Руководитель одного из самых крупных банков страны, государственной финансовой корпорации ВТБ Андрей Костин снова заступился за президента России. Банкир на вопрос корреспондента американского телеканала заявил, что не верит в то, что Владимир Путин
может иметь два миллиарда долларов. Ранее Костин заявлял, что никто никогда не найдет счетов российского президента. Высказывания, в принципе, носят будничный характер. Но наводят на вопрос: уж не зашаталось ли кресло под банкиром, раз он так яростно защищает первое лицо?
Заступник всея Руси
Российские СМИ растиражировали очередное громкое заявление президента–председателя правления ВТБ Андрея Костина. Топ-менеджер давал интервью американскому телеканалу CNBC. У него поинтересовались насчет двух миллиардов долларов, к которым, согласно громкому отчету международного консорциума журналистов, может иметь отношение Владимир Путин
. Вернее, по данным «панамского досье», к деньгам может иметь отношение известный виолончелист Сергей Ролдугин, которого называют другом президента. Это важная деталь, и ее некогда комментировал сам Путин. И логично было бы, что человек такого уровня как Костин тоже бы об этом сказал. Но госбанкир предпочел иной метод. Он сначала опроверг, а потом заявил о президенте:
«Он полностью отдается своей работе и действительно хочет изменить Россию. Я не думаю, что среди его приоритетов есть зарабатывание денег».
Андрей Вадимович, конечно, имеет отношение к властям России. Банк, который он возглавляет, больше, чем на половину принадлежит государству. И, тем не менее, Костин – не чиновник, он в первую очередь бизнесмен (хоть и не владелец бизнеса, но, тем не менее, человек с большим весом в российском финансовом мире). Он, конечно, должен блюсти интересы акционера, то есть государства российского, но, все-таки, заявление выглядит странно. Уж больно усидчиво Костин защищает первое лицо. Тем более это не первое высказывание такого рода. Примерно месяц назад Костин заявлял журналистам авторитетной Файненшл Таймз, что искать оффшоры у российского президента бесполезно, потому что у него их нет. О чем могут говорить эти выступления госбанкира?
Не банкир, а банкирище!
Конечно, можно предположить, что кто-то очень хорошо попросил журналистов крупных и уважаемых во всем мире СМИ задать Андрею Костину нужные вопросы. Ну, а его очень хорошо попросили дать верные ответы. Однако оставим конспирологию за скобками. Куда более вероятна другая версия. У госбанка сейчас не самые лучшие времена. Уж не почувствовал ли опытный банкир и дипломат Андрей Костин, что настало время сделать комплименты власти, чтобы в его жизни и дальше все было очень хорошо? Возможно, такой вариант тоже отдает конспирологией. Но, кажется, он ближе к истине, учитывая факты о деятельности ВТБ.
Нелишне вспомнить, что есть такое ВТБ. Это финансовый монстр, имеющий отделения по всей стране. Один из самых крупных банков России, причем это касается как корпоративного направления, так и розничного. Банк, конечно, уступает Сбербанку, чей офис находится аккурат напротив ВТБ в Москва-Сити (ну, как тут не употребить выражение, что два самых крупных банка меряются башнями?). Но во всех рейтингах ВТБ, естественно, находится на первых строчках наравне со Сбером и Газпромбанком. В общем, руководитель банка такого уровня не просто уважаемый финансист, он один из главных представителей элиты страны. Вот только показатели банка, наверное, не очень радуют других представителей той самой элиты.
Бизнес как-то не задался
Некогда ВТБ был вполне себе прибыльным банком. Что не удивительно, до кризиса у всех кредитных организаций с госучастием дела шли неплохо. Они и не могли идти по-другому, ибо сама модель такого не позволяла: кредитуй те компании, на которые укажут, они с успехом сделают свой бизнес и всем будет хорошо. Но тут, вот незадача, случился кризис, курс доллара взлетел до небес, а цены на нефть упали примерно на ту глубину, где эта самая нефть и добывается. Дела у всех идут не особо, но ВТБ, кажется, ставит глобальный антирекорд. СМИ сообщают, что прибыль банка в 2014-м году снизилась в 125 раз (здесь бы пригодился интернет-мем про Карла: в 125 раз, Карл!).
На секунду. Представьте, что ваш доход был, ну, пусть на уровне в 30 тысяч рублей, значит, в год вы получали 360 тысяч рублей. А потом из-за кризиса за 12 месяцев вы заработали меньше 3-х тысяч. Теперь подсчитайте, сколько вы получали бы за один месяц. Выйдет 240 рублей. Бутылка водки и пара сырков. Мы сравниваем не ради того, чтобы унизить уважаемую финансовую организацию. А просто для того, чтобы был понятен масштаб бедствия. При этом есть и другие сигналы, касающиеся лично главы ВТБ Андрея Костина.
Банкир сказал – банкир сделал
Вскоре позиции госбанка, кажется, снова восстанавливаются. Они в принципе и не могли, и не могут серьезно пошатнуться, потому что, повторимся, это один из самых крупных банков страны, системно значимая организация. В 2015-м году ВТБ показывает прибыль. Она небольшая, всего 1,7 миллиарда рублей. Но аналитики думали, что будет хуже. А в том же интервью американским журналистам Костин сейчас и вовсе пообещал увеличить прибыль аж до 200 миллиардов рублей. Правда, когда это будет, лишь в 2019-м году… Но даже при скромных положительных результатах, репутация госбанка в прессе оставляет желать лучшего. Чего, например, только стоят публикации про косвенное участие ВТБ в странных биржевых операциях.
Так, в недавнем прошлом акции финансовой группы неожиданно подорожали почти в 2 раза (это при том, что прибыль ВТБ резко сокращалась). СМИ предположили, что связано это было с тем, что свой пакет в ВТБ примерно на миллиард долларов продал российский бизнесмен Сулейман Керимов. Видимо, повезло человеку. Решил продать акции, а они раз и подорожали на 40%. Как не воспользоваться таким подарком судьбы. Впрочем, все это с официальной точки зрения – лишь совпадение. Потому что Центробанк не увидел признаки манипулирования акциями ВТБ.
А вскоре в СМИ появляется не менее забавная история. Обычный корпоративный спор и подозрения по поводу рейдерского захвата. Речь идет о производителе индейки, ростовской компании «Евродон». Но занимательна сама история успеха этой компании. Оказывается, ее владелец некогда добился свидания с Андреем Костиным. А тот просто протянул ему свою визитку. Встреча длилась несколько секунд. Но после этого, у бизнесмена завязались кредитные отношения сначала с ВТБ, а потом и с другим монстром – Внешэкономбанком. Ну, что: тоже повезло.
Мораль ясна
По большому счету, все вышеперечисленное – это лишь детали. И у каждой компании, особенно такого размаха, как ВТБ – таких историй всегда было и будет много. Повторимся: события, скорее всего, носят будничный характер. И, возможно, такой же характер носят заявления госбанкира, который, опять же, возможно, решил просто выразить свое почтение национальному лидеру. Бывает.