Госдума может принять закон, разрешающий приватизировать леса, если до этого они в течение 15 лет находились в аренде. Эксперты считают, что это приведет к печальным последствиям, особенно в густонаселенных и малолесных районах страны. В результате естественное для замученного урбанизацией горожанина удовольствие от прогулки в близлежащем лесу может стать роскошью, доступной лишь обеспеченным людям.
Лесное законодательство в нашей стране за последние годы претерпело просто рекордное количество поправок. Такое ощущение, что российская власть использует окружающую среду для постановки долгоиграющего эксперимента в мичуринском духе. Теперь, похоже, возможность покорять природу она намерена предоставить лишь своему обеспеченному слою, оставляя другим возможность любоваться на этот процесс из-за забора и по телевизору.
Доступ на природу может стать привилегией богатых
Очередной шаг в этом направлении сделал депутат Госдумы от партии ЛДПР Василий Тарасюк, внесший вышеописанный законопроект. Единственное ограничение для возможной приватизации лесного участка – это чтобы он находился «на особо охраняемых природных территориях». Да, еще необходимо, чтобы арендатор «способствовал сохранению природных ландшафтов, объектов животного мира, растительного мира, водных объектов». Но это прописано так абстрактно, что доказать отсутствие оного будет, по мнению ряда экспертов, практически невозможно.
Стоит отметить, что сам автор законопроекта не имеет никакого отношения к лесной отрасли ни в прошлом, ни в настоящем. Первый зампред думского Комитета по энергетике Тарасюк – в прошлом работник Минторговли Украинской ССР, Миннефтепрома СССР, компании ЛУКОЙЛ, генеральный директор Афипского нефтеперерабатывающего завода. Недавно он уже отличился внесением скандального законопроекта об отмене экологической экспертизы для объектов на континентальном шельфе, особо охраняемых природных территориях и территориях, связанных с оборотом отходов. С принятием же новой инициативы парламентария приватизация будет угрожать более чем 12 тыс. арендованных лесных участков. Причем очевидно, что это количество в свете такой лакомой для бизнесмена перспективы увеличится многократно. Ведь возможность оформить лесной участок в собственность, пусть даже через 15 лет, сделает «рекреационную аренду» лесов очень выгодным делом. А это значит, что обычные граждане РФ могут потерять свободный доступ к самым привлекательным уголкам наиболее густонаселенных районов страны, например, на территории Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов.
Новый закон может быть выгоден Роману Абрамовичу
Об этом говорит, например, руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко.
«Арендаторы берут землю для строительства собственных домов, а участок обносят забором. Люди не смогут попасть не только в захваченные леса, но и в свободные, непроданные. Ведь наиболее привлекательное место для коттеджа – это леса рядом с федеральными трассами, дорогами и тропами. Их приватизация приведет к тому, что люди, собравшиеся на пикник, натолкнутся по дороге в лес на высокий забор. Рекреационная аренда в России характерна для густонаселенных районов или там, где дорогая земля. Это города-миллионники, их окрестности, а также территории на Кавказе. Возможность дешево получить в собственность, пусть даже через 15 лет, хороший участок сделает рекреационную аренду лесов очень привлекательным делом, особенно если правительством будут установлены для нее очень низкие ставки, как это сделано и сейчас. В частности, есть опасения, что таким образом может потеряться весь лесопарковый пояс Москвы».
Гринпис России обещает сделать все от него зависящее, чтобы законопроект не был принят. Однако добиться этого будет непросто. Законопроект продвигается по думским коридорам с изрядной скоростью. 9 июня он был внесен, а уже на следующий день рассмотрен профильным Комитетом Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Решение оказалось положительным.
По одной из версий, инициативе Тарасюка уготован «зеленый свет», поскольку за ней маячат бизнес-интересы весьма влиятельных олигархов – например, она может оказаться очень полезной для Романа Абрамовича. По-моему, знаменитый бизнесмен уже давно положил глаз на подмосковные леса. Так, еще в 2007 году аффилированная со структурами Абрамовича компания ООО «Эко вест» практически за бесценок (по 614 рублей за сотку) получила право на долгосрочную аренду 397 гектаров леса в Баковском лесничестве Одинцовского района. При этом специалисты утверждают, что рыночная стоимость такой аренды для одной сотки лесного массива в этом районе может достигать 10 тыс. долларов США. Любопытно, что ООО «Эко вест», пообещавшее сделать там шикарный парк развлечений с комплексами фонтанов, системой прудов и ресторанов, стало арендатором, в то время как другие, также претендовавшие на эти участки, компании и частные лица вообще не сумели попасть на аукцион и затем безрезультатно пытались оспорить его итоги в суде.
«Золотая» земля пока отстаивается
Баковский лесопарк – прекрасная рекреационная зона, восстанавливающая силы больных в кардиологическом и геронтологическом санаториях. Увы, существует серьезная опасность, что через 15 лет после принятия нового закона все эти без малого 400 гектаров роскошного леса будут приватизированы. Ведь перед глазами пример 5 тыс. гектаров земли в том же Одинцовском районе, выкупленных в 2004 году компанией Абрамовича Millhouse Capital у бывшего советского сельхозпредприятия «Матвеевское» близ Рублево-Успенского шоссе. Тогда менеджеры компании обещали инвестировать в эти фермы и цеха около 25 млн долларов. Увы, итог оказался совсем другим. Часть земель была потрачена на строительство бизнес-школы и иннограда «Сколково», другая – используется в качестве полей для гольфа, возможно, просто ожидая перевода своего назначения в земли поселений. На сленге запоздалое освоение, прекрываемое благотворительными предлогами, специалисты-девелоперы называют «земля отстаивается».
Справка
По данным Комитета лесного хозяйства Московской области, в Подмосковье зафиксировано уже около 500 официальных случаев нарушения рекреационной аренды. При этом в 2012 году, согласно официальным данным, общий объем финансирования лесного хозяйства достиг 63,3 млрд рублей. Однако бюджетные деньги практически не доходят до лесов. По существующим оценкам, около двух третей казенных средств съедает административная система, а треть уходит на противопожарные мероприятия. У подавляющего же большинства арендаторов вкладываться в будущее леса нет никакого желания.
Результатом такого бардака стало нашествие лесных вредителей на леса Центральной России. Только в Московской области ими поражено свыше 70 тыс. гектаров. По данным Алексея Ярошенко, «после принятия нового Лесного кодекса число людей, занятых в лесном хозяйстве, сократилось в четыре раза и государство почти утратило возможность реагировать на возгорания в лесах».
В то же время, например, германское земельное право запрещает дробить лесные участки и менять их целевое назначение, «обеспечивающее развитие высокоэффективного агропромышленного производства в интересах всего народа». При покупке земель сельхозпроизводителям предоставляется приоритетное право на их приобретение по сравнению с лицами, не занятыми в сельском хозяйстве. В Италии предусмотрена принудительная аренда или продажа участка более эффективным пользователям, если фермер не поддерживает плодородие земли. Особенно жесток в Европе контроль за использованием сельхозугодий на территориях, расположенных близ городов. Но у российских законодателей свой – особый, путь…