За рубежом новость о разводе крупного бизнесмена всегда становится сенсацией государственного масштаба. И дело даже не в желтоватом оттенке события, которое с удовольствием смакуют таблоиды. В Европе и США материальная сторона института брака исторически имеет «пуленепробиваемую» защиту, отчего развод больно бьет по кошельку состоятельного супруга. Другое дело – Россия. Хотя супруги наших олигархов также уже научились отстаивать свои интересы, вытрясая из загулявших мужей миллионные компенсации.
Когда-то Владимир Маяковский образно и четко объяснил причину невозможности дальнейшего нахождения состоящих в браке людей рядом друг с другом: «Любовная лодка разбилась о быт». Но к олигархам, что отечественным, что зарубежного розлива, такое толкование подходит вряд ли. Какой проблемный быт при их-то деньжищах? Скорее семейный корабль пустит на дно юная прелестница, рядом с которой мужчине в летах так легко потерять голову и пуститься во все тяжкие. Хотя и это слишком примитивное объяснение. Взять хотя бы Анатолия Чубайса, который развелся с женой, оставив ей все честно нажитое имущество. Новой пассией отца приватизации стала вовсе не длинноногая модель, а красивая прежде всего своим умом Дуня Смирнова. Сегодня россияне лидируют в списке самых «дорогих» разводов, и это неудивительно. Большинство нынешних успешных предпринимателей созда вало свои семьи в пору первоначального накопления капитала, когда море было по колено, а вера в свои перспективы – до неба. И вот деньги пришли. А вместе с ними – загубленные нервы, больная печень и тяжелый характер. К тому же испытание богатством способен выдержать не каждый брак. Весьма распространенная история: редкий олигарх не гробится на своей работе – иначе ведь не получается. Супруга же скучает и в итоге оседает где-нибудь на зарубежном курорте, развлекаясь разве что шопингом и общением с такими же «соломенными вдовами» за рубежом в отрыве от супруга. Такой гостевой брак редко может пройти проверку на прочность. В результате же – развод. При котором, как показывает практика последних лет, еще неизвестно, кто из супругов выиграет, а кто проиграет.
В чем пришла, в том и уйдешь
Суд даже обязал безработную женщину платить бизнесмену, чье состояние Forbes оценивает в 1,4 млрд долларов, алименты в размере одной трети всех ее доходов.Бывшая жена Владислава Доронина Екатерина уже давно живет вместе с их общей дочерью в Лондоне. После развода с мужем она получила 10 млн долларов и кое-какую недвижимость. Такие «отступные» олигарх выписал прежней супруге, загуляв с моделью Наоми Кэмпбелл. Для Доронина, сколотившего состояние на девелопменте, потеря 10 млн не стала критической – по оценкам экспертов, его состояние на момент развода оценивалось в 6,7 млрд рублей. Случись подобный роман у американского миллиардера, ему при разводе пришлось бы отдать жене, как пострадавшей стороне, гораздо большую часть своего состояния. Но в России действуют иные правила, чем и пользуются наши олигархи. К услугам которых к тому же лучшие адвокаты. Дело о разводе главы «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева с женой Еленой, матерью двух его дочерей, шло долго и муторно. Супруга обвинила бизнесмена в изменах и потребовала, помимо развода 6 млрд долларов. Тогда Рыболовлев стал продавать свои активы по сложным схемам. Елена эти хитрости отследила и обнародовала: муж продал крупные пакеты акций «Уралкалия» и «Сильвинита», а на вырученные деньги приобрел у актера Уилла Смита особняк на Гавайях, у американского бизнесмена Дональда Трампа – пентхаус в Нью- Йорке плюс до кучи пентхаус в Монако. Кроме того, по словам супруги, у Рыболовлева имеются доли в Банке Кипра, футбольном клубе «Монако» и два греческих острова, которые он приобрел в апреле у внучки Аристотеля Онассиса. Елена регулярно подает иски против мужа в судах разных стран, добиваясь заморозки активов Рыболовлева, но пока в основном проигрывает. В 2010 году владелец группы «Русский стандарт» Рустам Тарико выиграл дело о родительских правах на двух детей у бывшей гражданской жены Татьяны Осиповой. Суд даже обязал безработную женщину платить бизнесмену, чье состояние Forbes оценивает в 1,4 млрд долларов, алименты в размере одной трети всех ее доходов. Но все же самым хитроумным можно считать президента Росгосстраха Данила Хачатурова, который смог спрятать от бывшей жены целый Городской ипотечный банк. Она хотела через суд получить свою долю от сделки, однако схема продажи оказалась слишком запутанной.
Компенсация за «лучшие годы»
Тем не менее иногда женам все же удается изрядно пощипать своих состоятельных супругов. Однако лишь тем, кто обладает выдержкой и стальным характером. Громкий и скандальный развод главы агрохолдинга «Интеко-Агро» Виктора Батурина и Яны Рудковской, продюсера Димы Билана, длился почти год. Яна хотела забрать детей и 150 млн долларов, а Батурин предлагал права на Билана и долю в бизнесе. В итоге Яна получила права на Билана, бизнес стоимостью 21 млн долларов и еще 5 млн долларов сверху. К тому же суд оставил Рудковской детей, что Батурин продолжал оспаривать, пока не отправился на семь лет в места не столь отдаленные по делу о мошенничестве с векселями компании «Интеко». У алюминиевого магната Льва Черного развод с женой Людмилой совпал с несколькими покушениями и интересом со стороны Интерпола. В итоге иск супруги был полностью удовлетворен: она получила дом в Лондоне и 150 млн долларов – половину того, что Интерпол признал имуществом бизнесмена. Дорого обошелся развод и Роману Абрамовичу. Ирина Абрамович, мать пятерых детей олигарха, получила 300 млн долларов, четыре лондонские виллы и две квартиры. Кроме того, она имеет право пользоваться яхтами и самолетами бывшего мужа. Впрочем, доподлинно неизвестно, кому здесь принадлежит пальма первенства – Абрамовичу или ныне покойному Борису Березовскому, который, по некоторым данным, выплатил своей бывшей супруге Галине Бешаровой в качестве отступных при разводе от 165 до 220 млн фунтов стерлингов (от 260 до 360 млн долларов). Тем временем на подходе, возможно, очередная сенсация. Злые языки упорно «разводят» главу компании «Интеко» Елену Батурину и Юрия Лужкова. Надо отметить, что подобные слухи появились еще в 2010 году, сразу после того, как тогдашний президент Дмитрий Медведев отправил столичного градоначальника в отставку. Именно Батуриной принадлежит большая часть семейного имущества – многомиллионные счета, недвижимость в России и за рубежом, акции «Газпрома» и Сбербанка и так далее. О возможном разрыве семейных уз Лужкова написала в том числе британская газета The Guardian. Намекали даже, что у Батуриной появился кавалер, после того как она разочаровалась в потерявшем высокий пост муже. В ответ российские СМИ предположили, что таким образом Лужков хочет на всякий случай обезопасить имущество. Правда, пара до сих пор вместе.
Алиментные споры
14 апреля Пресненский суд Москвы должен рассмотреть дело о разделе имущества главы «Интерроса» Владимира Потанина и его бывшей супруги Натальи. 13 марта ни она, ни ее представители не пришли в суд, поэтому рассмотрение дела было отложено. Олигарх согласился выплачивать бывшей супруге ежемесячно алименты в сумме 8,5 млн рублей. Кроме того, в рамках рассмотрения иска о разделе имущества, который подал сам Потанин 20 февраля, экс-супруга бизнесмена может получить около 2,5 млрд рублей недвижимостью и деньгами. «Шоб я так жил!» – скажет не избалованный деньгами читатель. Сторона же Натальи Потаниной считает, что сумма алиментов подсчитана некорректно. Также бывшая супруга в своей декларации к американскому суду говорит о своем большом участии в бизнесе мужа с самого начала. Однако в прессе за последние 24 года нет ни одного упоминания о ее деятельности. Судя по СМИ, единственный член семьи, кто принимал участие в бизнесе Потанина, – дочь Анастасия, в качестве менеджера на папином горнолыжном курорте «Роза Хутор». Более того, как поговаривают в блогосфере, Наталья в судебном порядке покусилась на святое – благотворительные деньги. Еще в 2010 году Владимир Потанин пообещал передать большую часть капиталов на благотворительность и распорядился юридически оформить это решение. А в прошлом году он присоединился к инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффета Giving Pledge, участники которой публично обещают передать на благотворительные нужды не менее половины своих капиталов. Дети Потанина одобрили это решение, и сам он не собирается его менять: «Неотвратимость передачи капиталов на благотворительность не вызывает никаких сомнений», – говорит источник, знакомый с ситуацией. В общем, даже в прекрасном далеке богатые жены не знают покоя, все воюют с оставленными на родине мужьями за их миллиарды. А ведь поэт призывал: «С любимыми не расставайтесь!».