В Саратове разгорелся скандал, связанный с ОАО «СЭПО» - крупнейшим предприятием страны по производству электронных и электромеханических изделий, которое также известно по выпуску знаменитых холодильников «Саратов». Внутри предприятия уже продолжительное время бушует конфликт между руководством. Так, совсем недавно появилась информация, что советом директоров завода снят с должности его генеральный директор Евгений Резник. Якобы сделано это было из-за того, что Резник собирался ликвидировать несколько смежных компаний, входящих в структуру СЭПО и таким образом сократить сразу 250 работников.
Тогда члены совета директором и приняли решение сместить многолетнего первого руководителя с занимаемой должности. Однако, уже через несколько дней предприятие распространило официальное заявление о том, что заседание совета директоров было нелегитимным, поскольку в нем приняло участие менее половины его членов (всего 4 из 9).
На фоне такого жесткого противостояния независимые эксперты пришли к выводу, что обострение ситуации вызвано тем, что недавно завод получил от государства крупный оборонный заказ. Его сумма не называется, но, как говорят знающие ситуацию люди, она исчисляется миллиардами рублей.
Но на него быстро нашлись другие претенденты. Сразу же в связи с этим была названа государственная корпорация Ростех. Будто бы представители Рохтеха вышли на господина Резника и настойчиво предложили ему переуступить контракт, поскольку его завод в отличии от мощной корпорации, якобы может не справиться и в итоге сорвать сделку с государством.
Когда ростеховцы получили категорический отказ, они, как поговаривают наблюдатели и пишут некоторые влиятельные СМИ, на Резника начали воздействовать гораздо более жесткими методами. Видимо, имея влияние на руководящий состав, СЭПО (в том числе и на совет директором), Ростех продавил решение о снятии Резника и утверждении уже гораздо более лояльного корпорации человека. Здесь, по всей видимости, встает резонный вопрос по поводу общего влияния Ростеха на ситуацию на СЭПО. Как, собственно, он имеет такое влияние на все организации, так или иначе, связанные с оборонным заказом.
Среди учредителей завода – множество фирм и частных лиц. Наверняка, среди них есть представители Ростеха, которые могут при случае провести нужную для корпорации политику. Так, по-видимому, они и пытались поступить, сместив с поста директора Евгения Резника. Но за своего многолетнего руководителя (Резник стоит во главе СЭПО уже более 20 лет) и трудовой коллектив, и руководство мэрии Саратова. Так, в ситуацию готов лично вмешаться глава города Валерий Сараев и министр энергетики Саратовской области Максим Шихалов.
Вот, например, выдержки из открытого письма работников завода: «Жажда власти — вот истинная причина действий Якушева, Ильичева, Васюнькина (члены совета директоров, голосовавшие за снятие Резника – прим. ред.), но никак не забота о работниках предприятия и социальной сфере».
Все происходящее напоминает типичные методы ведения бизнеса Ростеха и, прежде всего, его главы Сергея Чемезова. Можно вспомнить только самые резонансные рейдерские захваты самых «лакомых кусков» российской промышленности.
Рейдерский захват «ВСМПО-Ависма»
В свое время Чемезов и его Ростех оказался у руля крупнейшего в стране производителя титана ВСМПО-Ависма. После ее первичной приватизации определились основные акционеры предприятия. Ими стали ее директор Владислав Тетюхин и бывший сотрудник спецслужб Вячеслав Брешт. Но титановый гигант оказался в поле коммерческого зрения и у главы Ростех Сергея Чемезова. Когда оба совладельца, что называется, «заерепенились» и делиться своими активами с Чемезовым отказались, в ход пошли силовые методы убеждения. Тетюхин и Брешт были приглашены на доверительный разговор в одну очень компетентную контору. Там их ждали высокопоставленный синовник из аппарата администрации президента, лично глава ФСБ и представители МВД.
По всей видимости, приглашенным дали на подпись новый договор приватизации, где титановое предприятие просто переходило во владение Сергея Чемезова. Который, кстати, тоже присутствовал на встрече. Как потом писали некоторые СМИ, перед Тетюхиным Брештом был по сути поставлен ультиматум: либо они отказываются от своих притязаний на «ВСМПО-Ависма» по-хорошему, либо вскоре отправятся далеко не в самые солнечные и комфортные для жизни места России.
Оба предпочли второе. Предприятие оказалось в руках Ростеха, а его уже бывшие владельцы поспешили ретироваться далеко за пределы так обласкавшей их Родины.
Захватчики?
Таковы методы работы госкорпорации и ее руководителя. Примерно, таким же способом Чемезов «отжал» себе ОАО НПО «Сатурн». Этому сильно сопротивлялся один из обладателей доли в предприятии Юрий Ласточкин. И что? В конце концов на него было заведено уголовное дело (говорят, по абсолютно надуманному поводу), Ласточкин лишился своих активов предприятия, а сам прямиком угодил в следственный изолятор.
О том, что Чемезов присваивает себе самые выгодные активы при помощи чиновников и силовиков, постоянно оповещают не только отечественные, но и иностранные СМИ.
Оповещать-то оповещают, но глава Ростеха даже не реагирует на это, идя на любын сделки таранными методами и с психологией дорожного катка. Ведь за спиной – самые сильные российского мира сего. Пока Чемезов этим сильным нужен. Дружба весь тоже часто проходит и может пойти захват самого Чемезова.