкова и объявления властей о намерении продать банк, Игорь Юсуфов предложил себя Бородину в роли посредника и покупателя пакетов частных акционеров. Но в тот момент банкир, похоже, ничего продавать не собирался.
Однако когда вышел указ тогда еще президента Дмитрия Медведева об отставке Лужкова, Банк Москвы был выставлен на продажу и стало известно, что ВТБ
купит только городской пакет, Игорь Юсуфов порекомендовал своего сына в акционеры для покупки пакета миноритариев. В итоге Юсуфов-младший выкупил доли владельцев на кредит самого Банка Москвы.
В ходе многочисленных расследований нередко мелькали имена весьма важных людей. Вряд ли без хороших связей Игорь Юсуфов смог бы осуществить и сотую доли своих комбинаций. И не исключено, кому-то это не понравилось. А, возможно, экс-министру энергетики кто-то объяснил технические трудности, связанные с закрытием интернета. Так или иначе, но иск в итоге развития не получил.
А вот какое развитие примет история с Асланом Гагиевым и его информацией, мы, возможно, скоро узнаем.