Пять тонн золота госказны растворились в технологическом процессе

Источник
Авторитетный» бизнесмен Геннадий Богомолов и чиновник Минфина Андрей Глинов списывают запасы России.
Небывалый и не афишируемый скандал разгорается вокруг золотого запаса России. «Приокский завод цветных металлов» (ПЗЦМ) банально «списал» со всех счетов 5 тонн золота и 36 тонн серебра, выделенных предприятию из казны Российской Федерации. Причина названа необычная - все эти драгметаллы якобы задействованы в непрерывном технологическом процессе и вернуть их назад невозможно при всем желании.

Вялые попытки Счетной палаты РФ сделать так, чтобы золото и серебро были хотя бы учтены,  натыкаются на непробиваемую «стену» в лице отдельных сотрудников Минфина РФ. Впрочем, подобная ситуация на «ПЗЦМ» особого удивления не вызывает. Уже много лет всеми делами на предприятии заправляет заместитель административного департамента Минфина Андрей Глинов — личность по-своему уникальная. Он является ставленником в правительстве РФ трижды судимого негласного совладельца «ЛУКОЙЛа» Геннадия Богомолова, более известного в определенных кругах как Богомол. До прихода в Минфин Глинов почти 20 лет был неразлучен с Богомолом, а потом «резко» из помощника авторитетного бизнесмена «превратился» в чиновника.

Пропавшее золото на 5 млрд рублей

Еще во времена СССР из госказны «ПЗЦМ» были выделены на переработку  сырье золота в объеме чистого металла 28,7 тонн, а также значительные объемы сырья серебра.

К 2000 году часть сырья этих драгоценных металлов была переработана и поставлена в Госфонд России. А вот «остатки», которые без малого составляли 5 тонн золота и 36 тонн серебра, что называется «зависли» на заводе.  В 2003 году Счетная палата провела проверку «ПЗЦМ» и обнаружила весь этот драгоценный металл, который почему-то назад в казну не возвращался. В результате СП РФ 1 октября 2003-го направила министру финансов Алексею Кудрину официальное представление о том, что указанный металл в возможно короткий срок должен быть переработан и поставлен в Гохран России. Никакой реакции не последовало. В течении еще нескольких лет Счетная палата выносила Минфину предписания навести порядок с государственным золотом. А потом эта тема, что называется, стала сходить «на нет».

Новую проверку «ПЗЦМ» Счетная палата провела в 2013 году. В официальном пресс-релизе аудиторов по итогам работы было сказано, что все на заводе замечательно, есть только небольшой нюанс: за ОАО «ПЗЦМ»  «числятся драгоценные металлы в виде золота и серебра, которые находятся в федеральной собственности... При этом до настоящего времени отсутствуют документы, определяющие права и условия пользования ОАО «ПЗЦМ» этим федеральным имуществом».

Собственно на этот «нюанс» никто особо внимания не обратил, поскольку за расплывчатыми фразами пресс-релиза, без конкретных цифр и сумм, не очень-то и понятно, о чем идет речь.  

А теперь возьмем полный отчет Счетной палаты о проверке «ПЗЦМ», который ранее нигде не оглашался. Из него следует, что ситуация с драгметаллами, выделенными из казны, просто катастрофическая. Вот только несколько выдержек:  «Кроме того, в ходе настоящей проверки установлены нарушения в учете иного движимого имущества казны Российской Федерации... Исключены из Реестра сведения о движимом имуществе казны - «золото в количестве 5403637,21 грамма» (РНФИ П23620000099) и «серебро в количестве 36040699,81 грамма» (РНФИ П23620000100), которое составляло оборотный фонд ОАО «Приокский завод цветных металлов». При этом вопрос об одновременном отражении указанного имущества в иных базах данных (реестрах) не рассматривался... Указанное движимое имущество казны было исключено из бюджетного/бухгалтерского учета 107 (баланса) методом «сторно» на сумму 309368 101,32 рубля (по цене оприходования)... При этом указанное имущество казны не было передано какому-либо иному балансодержателю. В настоящее время вопрос дальнейшего учета указанной собственности не определен».

Также в СП приводится и примерная оценка этого «имущества»: «имущество казны Российской Федерации в виде «золота» в объеме 5,4 тонны первоначальной стоимостью 287,7 млн, а нынешней 5218,7 млн рублей, а также «серебра» в объеме 36,0 тонны первоначальной стоимостью 21,6 млн рублей и нынешней в сумме 486,2 млн рублей».

В отчете ни слова не сказано, что во время этой проверки драгметаллы из госказны вообще удалось обнаружить. Наоборот, как следует из документов аудиторов, тонны золота и серебра они увидеть не смогли, поскольку руководство завода уверяет, будто 5 тонн золота и 36 тонна серебра «являются составной частью незавершенного производства Общества и неотъемлемой частью технологического цикла».  

Если переводить все это с языка аудиторов на обычный язык, то ситуация выглядит так. В 2010-2012 годах принадлежащие казне 5,4 тонны золота (стоимость которого даже по нерыночной оценке составляет 5,2 млрд рублей), а так же 36 тонн серебра (486 млн рублей) были банально «списаны» по цене приемки (например, 5,2 тонн золота оценили всего в 287 млн рублей) и исключены из всех реестров и учетов. Как будто их никогда и не было на заводе.

Самое примечательное, что период «списания» государственных золота и серебра совпал с появлением большого объема драгметалла непонятного происхождения на «черных рынках» Турции, Армении, Украины, Казахстана и еще ряда стран. Но это, конечно, просто случайность. Ведь драгметаллы, принадлежащие РФ, никуда из завода не уходили, а увидеть их никто не может, поскольку они задействованы в «технологическом цикле».

И, конечно же, «списание» никак не связано с тем, что все бразды правления на заводе перешли чиновнику Андрею Глинову, близкому соратнику Геннадию Богомолова, которые, вдруг, зачистили на Украину, в Казахстан и Армению на некие важные переговоры.  

Нефтяной Богомол

Геннадий Богомолов в особо длинных представлениях не нуждается. Во времена СССР он был трижды судим, провел в местах лишения свободы более 10 лет, и заработал огромный вес в криминальном мире . Согласно архивам МВД РФ, список контактов Богомола в преступной среде занимает почти один лист. Тут и бывший главный «вор в законе» Аслан Услоян (Дед Хасан), и другие «законники» - Вячеслав Иваньков (Япончик), Алексей Петров (Петрик), Датико Цихелашвили (Дато Ташкентский), Кар-Оглы Мамедов (Каро), а так же десятки «авторитетов» из разных регионов.

Выйдя в конце 80-х годов на свободу после очередной отсидки, Богомолов обосновался в городе Когалым Тюменской области, где стал одним из лидеров местного криминального сообщества. Как раз в этот же период времени в регионе начал работать только созданный госконцерн «Лангепас-Урай-Когалым — нефть» (будущий «ЛУКОЙЛ»). Ну а какая нормальная работа в те времена без надежной «крыши». Вот Богомол и стал таким прикрытием для концерна, а потом перерос и в официального партнера «ЛУКОЙЛа». Тем более, что Богомолов отлично ладил с Вагитом Алекперовым, начинавшим свою карьеру именно в Когалыме.  В 1993 году «ЛУКОЙЛ» создал дочернюю структуру ТОО «ЛУКОЙЛ-маркет». Госконцерн получил 50%, остальные достались структурам, связанным с Богомоловым. Он же возглавил компанию. Функции вновь созданной структуры — работа с розницей, контроль за отгрузкой нефтепродуктов с НПЗ, урегулирование неплатежей. «Вышибание» долгов перед компанией оказалось тоже довольно прибыльным занятием. Те предприятия, которые не могли расплатится деньгами, после визита крепких бритоголовых качков из «ЛУКОЙЛ-Маркет» расплачивались «натурой»: зерном, сахаром и т.д., а порой и целыми колхозами. Таким образом помимо нефтяного бизнеса у ТОО появилось еще одно прибыльное направление коммерции - сельскохозяйственное. После того, как госконцерн был приватизирован и стал «ЛУКОЙЛом», он продолжил тесную работу с «ЛУКОЙЛ-Маркет».

Из советников авторитетного бизнесмена — в Минфин РФ

В1993 году, с первых дней создания, в «Лукой-Маркет» появился новый перспективный сотрудник — Глинов Андрей Владимирович. Это выпускник Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского, попал в фирму не по протекции «ЛУКОЙЛа», а как раз со стороны того мира, где Богомол имел большой авторитет. Уважаемые люди посоветовали взять на работу толкового парня. Андрей Глинов быстро освоился в фирме Богомолова и уже через год, в 1994-м, был назначен начальником договорно-правового отдела. Бритоголовые ребята выбивали долги «натурой», а «белый воротничок» Глинов придавал видимость «законности» всему этому отъему имущества. Причем делал это настолько успешно, что Богомол даже «делился» столь талантливым сотрудником с некоторыми своими «контактами», список которых занимает целый лист. Так, одно время Глинов совмещал работу в «ЛУКОЙЛ-Маркет» с трудом в ЗАО «Черноморская охранная фирма», которая принадлежала Адаму Богусу. Сейчас он известен как председатель общественного движения «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент», а в конце 1990-х - начале 2000-х годов был занесен в картотеку МВД РФ как «авторитет» по кличке Мазай, входивший в группировку Аслана Панеша.

Источники, знакомые с ситуацией, рассказывают, что Глинов активно помогал Богомолову осваиваться в меняющихся экономических реалиях России и сыграл немалую роль в превращение трижды судимого Богомола в уважаемого бизнесмена Геннадия Семеновича Богомолова, который одно время в отчетности «дочерних» структур «ЛУКОЙЛа» значился как вице-президент компании. Фактически Глинов стал личным советником Богомолова и его основным консультантом по финансовым вопросам.

В 2000 году «ЛУКОЙЛ-Маркет» разделился на две структуры. Всеми сельскохозяйственными проектами фирмы стал заниматься появившейся на свет концерн «Агрико», подконтрольный Богомолу. А другая деятельность структуры «авторитетного» бизнесмена осталась за ЗАО «Юниверсервисконсалтинг». Последняя фирма сохранила за собой и ИНН, который был закреплен за «ЛУКОЙЛ-Маркет». Глинов успевал трудиться на обе структуры. Он был одним из руководителей в «Агрико» (председатель совета директоров Богомолов), а в «Юниверсервисконсалтинг» Глинову и вовсе стали принадлежать 4,95% в установном капитале. Так Богомолов отблагодарил своего верного помощника за долгие годы службы.   

В середине 2000-х годов у предпринимателей, подобных Богомолу, стало модно не только дружить с чиновниками разного ранга, но и обязательно иметь своего личного представителя в структурах власти. Ну а на кого, как не на Глинова Богомолов мог возложить столь ответственную миссию. В результате в 2004 году Глинов становится начальником отдела регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Административного департамента Минфина РФ. Правда, перед попаданием на работу в правительство ему пришлось совершить одну манипуляцию. Как-то было бы странно, если бы на крупную должность в Министерстве финансов приняли человека с дипломом медвуза и профессиональной специальностью «лечащий врач». В результате у Глинова появляется еще один диплом (№ ШВ 266743)- об окончании в 1994 году Военной академии экономики, финансов и права по специальности «юриспруденция». Собеседники, знакомые с ситуацией, уверяют, что последняя «корочка» ничего общего с настоящими документами об окончании вуза не имеет. Да и сам Глинов во всех своих анкетах вплоть до 2004 года почему-то указывал только окончание крымского государственного медуниверситета. Видимо, очень стеснялся второго, юридического образования.

Впрочем, подобные манипуляции, ничуть не помешали идти вверх по карьерной лестнице и в 2010 году стать замглавы Административного департамента Минфина РФ.

Дорогая услуга Ахполова

Как Богомолу удалось провести в правительство своего человека? Немногие знают, что у «ЛУКОЙЛа», помимо добычи нефти, есть крупный непрофильный бизнес - добыча алмазов. Еще в 1993 году «дочка» компании «Архангельскгеолдобыча» получила лицензию на право пользования Верхотинскими недрами (Архангельская область), в том числе разработку крупного алмазного месторождения им. В. Гриба (запасы оцениваются в $5 млрд). Участники рынка полагают, что алмазным бизнесом «ЛУКОЙЛ» решил заняться не без участия своего авторитетного партнера Богомола и тот до нынешнего дня имеет свои интересы на месторождении. В этой сделке вообще было задействовано немало заметных персон. Так, в 80-е годы руководителем  «Архангельскгеолдобыча» являлся Алишер Усманов и одно время сохранял свои интересы на предприятии.

Потом у проекта по добыче драгоценных камней появился партнер в лице  международного гиганта De Beers (в переговорах с иностранцами принимал участие и Усманов). Отношения между российской и южноафриканской компаниями складывались очень непросто - почти 15 лет между ними шла «война», которая, впрочем, закончилась дружбой. За девять месяцев 2015 года нефтедобывающая компания России и  De Beers выручили от продажи добытых алмазов $122 млн.          

Помимо данного алмазного проекта с «ЛУКОЙЛ», у Богомола есть еще целый ряд персональных проектов, связанных с драгоценными камнями. Ну а как ими не заниматься, если уже почти десять лет большую часть времени Богомолов проводит в Израиле - центре мировой алмазной промышленности. А в России бизнес на драгоценных камнях подразумевает тесное сотрудничество с   «профильными» чиновниками. В Минфине с 2001 года «алмазную тему» курирует Александр Ахполов - тоже человек с интересной биографией. Он является ставленником своего влиятельного однокурсника Отари Маргания, который еще с 90-х годов является либо приятелем, либо деловым партнером (а иногда и то, и другое вместе) Алексея Кудрина, Михаила Мирилашвили, Шоты Ботерашвили, Анатолия Сердюкова и еще множества видных питерцев. Обо всех их взаимоотношения можно рассказывать долго, но это уже совсем другая история.

И когда Богомол попросил Ахполова об услуге в качестве приема на работу в Минфин его личного помощника Андрея Глинова, тот отказать не смог. А «талантливый» Глинов моментально освоился на новом месте и стал «подгонять» шефу «интересные темы». Так, через несколько лет после прихода в Минфин, Глинов начал потихоньку «оккупировать» кураторство над оборотом в РФ золота. Первым шагом в эту сторону стало назначение Глинова членом совета директоров «ПЗЦМ». Следом, он сформировал там команду из ставленников Богомола. Так, главным бухгалтером завода была назначена Наталья Кузнецова - бывший главный бухгалтер подконтрольного Богомолову ООО «Агрико». А потом случилась история с тем, как 5 тонн золота и 36 тонн золота растворились в «технологическом цикле» и были списаны со всех учетов. Следом  еще 300 кг золота в слитках оказались «подарены» ювелирной компании «Адамас». Отвественность за последнее преступление умело «повесили» на гендиректора «ПЗЦМ» Александра Богуславского, который в результате был приговорен к трем годам колонии. Богуславский был членом старой команды на «ПЗЦМ» и крайне мешал Глинову.

Подобных историй, связанных с заводом и золотом, можно было бы привести еще много. И почему-то никакого удивления они не вызывают. Если в Минфине трудится официальный представитель Богомола, то, можно не сомневаться, российское золото в надежных руках. Только вот не государственных. 
Персоны Компании
Спа-отголоски дела Сердюкова
Банк Москвы не смог продать элитный спа-отель в Репино, который раньше принадлежал зятю Анатолия Сердюкова. В последний момент его обскакала структура, которая также может быть связана с окружением знаменитого министра обороны.
Турецкий гамбит ЛУКОЙЛа
Как кризис в отношениях с Анкарой ударит по бизнесу Алекперова?
Обогащение Ирана: почему Россия не выиграет от снятия санкций с Тегерана
В июле Иран договорился о снятии санкций в обмен на контроль за своей ядерной программой. Компромисс откроет рынок Ирана для международных инвестиций. Россия воспользоваться этим не сможет.
Зачем нужен Кудрин в Кремле
"Кадровая сплетня" - так пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков назвал сообщения о возможном назначении экс-министра финансов Алексея Кудрина. Что это означает в переводе с аппаратного на русский, "Фонтанке" объяснил экономист, экс-министр экономики России Андрей Нечаев.
Бизнес на таможне
Почему пытаются ликвидировать ведомство Андрея Бельянинова.
Фигурант дела Кашина — РБК: «Ко мне применяли методы имитации утопления»
Гендиректор «Проминвеста» («внучка» «Ростеха») и совладелец компании «Заслон» Александр Горбунов, которого обвиняемые в покушении на журналиста Олега Кашина называют организатором преступления, первое интервью дал РБК.
Короли кризиса: почему бизнес семьи Гуцериевых растет во время депрессии
Кризисы Группе БИН будто на пользу: после 2008 года она стала одним из самых активных в России инвесторов в недвижимость и нефть, а ее финансовый бизнес вырос более чем в 10 раз. Как ей это удалось?
Владимир Мельниченко вылез из шахты в торговом центре
Экс-совладелец "Сибуглемета" выкупил половину торгового центра "Рига молл".
Противогаз
Как совладелец крупнейшей в России частной газовой компании "Новатэк" Леонид Михельсон переиграл «Газпром».
Андрей Биржин взялся за родное Хотьково
В подмосковном городке его компания построит жилой комплекс на 60 000 квадратных метров.
Нефтяной бизнес семьи Хотиных получил льготы на 92 млрд рублей
Небольшая нефтяная компания «Дулисьма» семьи Хотиных умудряется получать экспортные льготы быстрее, чем ЛУКОЙЛ. Минфин считает эти льготы неоправданными и оценивает потери бюджета от них в 92,5 млрд руб.
Демьян Кудрявцев перерегистрировал газету The Moscow Times на жену
Это поможет ему выполнить закон об ограничении доли иностранцев в СМИ.
Министр Донской «на побегушках» у Потанина?
Борцы с коррупцией заподозрили в сговоре главу Минприроды Сергея Донского и миллиардера Владимира Потанина.
«Начинается тестирование кандидатов в преемники»
Эксперты представили новый доклад о конфликтах в окружении Путина.
Все было «Адамас»
Следствие и суд ищут деньги «отмытые» главой ювелирной сети «Адамас» Артуром Асташиным.
Обзор 26-30 октября: Нострадамуса арестовали в Питере
Хитрости и премудрости чиновников, плутни региональных тузов, импортозамещение со свинцовым осадком – такие перипетии и хитросплетения предлагает на своих страницах Энциклопедия библиотеки компромата.
«Ростех» доверил Сердюкову структуры с годовой выручкой 350 млрд руб.
Бывший министр обороны Анатолий Сердюков стал куратором авиационных активов госкорпорации «Ростех». Под ним сконцентрированы структуры корпорации с выручкой около 350 млрд руб. в год.
«Башнефть» взялась за старое
Сын полпреда Юрия Трутнева помогает разбурить старые скважины.