Человек, «кинувший» Абрамовича: почему Путин назвал днепропетровского губернатора «проходимцем»

Источник
История о дружбе и ссоре украинского и российского миллиардеров.
«Проходимцем», «кинувшим» Романа Абрамовича (состояние $9,1 млрд, №137 в глобальном списке Forbes), назвал президент России Путин украинского миллиардера Игоря Коломойского ($2,1 млрд, №828), за два дня до этого назначенного губернатором Днепропетровской области.

«Уникальный проходимец, — заявил Путин. — Он даже нашего олигарха Абрамовича надул два или три года назад; как говорят у нас в кругах просвещенной интеллигенции, «кинул». В изложении Путина конфликт выглядел так: два бизнесмена заключили контракт, и Абрамович заплатил Коломойскому большую сумму, но «тот… сделку не довел, прикарманил денежки».

Выбор мишени для критики выглядел как ответ российского президента на нелицеприятный выпад Коломойского, прозвучавший накануне во время его первой пресс-конференции в роли губернатора. «Мне непонятно, как украинцы и русские могут воевать, учитывая — я скажу недипломатично — шизофрению второго оппонента... — рассуждал украинский миллиардер. — У нас был один большой шизофреник, а там — шизофреник маленького роста. Он полностью неадекватен, полностью сошел с ума».

Очевидно, Владимир Путин имел в виду сделку 2007 года, когда Evraz Group Абрамовича купила у группы «Приват» Коломойского акции пяти принадлежавших ему украинских предприятий (почти по 100% горно-обогатительного комбината «Сухая балка», Днепропетровского металлургического завода им. Петровского, коксохимического завода «Баглейкокс», «Днепрококса» и  Днепродзержинского коксохимического завода). Все активы были оценены в $2-2,2 млрд, и $1 млрд Evraz оплатил деньгами, а за остальное передал 9,72% своих акций (Коломойский постепенно продавал свою долю и в 2013 году довел ее до 2,3%).

Отношения партнеров были настолько тесны, что Абрамович выделил Коломойскому и его представителю в совете директоров Evraz ложи на стадионе футбольного клуба Chelsea в Лондоне.

Их дружба продлилась два года, что довольно странно, учитывая личность украинского миллиардера. Коломойский — человек, находящий азарт в конфликтах, говорят его партнеры (например, за год до этой сделки Коломойский судился за украинский актив с Виктором Вексельбергом, которого в своем иске в американский суд обвинял в даче взяток в России).

Война между российскими и украинскими совладельцами Evraz стартовала на фоне кризиса 2009 года. Оставшийся без места представитель Коломойского в совете директоров металлургической компании говорил позже украинскому Forbes, что причиной стало начало кризиса, который участники сделки не предусмотрели. Украинцы были недовольны падением капитализации Evraz, а россияне не смогли интегрировать проданные им активы Коломойского.

Конфликт дошел до того, что, по версии Evraz, менеджмент предприятия Коломойского блокировал в начале 2010 года железнодорожные подъезды к украинскому предприятию Абрамовича, чтобы оттуда не могли вывозить отправляемую на экспорт железную руду. Менеджмент Коломойского объяснял, что вся проблема – в сломавшейся железнодорожной стрелке. Наблюдатели предполагали, что такими действиями Коломойский пытался отстоять свои интересы в Evraz, нарушенные, по его мнению, действиями  управленцев и основного акционера — Абрамовича.

В 2012 году (отчетности Evraz за 2013 год пока нет) на фоне резкого падения цен на сталь предприятия компании снизили ее выпуск на Украине на 5% и нарастили производство руды на 7%. Впрочем, трудно винить металлургические активы, принадлежавшие Коломойскому, в падении показателей. Сегодня металлургия по всему миру переживает не лучшие времена.
Персоны Компании
Архангельское все-таки досталось Вексельбергу
Государство отказалось содержать территорию памятника, объяснив это своей нищетой.
Сочи поневоле: как Виктор Вексельберг стал олимпийским инвестором
Миллиардер провел для Forbes экскурсию по своему гостиничному комплексу и рассказал, как шла стройка и кого он ждет в своих отелях.
Олимпийский тариф
Способна ли сочинская стройка окупить себя.
Забросивший сеть
Судьба Павла Дурова и его мегапроекта.
Спор на $2 млрд: в чем сенатор Лебедев обвиняет Вексельберга и Блаватника
В своем иске парламентарий утверждает, что, согласно старым договоренностям, имел право на 7,5% от $28 млрд, полученных консорциумом AAR от сделки по продаже доли в ТНК-BP.
Миллиардер на Олимпе: как Владимир Потанин стал главным частным инвестором Сочи-2014
Один из авторов идеи Сочи-2014, владелец холдинга «Интеррос» Владимир Потанин рассказал Forbes, как родился олимпийский проект и почему он в итоге не оправдал ожиданий инвесторов.
Газпром откат
Продолжаются коррупционные скандалы, связанные с руководством ООО «Газпром межрегионгаз», которым руководит Кирилл Селезнев. При этом часть скандалов, связанных с этой структурой, перетекает в политическое русло.
Владимир Тунгусов может сдать Александра Якоба
Найдена удобная кандидатура на замену: для Куйвашева – «свой», для мэрии – «не чужой».
Возвращение семибанкирщины
Некогда влиятельный миллиардер Олег Дерипаска заключил перемирие со своим основным конкурентом Виктором Вексельбергом, подписав мировое соглашение с Sual Partners (владельцы Виктор Вексельберг и Леонид Блаватник) по делу трейдера Glencore.
Виктор Вексельберг снесет и застроит ЗиЛ
Москва выставила на торги проект реконструкции ЗиЛа. Стартовая цена — 23,4 млрд руб. Наиболее вероятным претендентом на победу называют «Кортрос» Виктора Вексельберга.
Из России с пиаром
Кремль вкладывает немалые деньги в улучшение имиджа России за рубежом. 
«Окружение Путина всеми силами пытается развить у него этот комплекс...»
Альфред Кох ответил на вопросы читателей Znak.com. Правда, одного послал.
После Олимпиады
Что будет с олимпийскими объектами после 2014 г.?
Просители и "смотрящие"
Коллективный портрет «путинских губернаторов».
Сделки 2013 года
2K 6 мин
В ЯНАО спекулируют на Рогозине
Чтобы получить 4 тыс. скважин, местных нефтяников пугают вице-премьером.
"Шейх" Наговицын
Губернатор Бурятии «качает» деньги из федерального центра и утопает в роскоши.
Evraz сдал руду Хакасии
Evraz продолжает избавляться от убыточных активов. Его рудные предприятия в Хакасии готов выкупить местный бизнесмен Александр Колешня.