Дело о банкротстве «Миасского машиностроительного завода», который является «внучкой» «Роскосмоса», обрастает новыми многомиллионными долгами. Требования более чем в полмиллиарда рублей к предприятию, в отношении которого в декабре было введено наблюдение, подали поставщики электроэнергии и газа. Власти Челябинской области надеялись, что с выводом завода из кризиса сможет помочь материнская госкомпания, но вместо этого подконтрольные ей активы массово решили подключиться к процедуре признания его финансово несостоятельным. В сложившейся ситуации открытым остается вопрос о том, кто будет в дальнейшем отвечать за эксплуатацию Тургоякской ТЭЦ, которая находится на балансе машзавода. Она отвечает за подачу тепла и горячей воды как для жилых районов города и пригородных поселков, так и для промышленных предприятий. В администрации Миасса говорят, что из-за долгов ММЗ муниципальные коммунальщики на грани банкротства – предприятие игнорирует требования об оплате счетов за аренду инженерных сетей, «по которым теплоноситель поступает горожанам». Чиновники областного уровня не исключают сценарий, по которому теплоэлектроцентраль может перейти к другому собственнику. Переговоры о дальнейшей судьбе крупного энергообъекта уже ведутся.
ООО «НОВАТЭК-Челябинск» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о включении долга в 543 млн рублей в реестр требований кредиторов АО «Миасский машиностроительный завод» (ММЗ, входит в контур ГК «Роскосмос», в том числе производит компоненты ракетных комплексов для военно-морского флота РФ) в рамках процедуры банкротства предприятия. С похожими исками выступили ООО «Газпром газораспределение Челябинск» и ПАО «Челябэнергосбыт».
Напомним, в 2021 году из-за отсутствия заказов сотрудников ММЗ вынуждены были переводить в режим неполной занятости. «Людей не увольняли, но из-за низкой заработной платы они стали по собственному желанию уходить с предприятия», – рассказывают экс-сотрудники завода.
ММЗ сам попытался инициировать банкротство, но решение по старту упрощенной процедуры судом так и не было принято, потому что параллельно процесс о признании финансовой несостоятельности инициировал Челябинский филиал «Россельхозбанка» (РСХБ).
В декабре 2021 года в отношении ММЗ был введен первый этап процедуры банкротства – наблюдение. Общий размер долгов, признанных предприятием, превысили 2,4 млрд рублей. Около 450 млн рублей должны взыскать с актива «Роскосмоса» в рамках имеющихся исполнительных документов, 646 млн – это общая сумма сводного исполнительного производства. Еще 1,26 млрд рублей – призванные обязательства завода перед РСХБ. О включении еще 78 млн в реестр задолженности в январе ходатайствовал банк.
Наблюдатели из промышленных и политических кругов Челябинской области предполагали, что спасением машиностроительного завода из «финансовой ямы» может заняться «Роскосмос», но вместо этого крупные активы госкорпорации массово начали заявлять требования о включении их в реестр кредиторов.
В частности, в рамках процедуры банкротства АО «НПО Автоматики» заявил о долге в 12,3 млн рублей, АО «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева» – 4,5 млн, АО «ГРЦ им. Макеева» – 21,5 млн, АО «Златмаш» – 13,8 млн рублей.
Между тем, по предположению хорошо осведомленного источника «Правды УрФО», «деятельность менеджерской команды ставленников «Роскосмоса» и стала одной из причин ухудшения финансового положения некогда прибыльного предприятия».
О крупных неплатежах со стороны ММЗ начали говорить еще с 2017 года. Директором завода в это время являлся Андрей Юрчиков. Чистый убыток предприятия за тот период составил небывалые 1,8 млрд рублей.
Позже стало известно о финансовых схемах, которые теперь уже экс-директор проворачивал на оборонном предприятии. В феврале 2022 года Юрчиков был признан виновным по ч.4 ст. 160 УК РФ «Присвоение и растрата в особо крупном размере». Он получил 5 лет колонии общего режима за присвоение около 20 млн рублей.
Ранее к уголовной ответственности были приговорены его пособники – начальник бюджетно-экономического отдела ММЗ Елена Нуждина (2 года условно) и директор ООО «Техпласт» Алексей Назарцев (3 года колонии). Директор ММЗ подписал с «Техпластом» агентский договор, в рамках которого экономист перечислила 10% от стоимости контрактов на 200 миллионов, которые якобы заключили благодаря посреднику. По факту же вся работа была проведена сотрудниками оборонного завода.
В складывающейся на машзаводе ситуации открытым остается вопрос снабжения Миасса теплом и горячей водой – в настоящее время ММЗ имеет статус единой теплоснабжающей организации для муниципалитета. По информации с сайта предприятия, принадлежащая ему Тургоякская ТЭЦ обеспечивает теплом жителей северной части Миасса и поселка Строителей. Общее количество проживающего здесь населения достигает 70 тыс. человек, а дополнительно завод поставляет энергоресурсы для промпредприятий, расположенных в районе Тургоякского шоссе.
Ранее «Правда УрФО» подробно сообщала, что из-за неплатежей со стороны ММЗ в предбанкротном состоянии сегодня находится МУП «Городское хозяйство», которое на протяжении последних лет не может добиться выплаты долгов за эксплуатацию сетей, по которым тепло приходит в квартиры. В настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда Челябинской области находится два иска о взыскании задолженности в общей сложности на 364 млн рублей. В 2021 году муниципалы заявляли, что коммунальное предприятие по-прежнему держится на плаву исключительно за счет областных и местных субсидий.
Источник «Правды УрФО» в правительстве Челябинской области рассказал, что ситуация находится на контроле, чиновники принимают участие в переговорах кредиторов с руководством завода и временным управляющим.
«В случае перехода на следующий этап банкротства будет назначен конкурсный управляющий, который будет отвечать за деятельность ММЗ. У него просто не будет права прекратить теплоснабжение города. Он обязан будет либо продолжать работу своими силами, либо нанять кого-то. Сейчас персонал остается, и не исключается передача ТЭЦ другому собственнику. У нас есть свое видение дальнейших событий, но от комментариев на этот счет я пока воздержусь», – подытожил собеседник издания.