Леонида Меламеда отпустили, но оставили расхитителем

Источник
Следственный комитет закрыл дело экс-главы «Роснано» Леонида Меламеда за истечением срока давности. За обвинявшегося в хищении более 220 млн рублей Меламеда вступался нынешний глава «Роснано» Анатолий Чубайс.
Следственный комитет прекратил уголовное дело в отношении бывшего гендиректора «Роснано» Леонида Меламеда за истечением сроков давности, сообщил ТАСС источник в правоохранительных органах.

«Возбужденное в 2009 году уголовное дело в отношении Меламеда и других фигурантов прекращено за истечением сроков давности по нереабилитирующим основаниям», — сказал собеседник агентства. По делу о растрате также проходили бывший финансовый директор «Роснано» Святослав Понуров и бывший заместитель главы госкорпорации Андрей Малышев.

По версии следствия, Меламед с февраля по июль 2009 года необоснованно израсходовал средства «Роснано» на общую сумму более 220 млн рублей, заключив договор об оказании консультационных услуг с компанией «Алемар». Меламед был совладельцем «Алемара», а Понуров занимал пост председателя тендерного комитета и обеспечил компании победу в конкурсе. Он также согласовывал все акты приемки оказанных ею услуг. Малышев эти документы утверждал. Всем троим были предъявлены обвинения в растрате в крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК). Меламеда и Понурова задержали и отправили под арест. Свою вину они не признали. Находящийся за границей Малышев был объявлен в международный розыск и арестован заочно.

В мае 2017-го Меламеда и Понурова освободили в связи с истечением предельного срока содержания под стражей. Однако в конце того же года Черемушкинский суд Москвы решил вернуть дело на доследование. Прокуратура безуспешно пыталась обжаловать решение, но в итоге вернула материалы следователям. Защита Меламеда в беседе с «Коммерсантом» называла возобновленное следствие «вялотекущим».

Нынешний глава «Роснано» Анатолий Чубайс давал показания по делу и неоднократно подчеркивал — у корпорации нет оснований полагать, что действиями «Алемара» ей был нанесен ущерб. Чубайс отмечал, что лично инициировал вопрос о проведении тендера, а Меламед не мог участвовать в принятии решении о заключении договора.

Судьбы реформаторов. Что стало с «агрессивной и ударной» командой Чубайса из РАО ЕЭС

Михаил Абызов

Должность в РАО «ЕЭС России»: начальник департамента инвестполитики, заместитель председателя правления (курировал борьбу с неплатежами)

«Я пришел в РАО состоявшимся бизнесменом и состоятельным человеком», — вспоминал Абызов. К моменту, когда Чубайс возглавил РАО «ЕЭС России» и позвал туда Абызова, последнему принадлежали «Новосибирскэнерго», пакеты «Новосибирскнефтепродукта» и «Новосибирскавтодора». Когда Абызову поручили курировать в компании борьбу с неплатежами и долгами, реальные платежи за электричество составляли 8%, за остальное либо не платили, либо рассчитывались «зачетами». Абызов «был очень жесток с неплательщиками, чуть задержали оплату — отключал», — вспоминал бывший член совета директоров РАО Виктор Кудрявый. Подобная политика скоро дала свои плоды — удалось, по словам Абызова, погасить 200 млрд рублей долгов, которые предлагали списать на убытки, а доля оплачиваемого живыми деньгами электричества к 2000 году составила 100%. В 2005-м году Абызов покинул компанию — на тот момент реформа РАО ЕЭС почти завершилась, и Абызов «предпочел уйти из компании прежде, чем его оттуда уволят», — говорил тогда «Ведомостям» его знакомый.

Жизнь после РАО: Абызов стал одним из немногих топ-менеджеров из команды Анатолия Чубайса, у кого карьера после РАО развивалась по восходящей линии. В 2006 году он основал «Группу E4», ставшую одним из ведущих игроков на рынке строительства энергоблоков, а в 2012-м — вошел в состав правительства в статусе «министра без портфеля» — в его компетенцию входило кураторство над так называемым «Открытым правительством». «Значительная часть вопросов, которые мы выносим на заседание правительства, - это и проекты госпрограмм, и законопроекты – предварительно рассматривается экспертным советом, то есть проходит обкатку именно в формате «Открытого правительства»», — объяснял назначение структуры премьер Дмитрий Медведев в 2012 году. Ради работы на госслужбе Абызову пришлось передать все свои активы в доверительное управление. Однако спустя несколько лет политические и бизнес-успехи Абызова пошли на спад. «Группа E4» столкнулась с  финансовыми трудностями в 2014 году, была продана и обанкротилась, а правительственную комиссию по организации деятельности «Открытого правительства» в мае 2018-го упразднили. Меньше чем через год после этого Абызова арестовали по подозрению в организации преступного сообщества и мошенничестве.

Ловушка для экс-министра. За что Михаилу Абызову грозит до 20 лет тюрьмы

Схема Абызова: что не так со сделками, за которые арестовали экс-министра

Леонид Меламед

Должность в РАО «ЕЭС России»: первый зампред правления 

Меламед был вторым человеком в РАО ЕЭС после Чубайса. Он курировал финансовый блок и исполнял обязанности главы компании в отсутствие Чубайса. В 2004-м покинул РАО. Чубайс называл вклад Меламеда в реформирование РАО ЕЭС уникальным.

Жизнь после РАО: После ухода из энергетического холдинга Меламед управлял созданной им еще в 1990-е инвесткомпанией «Алемар», а в 2007-м возглавил Российскую корпорацию нанотехнологий (будущую «Роснано»). После того, как РАО ЕЭС было ликвидировано и руководить нанотехнологиями пришел Чубайс, Меламед покинул компанию и вернулся к управлению «Алемаром». Однако история с «Роснано» для него на этом не закончилась. В 2015 году ему предъявили обвинение в растрате. Растрачены якобы были 220 млн рублей, которые получил подконтрольный Меламеду «Алемар» за консультационные услуги. Из-под домашнего ареста Меламеда выпустили только в феврале 2018 года. Его дело по-прежнему находится на рассмотрении прокуратуры.

Дмитрий Журба

Должность в РАО «ЕЭС России»: финансовый директор

В РАО «ЕЭС России» Журба перешел из Росэнергоатома вместе с Леонидом Меламедом, у которого работал там заместителем. За годы работы в РАО операционная рентабельность компании, которая на момент прихода команды Чубайса была на грани банкротства, достигла уровня 22%, что было сопоставимо с западными энергокомпаниями. Вместе с другими топ-менеджерами компании Журба занимался выстраиванием системы бюджетирования, бизнес-планирования и финансовой дисциплины. Свой уход в 2005-м Журба объяснил нежеланием «заниматься похоронами РАО». «Мне неинтересно то, что я делаю, и я считаю, что сейчас занимаю чужое место. В РАО сейчас усиливается влияние людей, которые пришли из чиновничьего аппарата и никогда не занимались бизнесом», — объяснял тогда Журба «Коммерсанту». 

Жизнь после РАО: В 2005 году стал вице-президентом, а в 2007-м — президентом инвестиционно-финансовой корпорации «Алемар». По уголовному делу против Леонида Меламеда Журба проходил в качестве свидетеля, но на допрос так и не пришел. Он покинул Россию, как писал РБК, и уехал в Великобританию. В феврале 2019 года «Ведомости» писали, что офшорная компания Dermant Estate, бенефициаром которой является Журба, является одним из кредиторов рухнувшей микрофинансовой компании «Домашние деньги» Евгения Бернштама (долг последней перед Dermant  составляет $1,37 млн). Сам Журба говорил, что не является владельцем Dermant.
 
Андрей Раппопорт

Должность в РАО «ЕЭС России»: зампред правления

Придя в компанию из ЮКОСа в 1998 году, Раппопорт стал правой рукой Чубайса в инвестиционной деятельности РАО ЕЭС. Однако фактически ему пришлось заниматься решением кризиса неплатежей, «выбивая» задолженность у регионов, в частности, с дальневосточных и северокавказских. Все это встречало сопротивление местных властей. Как вспоминал Леонид Меламед, губернатор Приморья Евгений Наздратенко обещал Раппопорту, что если тот прилетит в регион, то его «снимут с трапа и закуют в наручники». Впоследствии возглавил «дочку» РАО ЕЭС - «Интер РАО ЕЭС» — отвечавшую за энергоснабжение республик бывшего СССР. 

Жизнь после РАО: Уже после ликвидации РАО ЕЭС продолжал возглавлять Федеральную сетевую компанию, в ведении которой были все высоковольтные сети. В 2011 году Рапопорт стал президентом Московской школы управления «Сколково» (сейчас возглавляет ее координационный совет). В 2012-2013 годах был заместителем Чубайса в Роснано. В 2013 году Раппопорт впервые вошел в рейтинг Forbes  — тогда его активы (деньги от продаж долей в сбытовых компаниях, нефтегазохимические производства на Украине и в Татарстане, доля в нефтяной компании Ruspetro, ГЭС в Грузии) были оценены в $950 млн. Оценка состояния по версии Forbes на 2018 год — $1,1 млрд. 

Яков Уринсон

Должность в РАО «ЕЭС России»: зампред правления, руководитель корпоративного центра

С главой РАО Уринсон был знаком по работе в российском правительстве — он был вице-премьером и министром экономики, когда Чубайс работал первым заместителем председателя кабинета министров. Заняв в 1999 году позицию главного эксперта РАО ЕЭС, впоследствии Уринсон возглавил Корпоративный центр холдинга — одного из трех ключевых блоков в структуре управления компании, который разрабатывал стратегические показатели для ее работы.

Жизнь после РАО: Сразу после прихода Чубайса на пост гендиректора Российской корпорации нанотехнологий (будущая «Роснано»), Уринсон стал его заместителем, впоследствии вошел в правление «Роснано». В 2016 году стало известно, что Уринсон является фигурантом дела о растрате бюджетных средств. Как объяснял адвокат «Роснано» Александр Аснис, дело в отношении Уринсона было возбуждено в 2013 году, потом его объединили с делом Леонида Меламеда, при этом Уринсон все это время оставался в статусе подозреваемого без предъявления обвинений.

Сергей Дубинин

Должность в РАО «ЕЭС России»: первый зампред правления, финансовый директор

В РАО ЕЭС бывший председатель ЦБ пришел из «Газпром а», где курировал вопросы, связанные с банками и ценными бумагами. В РАО Дубинин занимался привлечением внешних инвестиций в компанию. После ухода Дмитрия Журбы стал финдиректором РАО.

Жизнь после РАО: был председателем наблюдательного совета ВТБ (сейчас продолжает входить в совет), входил в комитет по стратегии «Роснано».

Александр Чистяков

Должность в РАО «ЕЭС России»: член совета директоров, первый зампред правления ФСК ЕЭС

Жизнь после РАО: Вместе с Андреем Раппопортом в 2009 году приобрел три лицензии на месторождения с запасами 1,5 млрд баррелей нефти в ХМАО, на основе которых была создана нефтяная компания Ruspetro. Одержал победу в судебном споре с Еленой Батуриной из-за нереализованного проекта в сфере недвижимости в Марокко. Муж певицы Глюкозы.

Валентин Завадников

Должность в РАО «ЕЭС России»: заместитель председателя правления, курировал вопросы реструктуризации компании и кадровую политику.

Известный как руководитель одного из пилотных проектов приватизации, свободной экономической зоны «Находка», Завадников пришел в РАО ЕЭС почти одновременно с Чубайсом и должен был стать из ключевых менеджеров компании. Однако уже в 2001 году ему пришлось уйти. 

Жизнь после РАО: Завадников покинул РАО в связи с переходом в Совет Федерации — он стал сенатором от Саратовской области (проработал в этом качестве до 2012 года). Завадников — акционер одного из первопроходцев рынка мусоропереработки — компании «Эко-Система». Партнер-учредитель Московской школы управления «Сколково». 

Владимир Аветисян

Должность в РАО «ЕЭС России»: член правления, управляющий директор

Выходец из самарских энергетических компаний, Аветисян вошел в правление РАО ЕЭС в 2004 году. В энергохолдинге он оставался до самой ликвидации РАО. На завершающем этапе работы холдинга Аветисян был одним из самых публичных его топ-менеджеров, поскольку курировал продажу инвесторам всех выделившихся из РАО «ЕЭС»  генерирующих компаний. 

Жизнь после РАО: В 2008 году возглавил созданный «Ростех ом» холдинг «АвтоВАЗа» по производству автокомпонентов — «Объединенные автомобильные технологии». Как и многие бывшие топ-менеджеры РАО ЕЭС, впоследствии продолжил карьеру в «Роснано» — в 2013 году он возглавил один из трех инвестиционных дивизионов госкорпорации, а затем стал куратором проектного центра по созданию и управлению новыми инвестфондами.
Персоны Компании
Сечинские миньоны из Riverstretch прибирают к рукам московскую бизнес-недвижимость
Пользуясь поддержкой Роснефти, Алексей Мазин,  Павел Ващенко и Валерий Михайлов «отжимают» у девелоперов «вкусные» объекты.
Кипрская компания прибрала к рукам лакомую vip-недвижимость в Москве
Кипрская компания Riverstretch, один из самых таинственных игроков на рынке столичной недвижимости, стала владельцем первоклассных бизнес-центров, принадлежавших участникам списка Forbes. Как ей это удалось?
Михаил Мишустин пригреб в кабинет всех своих
В кабинет вошли его соратники, старый друг и даже коллега тестя.
Владислав Сурков на прощанье дверью не хлопнул
Владислав Сурков уходит из политики. Почему его работа в Донбассе провалилась?
Максим Решетников щедро отвешивал своим бюджетные миллиарды
От Москвы до Перми — Максим Решетников менял место работы, но не друзей-подрядчиков/
Козак далеко не упадет
В правительстве Дмитрия Медведева Дмитрий Козак отвечал за ТЭК, число заместителей Антона Вайно сейчас увеличилось с пяти до шести.
Лейла Маммедзаде скостила «Сумму»
Основатель «Суммы» Зиявудин Магомедов почти два года в СИЗО, бывшая глава группы Лейла Маммедзаде все это время управляла активами группы, но сейчас решила уйти.
Миллиардеров эпохи Медведева раскидало от СИЗО до Лондона
За те одиннадцать лет, что Дмитрий Медведев был сначала президентом, а потом главой правительства, у российских бизнесменов было не так много ярких взлетов, как в ельцинской России или в начале «нулевых». Впрочем, своим успехам некоторые участники списка Forbes все же обязаны или периоду, когда третий президент России управлял страной, или первым годам его премьерства. Как сложились судьбы бизнесменов и их проектов?
Михаил Абызов впал в невралгическое расстройство
Экс-министру Михаилу Абызову, который находится с марта 2019 года находится в СИЗО, вновь продлили арест — он пробудет в «Лефортово» еще как минимум два месяца. На заседании Абызов пожаловался на острое неврологическое расстройство, однако судья счел более убедительными доводы следствия.
Усредненное собрание юбиляров-министров
Средний возраст членов правительства РФ уменьшился на один год и составил 50 лет, а самих их стало меньше.
Василий Голубев может выпорхнуть из ростовского гнезда досрочно
Слухи о возможной отставке ростовского губернатора не беспочвенны, но его позиции еще сильны.
ФСО не экономит на ремонте пастушего домика Дмитрия Медведева
Только укладка плит вокруг загадочного строения обошлась бюджету в 4 млн рублей.
Виталий Мутко постучится в «Дом.РФ»
И.о. вице-премьера Виталий Мутко после ухода из правительства может возглавить госкомпанию «Дом.РФ», на этом посту он сменит Александра Плутника.
Михаил Мишустин призвал к себе людей Собянина
«Медуза» объясняет, кто все эти новые люди.
Сибирские шахтеры-рабы не хотят идти в забой
Угольные олигархи жиреют, а горняки работают за еду.
Столото не смогло показать человека, выигравшего миллиард рублей
Компания Армена Саркисяна отменила пресс-конференцию с Надеждой Бартош, якобы выигравшей 1 миллиард рублей в лотерею.
В гнезде Чайки обустроится Игорь Краснов
Владимир Путин предложил в генпрокуроры заместителя главы СКР генерала Игоря Краснова. Это может говорить о будущем изменении полномочий прокуратуры, реорганизации системы следствия и усилении ФСБ, уверены эксперты.
Карину Цуркан освободили из СИЗО, но дело не закрыли
ФСБ затянула расследование Карины Цуркан до ее освобождения.