В уголовном деле о провокациях со стороны сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ может появиться весьма необычный потерпевший – банкир Илья Клигман, которого называли теневым бухгалтером «тамбовской» группировки. В его окружении утверждают, что в 2013 году контролируемый Клигманом Трансинвестбанк и его сотрудники стали объектом преследования и оперативных экспериментов со стороны представителей ГУЭБиПК МВД РФ. В результате у банка отозвали лицензию, а сам Клигман покинул пределы России.
Как рассказал «Росбалту» источник знакомый с ситуацией, после того, как в 2009 году Клигман начал давать показания на лидера «тамбовской» группировки Владимира Кумарина, ему изменили обвинения с тяжкой экономической статьи УК РФ на нетяжкую. В результате один из райсудов Санкт-Петербурга приговорил Клигмана к условному сроку. Сам он решил не оставаться в Северной столице, а осел в Москве, где мог рассчитывать на охрану как ценный свидетель. В столице Клигман продолжил заниматься банковской деятельностью, предпочитая не афишировать свое участие в финансовых учреждения. По словам собеседника агентства, примерно в 2012 году «теневой бухгалтер» получил контроль над Трансинвестбанком. Официально участниками этого банка стали офшоры и физические лица, граждане Сейшельских островов и Белиза. В реальности же, как сообщил источник агентства, деятельностью банка руководил Клигман, кабинет которого разместился в одном из офисов Трансинвестбанка в Малом Палашевском переулке. Сам банк, по мнению собеседника «Росбалта», основное внимание стал уделять операциям по обналичиванию средств и переводу денег за границу.
Однако его спокойная жизнь продолжалась недолго. В марте 2013 года сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ провели свой очередной оперативный эксперимент. Один из агентов полицейских под видом бизнесмена приобрел у трех жителей Башкирии поддельный вексель Трансинвестбанка номиналом 100 млн рублей. После этого продавцов задержали. ГУЭБиПК МВД РФ объявил, что выявил масштабную аферу с продажей «липовых» векселей на сотни миллионов рублей, после чего оперативники провели первый обыск в ТранИнвестбанке и кабинете Клигмана.
«Действовали фактически в полном составе все те сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ, которые сейчас находятся под стражей по делу о провокациях, - рассказал источник «Росбалта», знакомый с ситуацией. - Руководил их работой ныне покойный генерал Борис Колесников. Они объявили, что считают, будто за вексельной аферой стоят представители «Трансинвестбанка» и предложили, можно так сказать, «дружить» с ними. Клигман отказался, считая, что у него и так хватает влиятельных покровителей».
По словам собеседника «Росбалта», тогда оперативники ГУЭБиПК в рамках «вексельного дела» стали приходить в «Трансинвестбанк» с обысками и выемками чуть ли не еженедельно, интересуясь, не изменили ли владельцы банка свое отношение к предложению оперативников. «Клигман даже арендовал офис через дорогу от банка и переехал туда, чтобы избежать постоянного личного общения с полицейскими. Тогда уже представителям банка объявили, что его и вовсе вскоре закроют. Мол, кто не «дружит» с ГУЭБиПК МВД РФ, тот уходит с рынка», - отметил источник.
По его словам, осенью 2013 года МВД РФ передало в ЦБ РФ материалы в отношении Трансинвестбанка, после серии проверок у него отозвали лицензию. «Деятельность банка имела высокие правовые и репутационные риски в связи с вовлеченностью в проведение его клиентами в значительных объемах сомнительных операций, в том числе связанных с выводом денежных средств за границу», - говорилось в сообщение «Банка России».
Одновременно с этим сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ провели новый оперативный эксперимент. Агент полицейских под видом бизнесмена попросил и. о. председателя правления Трансинвестбанка Константина Баркалова помочь ему перевести с одного расчетного счета на другие 8 млн руб. Банк тогда испытывал сложности с подобными операциями, поэтому агент предложил предправления за услугу 2,5 млн рублей. В сентябре 2013 года при получении денег Баркалов был задержан.
«После этого Клигману дали понять, что следующим за решетку может отправиться он, - рассказал собеседник «Росбалта». - Клигман предпочел уехать в Малайзию, где и пребывает по сей день. Однако в ближайшее время он намерен вернуться и не исключено, что тоже обратится с заявлением в СК РФ на преследования со стороны представителей ГУЭБиПК МВД РФ».
Напомним, что именно Илья Клигман в свое время сыграл немалую роль в увольнение начальника ГСУ СКП РФ Дмитрия Довгия в 2008 году. Как уже сообщал «Росбалт», в тот момент в производстве следователя СКП РФ Зигмунда Ложиса находилось уголовное дело в отношении руководителя фирмы «Петро-Юнион» Ильи Клигмана, который в материалах следствия значился как «теневой» бухгалтер Владимира Кумарина.
«Шестого марта 2008 года сотрудники оперативно-следственной группы по делу Клигмана принесли Зигмунду Ложису записи телефонных переговоров, сделанные на законных основаниях, – рассказывал ранее собеседник «Росбалта» в СКП РФ. — Записи содержали, в частности, беседу Дмитрия Довгия с родственником Клигмана, в ходе которой велось обсуждение различных подробностей дела".
Потом этот же родственник рассказывал другому собеседнику, что за освобождение Клигмана из-под стражи было запрошено $1,5 млн, и часть этой суммы уже передана.
Сор из избы предпочли не выносить. В отношении Довгия не стали возбуждать дела, его просто уволили за нарушение закона «О прокуратуре РФ». После этого экс-начальник ГСУ СКП РФ дал интервью "МК", в котором рассказал, что ему приходилось по распоряжению Александра Бастрыкина заниматься возбуждением уголовных дел без каких-либо оснований (в частности - в отношении заместителя министра финансов Сергея Сторчака и генерала ФСКН Александра Бульбова).
Тогда под стражу взяли бизнесмена Руслана Валитова - фигуранта другого громкого дела о хищении средств «Томскнефти», который в СИЗО написал заявление, что за то, чтобы его не привлекали к уголовной ответственности, он передал Довгию 750 тысяч евро. В результате Довгий был арестован и осужден.
Сам Клигман, начавший сотрудничать со следствие, получил условный срок.