Есть такой бизнес: «дружить до смерти»

Источник
Как московский бизнесмен Михаил Хубутия поставил оружейную промышленность России на грань крах и развала, «помогая» крупнейшему производителю стрелкового оружия
Как московский бизнесмен Михаил Хубутия поставил оружейную промышленность России на грань краха и развала, «помогая» крупнейшему производителю стрелкового оружия.


Доля частных инвесторов в капитале концерна "Калашников" с 14 февраля 2018 года увеличена. Об этом говорится в сообщении Ростеха, который продал действующему главе концерна Алексею Криворучко и его компании "Транскомплектхолдинг" 26% акций более чем за 1.5 млрд руб.

Сделка была согласована правлением и наблюдательным советом корпорации, а также получила одобрение правительства. По итогам сделки Ростех сохраняет за собой блокирующий пакет. "Это означает, что концерн как важный оборонный актив остается в поле зрения государства, и мы сохраняем возможность влиять на ключевые процессы в компании", - прокомментировал генеральный директор госкорпорации Сергей Чемезов, цитируемый в сообщении.

Напомним, что привлечение частных инвесторов началось в 2014 году. Этому событию предшествовало банкротство ОАО «Концерн «Ижмаш», превратившегося сначала в ОАО «НПО «Ижмаш», а с 2013-го в нынешний «концерн «Калашников». В это трудно поверить, но стратегически важное для России предприятие, главный производитель ставших легендарными образцов стрелкового оружия в апреле 2012 года был признан банкротом и перспективы ижевцев на тот момент были самыми безрадостными. Сегодня привлечение частных инвесторов выглядит как разумный шаг, если бы не одно обстоятельство: в недавнем прошлом частный бизнес уже участвовал в судьбе ижевских оружейников. И участие это закончилось плачевно.

Было это во времена незабвенного Юрия Михайловича Лужкова, широко практиковавшего «государственно-частническое партнерство» путем создания совместного предприятия с потенциальным покупателем. Город по этой схеме получает в нем 25% плюс она акция, которые оплачивает приватизируемым активом, а покупатель – 75% минус одна акция, которые оплачивает деньгами или имуществом. Последнее обстоятельство не имеет абсолютно никакого значения ведь покупатель просто перекладывает деньги и имущество из кармана в карман.

Именно в рамках подобной политики и тесной дружбы с семейством Лужковых «поднялся» московский бизнесмен Михаил Хубутия, который на протяжении многих лет связан с Ижевскими оружейниками как владелец сети оружейных магазинов «Кольчуга». В свое время, благодаря покровительству своего делового партнера певца Иосифа Кобзона (которого впоследствии жестко «кинул»), Хубутия вошел в доверие к Юрию Лужкову и Елене Батуриной. Благодаря новой дружбе его компания «Шатер» в 2004 году учреждает совместное с Москвой предприятие ОАО «Ильинское подворье», которое должно было обустроить бизнес-центр здании Гостиного двора. Затем, в 2007-м, «Шатер» приступает к реконструкции здания гостиницы «Волга» на Большой Спасской, по окончании которой становится владельцем доли в размере 75% минус одна акция. Пикантная деталь: генеральным директором обновленной гостиницы становится Назар Дамурчиев, сын префекта СЗАО Москвы. В 2009-м «Шатер» точно таким же образом заполучил компанию «Порт-сити» и многие другие объекты.


Дело не только в том, что перечисленные сделки откровенно попахивают коррупцией. Практически все проекты за которые берется Хубутия, оборачиваются скандалами и разрывом деловых связей, как это было в его взаимоотношениях с Папиком (так ласково, по-свойски, называл он Иосифа Кобзона). И второе, особенно важное обстоятельство – именно Хубутия в свое время привел «Ижмаш» к банкротству.

В 2014 году на выставке «Оружие и охота» в Гостином дворе случилась настоящая сенсация: впервые за историю мероприятия в зале отсутствовал стенд «Ижмаша». Причина оказалась до банальности простой – главные производители и поставщики оружия не нашли денег для участия. К слову сказать, организатором выставки является Хубутия. А ижевские производители оружия считались его главными партнерами.

Крупнейшим оптовым покупателем травматического и охотничьего оружия, производившегося на «Ижмаше» и «Ижмехе», Хубутия стал в середине «нулевых». Сеть магазинов «Кольчуга» и магазин «Русский орел», принадлежащие Михаилу Хубутия, позволяли ижевцам обеспечить предприятия равномерной нагрузкой и организовать стабильный сбыт. Но итогом «взаимовыгодного сотрудничества» стала ситуация при которой к 2013 году месячный оклад инженера первой категории на «Ижмехе» составлял 4300 рублей (2-я и 3-я категории получали 3900 и 3500 соответственно). Редкие счастливчики, работавшие в ключевых отделах, таких как отдел главного конструктора или отдел главного технолога, могли рассчитывать на премию в размере 3 тысячи рублей.

Такое стало возможным исключительно благодаря жадной хватке Михаила Хубутия и его методам ведения бизнеса. Он никогда не играет на неподготовленном поле. Известный парламентский лоббист (действующий закон «Об оружии» практически надиктован Хубутия и учитывает прежде всего его интересы), он славится умением льстить, прогибаться и заводить полезные связи с нужными людьми. И, пользуясь положением главного покупателя продукции ижевских предприятий, он добился назначения на должности директоров «Ижмаша» и «Ижмеха» своих людей, заботившихся прежде всего о выгоде своего патрона, игнорируя интересы своих предприятий.

В итоге Михаил Хубутия покупал «стволы» практически по себестоимости. Это давало ему широкие возможности: покупая «травматы» и карабины за гроши, он получал возможность дальнейшей их перепродажи по самой низкой в России цене. При этом он заставлял «своих» ижевских директоров максимально задирать цены для других дистрибьюторов. А то и просто отказывать в поставках оружия по надуманным причинам! То есть он методично давил своих конкурентов, зачищая рынок под себя. Фактически диктовал цены рынку и тем самым разрушал другие оружейные заводы, вынуждая их работать по «своим» ценам и снижая тем самым их рентабельность. Одним из наиболее пострадавших от этих действий заводов стал легендарный Тульский оружейный (бывший Императорский).

Лихая погоня за сиюминутной выгодой закономерно обернулась банкротством «Ижмаша» и общим кризисом в отрасли. Но на этом злоключения ижевских оружейников не закончились. При слиянии «Ижмеха» с «Ижмашем», состоявшемся по инициативе вице-премьера Дмитрия Рогозина, Хубутия изловчился так, что сохранил ключевые руководящие позиции для «своих» управленцев. Не исключено, что именно из-за этого убытки обновленного концерна за первые полгода его существования составили 1,7 млрд. рублей.

Кстати, в свое время Хубутия назначил себя генеральным директором «Международной Ассоциации пользователей, изготовителей и продавцов оружия» (МАПИПО). В состав учредителей МАПИПО входят аффилированное с Хубутия некоммерческое партнерство «Гильдия продавцов оружия», общероссийская спортивная общественная организация «Военно-охотничье общество» и ФГУП «Ижевский механический завод» — один из ключевых производителей спортивного и охотничьего оружия в России. Было бы странным, если бы оружейный монополист потерял интерес к крупнейшему производителю оружия в стране. С учетом этого интереса судьба ижевских заводов не может не тревожить.
Персоны Компании
Танк "Армата" снова не готов
Британское издание The Times заметило, что в РФ опять переносятся сроки готовности "танка будущего" — Т-14 "Армата". По всей видимости, он не будет поставлен в войска до начала 2021 года.
«Ростех» снизит долю в «Камазе» до 43%
После этого госкорпорация перестанет быть контролирующим акционером компании.
Нану Эрнандес-Геташвили призывают к ответу за недостроенный дворец Чемезова
Генпрокуратура России направила в Испанию запрос на экстрадицию архитектора Наны Эрнандес-Геташвили — женщину хотят привлечь к ответственности за якобы совершенное ею хищение средств главы «Ростеха»
Россия требует выдать обидчицу семьи Чемезовых
Нана Эрнандес-Геташвили обвиняется в хищении денег при строительстве и дизайнерском оформлении особняка гендиректора госкорпорации «Ростех».
Проектанты не взяли УВЗ
Уралвагонзавод избежал выплаты более 650 миллионов рублей подрядной организации.
Сергей Чемезов вспомнил об опальном Владимире Евтушенкове
«Ростех» и АФК «Система» разморозили проект в области микроэлектроники.
Еще 26% акций «Калашникова» попали к Алексею Криворучко
Стоимость сделки составила 1,5 миллиарда рублей. Под формальным контролем зиц-председателя оказалось почти 75% акций оружейного концерна.
Сергей Чемезов планирует съесть Алексея Рахманова
Ростех может поглотить Объединенную судостроительную компанию, глава которой имеет шансы попасть под следствие.
Экс-глава производителя «Арматы» нашел новую работу
Бывшего руководителя Уралвагонзавода Олега Сиенко назначили первым вице-президентом Русской медной компании. На новом месте работы он будет отвечать за взаимодействие с федеральными властями и курировать продвижение компании.
СК решает "Теорему" Водопьянова
Всегда доступный Игорь Водопьянов перестал выходить на связь. Появление ФСБ в его резиденции «Бенуа» символизировало: место освобожденного миллиардера Костыгина не должно пустовать.
Россия теряет монополию на пилотируемые полеты в космос
Прекращения монополии корпорации на пилотируемые полеты в РКК «Энергия» ждут после ввода в эксплуатацию американских космических кораблей Starliner и Crew Dragon.
Сергей Собянин запустил "Тройку" задом наперед
Московские власти уже определили победителя в конкурсе операторов городской программы "Тройка". Им станет холдинг "Авилон" Камо Авагумяна и Александра Варшавского.
Человек-трансформер Дмитрий Рогозин
Дмитрий Рогозин на каждом посту проявляет себя максимально некомпетентно. За что, видимо, и пользуется доверием в российской системе.
Московский индустриальный банк близок к своему краху
Бизнес семьи статусного Абубакара Арсамакова идет ко дну.
Сергей Чемезов сливается с зятем Сергея Лаврова Александром Винокуровым
«Ростех» и «Марафон» подписали соглашение по «Нацимбио».
Уралвагонзавод хочет обанкротить конкурента
Концерн подал иск против УК «Рэйлтрансхолдинг».
Сенаторов пристроят на Петровке
УДП расширяет площади для органов власти.
Похороны «Оборонпрома»
АО «ОПК Оборонпром» приказал долго жить.