Строительство в Урае важного социального объекта – больничного стационара с прачечной – идет с нарушением ранее установленных сроков. Контракт стоимостью 1,32 млрд рублей Управление капстроительства ХМАО заключило в феврале прошлого года с екатеринбургской компанией «РегионСпецСтрой» (РСС, совладельцы – Сергей Гренц, Евгений Томиловских и Евгений Гончаров). В соответствии с его условиями новая современная клиника должна появиться в городе к февралю 2024 года, но проблемы с реализацией проекта возникли уже на начальном этапе.
Накануне новогодних праздников работы на объекте оказались практически «заморожены», на что обратил внимание муниципальный депутат Леонард Насибуллин, направивший соответствующие обращения в прокуратуру, городской ОМВД и окружной Следственный комитет. В свою очередь, в Депстрое ХМАО заявляют о возобновлении строительства, якобы имевшем место в начале января: очистке площадки от снега, завозе стройматериалов и увеличении числа рабочих до 30 человек (вместо положенных 180).
Сложившуюся ситуацию объясняют наличием у РСС колоссальных долговых обязательств: в адрес компании от бывших деловых партнеров поступают многочисленные иски о взыскании задолженностей по договорам подряда и поставки. Так, только тюменской компании «ЗапСибСтройНадзор» РСС остался должен порядка 4 млн рублей. Кроме того, в Свердловской области претензии к подрядчику предъявляет региональный Госжилстройнадзор: речь идет об отступлениях от техрегламентов и требований проектной документации.
В самом Урае в ходе заседания городской думы поднимался вопрос о высокой степени травматизма на объекте, где работают официально нетрудоустроенные лица, получающие «серую» зарплату. Однако по словам главврача местной больницы Юрия Сподара, о несчастных случаях на стройке ему ничего не известно.
По имеющейся информации в ближайшее время руководство РСС планирует подать документы на увеличение сметы расходов, объясняя это необходимостью компенсировать якобы имевшие место собственные затраты. О какой сумме идет речь – пока неизвестно, но с учетом роста цен на строительные материалы, она обещает быть значительной. Это дает повод общественности Югры говорить о том, что новый больничный комплекс в указанные сроки возведен не будет.
***
Глава «Транснефти» Николай Токарев наконец-то определился, кого сделать крайними в скандальной истории с загрязнением хлорорганикой нефти в нефтепроводе «Дружба», а заодно и обвинить в хищении миллионов тонн топлива: сразу после новогодних праздников стало известно об окончании расследования громкого уголовного дела «о грязной нефти». Его фигуранты обвиняются в краже, организации преступного сообщества и приведении в негодность магистрального нефтепровода группой лиц по предварительному сговору.
Итак, стрелки переведены. По делу проходят: владелец ГК «Петронефть» Роман Трушев, бывший гендиректор «Самаратранснефть-Терминала» Роман Ружечко, гендиректор компании «Нефтеперевалка» Светлана Балабай, ее заместитель Рустам Хуснутдинов, гендиректор ООО «Петронефть Актив» Владимир Жоголев, замдиректора ООО «Магистраль» Сергей Баландин, замначальника районного управления нефтепровода «Дружба», сотрудник ОА «Транснефть-Дружба» Роман Якушев, начальник ПСП «Лопатино» Роман Гладков, инженер ПСП Владимир Матюхин и еще три сотрудника – Николай Рубцов, Оксана Цуканова и Наталья Пятилетова.
Ранее в суд уже были направлены несколько дел, выделенных в отдельное производство. В частности, в июле 2021 года за коммерческий подкуп Николай Рубцов был приговорен к 2,5 годам колонии общего режима. По этой же статье Роман Якушев получил четыре года колонии общего режима, а Владимир Матюхин, Наталья Пятилетова и Оксана Цуканова отделались условным наказанием. Учитывая тяжесть сегодняшних обвинений, на мягкие приговоры рассчитывать вряд ли приходится.
Во избежание ответственности за поломку оборудования на Мозырском НПЗ и прекращение поставок Белоруссией нефти на Украину и в страны ЕС, Токарев прикладывал максимум усилий, чтобы переложить вину за инцидент на «Роснефть». Кроме того, было заявлено, что узел слива, где произошло загрязнение, еще в 2017 году был продан ООО «Нефтеперевалка» – сомнительной конторе, зарегистрированной в селе Николаевка, с пятью сотрудниками в штате.
***
Уже несколько лет депутат-уголовник Белгородской облдумы Михаил Несветайло и главарь азербайджанской диаспоры Тимур Гусейнов, управляя как марионетками белгородскими чиновниками, отжимают продуктовые рынки города и доят белгородцев на социальных ярмарках.
Муниципальные рынки запустились в Белгороде в 2020 году с позволения экс-мэра Юрия Галдуна. Предполагалось, что они позволят местным фермерам и дачникам сбывать свою продукцию на льготных условиях. Но на деле все муниципальные рынки разделены между тремя ООО: «Славянская ярмарка», «Авангард» и «Дары Белогорья», учредители которых давно и плотно дружат.
Учредителем «Авангарда» является Сергей Летунов. Он же является генеральным директором «ОТС-Капитал» (дочернее предприятие ООО «ОТС» – руководитель Гусейнов Теюб Магомед Оглы – для друзей просто Тимур).
Вместе с тем, учредителем компании «Дары Белогорья» является сын господина Гусейнова – Гусейнов Гусейн. «Славянскую ярмарку» и «Дары Белогорья» связывает Дмитрий Прохоров, который ранее был руководителем как одной, так и другой компании. В свою очередь, «Дары Белогорья» и «Авангард» зарегистрированы по одному адресу и находятся фактически в соседних офисах. По этому же адресу зарегистрировано ООО «Альянс Плюс», учрежденное президентом ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области Михаилом Несветайло – дважды судимым за кражу и грабеж депутатом облдумы. Любопытно, что владельцем «Славянской ярмарки», которой на шару достались 95% всех мест на социальных ярмарках Белгорода (а это около 400 киосков), является некая Дина Несветайло.
Кроме того, «Дары Белогорья» возглавляет Алексей Стаханов, учредителем которого ранее была Екатерина Несветайло. Она являлась учредителем ООО «Мирный» – сейчас им владеет уже известный нам Михаил Несветайло, а до 2018 года обществом владел Тимур Гусейнов.
Не нужно иметь пятерку по математике, чтобы посчитать, сколько раз повторяются фамилии.
Что в итоге? Мэрия (еще при экс-губернаторе Евгении Савченко) создала якобы социальные ярмарки и бесплатно (а может и за %) разделила их между приближенными. Те, в свою очередь, сдали торговые точки в аренду перекупщикам – в большей степени азербайджанцам, торгующим арбузами, колготками, рыбой без сертификатов и иногда паленым алкоголем. Кстати, даже здесь вопросы кавказцы решают традиционно – борьбой. Именно поэтому они ни раз устраивали драки с поножовщиной.
Судя по всему, ярмарки в принципе не предназначались для дачников, льготников и пенсионеров, а были организованы исключительно под конкретных лиц. Стоит только на условия посмотреть: желающий торговать на ярмарке должен был подать заявку, указав, что он будет продавать в течение 6 лет.
Похоже, что наследие Савченко – это опухоль Белгородской области. Сама не рассосется.
***
В Замоскворецком районном суде Москвы началось рассмотрение иска Генпрокуратуры об изъятии в пользу государства крупнейшего туристического объекта Приморья – комплекса отдыха «Маяк», расположенного в Якорной бухте под Владивостоком. В надзорном ведомстве уверены, что бенефициаром актива является сбежавший за границу бывший депутат Госдумы Сергей Сопчук, во избежание лишних вопросов оформивший его на сестру Людмилу Стукову.
Теперь помимо конфискации комплекса, обоим грозит взыскание эквивалента прибыли в размере 135 млн рублей. Кроме того, для обеспечения исковых требований, суд арестовал и сам «Маяк», и все имущество ответчиков. Согласно последней декларации Сопчука, ему принадлежат квартиры площадью 130 и 62 кв метра, жилые дома площадью 323 и 252 кв метра, два земельных участка в 2,5 тыс. и 181 кв метр, а также машино-место.
Ранее тот же суд вынес решение о взыскании в госсобственность долей Сопчука и Стуковой в другом принадлежавшем им предприятии – компании «Терней Золото», имеющей лицензию на разработку дальневосточных месторождений «Салют» и «Приморское», запасы которых оцениваются в 38,5 млрд рублей. Тогда адвокаты ответчиков заявляли, что государству придется либо продать актив, либо вложить в его развитие десятки миллионов, так как золотодобыча в промышленных масштабах им не ведется.
В настоящее время Сергей Сопчук объявлен в международный розыск: в России ему заочно предъявлено обвинение в незаконном предпринимательстве и легализации доходов, полученных преступным путем. По версии следствия, в 1997-2021 гг., занимая руководящие посты в парламенте и администрации Приморья, а также будучи депутатом Госдумы, он незаконно участвовал в коммерческой деятельности, получая доходы с целого ряда бизнес-структур: помимо «Терней Золота» и комплекса «Маяк», это ООО «Полтавский терминал», ООО «Администрация речного порта «Нижне-Ленинское» и др.
***
Конфликт вокруг «Агентства инвестиционного развития» (АИР) набирает обороты: судебные инстанции одно за другим удовлетворяют заявления бывших сотрудников учреждения, пытающихся вернуть невыплаченные им при увольнении денежные средства. Кроме того, Следком инициировал доследственную проверку на предмет наличия в действиях руководства АИР состава преступления, что чревато возбуждением уголовного дела.
При этом в центре внимания силовиков может оказаться не только гендиректор Агентства Виталий Родионов, но и его предшественник, действующий первый замминистра экономического развития Андрей Иванов, ранее занимавший аналогичный пост в федеральном Минфине.
Возглавив АИР, Иванов начал проводить крайне рискованную финансовую политику, в итоге приведшую к появлению многомиллионных долгов, поставивших учреждение на грань банкротства. Учитывая, что Минэкономразвития входило в состав участников Агентства, сам факт его нахождения на руководящем посту вызывал много вопросов, также, как и скорое увольнение в разгар кризиса АИР.
Ранее Иванов уже оказывался в центре скандалов криминального характера. В частности, его связывали с сомнительными проектами, которые реализовывал глава «Российской венчурной компании» Александр Повалко, сегодня обвиняемый в превышении должностных полномочий. Уверенность в собственной непотопляемости Иванову придает близкое знакомство с бывшим вице-премьером Александром Хлопониным и другими членами влиятельного «красноярского клана». Между тем, история с долгами АИР может поставить крест не только на министерских амбициях чиновника, но и на его дальнейшей работе в правительственных структурах.