В России растет количество уголовных дел в отношении представителей бизнеса, в которых выполненные и принятые заказчиком работы вменяют в качестве ущерба. Помимо общей фабулы, подобные кейсы объединяет еще несколько моментов — истории силового давления разворачиваются вокруг госконтрактов, правоохранители и суды поддерживают чиновников, а коммерсантов годами держат в СИЗО. На эту тенденцию обратили внимание на заседании общественного центра при уполномоченном по правам предпринимателей Борисе Титове.
Заседание Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» 24 июня было посвящено разбору проблем при выполнении государственных контрактов. Эксперты общественной площадки при уполномоченном при президенте по защите прав предпринимателей Борисе Титове рассмотрели обращения руководителей двух крупных компаний — строительного предприятия «Строй Групп» и разработчика ПО «Смарт Дельта Системс». И та, и другая фирмы давно заслужили репутацию лидеров в своих секторах. По мнению правозащитников, уголовные дела в отношении руководителей этих структур содержат явные признаки незаконного привлечения предпринимателей к уголовной ответственности.
Против прокуроров и ФСБ
Первый кейс, который рассмотрели на заседании ЦОП — дело ООО СК «Строй Групп», специализирующегося на исполнении гособоронзаказа . В марте 2020 года Следственный комитет предъявил гендиректору компании Павлу Бабаеву и его советнику Константину Лободе обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ). В качестве меры пресечения предпринимателям был избран арест, который на данный момент продлен до 1 февраля 2021 года.
По версии подчиненных Александра Бастрыкина, Бабаев, Лобода и иные неустановленные лица с 2015 по 2019 годы, участвуя в исполнении 11 госконтрактов в рамках программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011 — 2020 гг.», вывели на счета подставных фирм порядка 3 млрд рублей. Деньги якобы были похищены при помощи фиктивных договоров об оказании услуг. В результате договоры исполнены не были, сроки реализации проектов технического перевооружения сорваны, а работы остановлены. На данный момент уголовное дело находится на стадии предварительного расследования.
Впрочем, после изучения материалов члены ЦОП “Бизнес против коррупции” с версией правоохранителей не согласились. Первое, на что обратили внимание эксперты, — строительная фирма явно не входит в разряд однодневок, которые создаются для вывода средств. Компания «Строй Групп» была основана в 2007 году и выступала генподрядчиком крупнейших оборонных предприятий. Среди них — авиастроительные компании «Туполев», «Сухой» и «Иркут», танкостроительная корпорация «Уралвагонзавод», производитель межконтинентальных баллистических ракет Красноярский машиностроительный завод (Красмаш). Общий объем выполненных работ за годы работы предприятия — порядка 15 млрд рублей.
Что касается контрактов, которые легли в основу уголовного дела, то они были выполнены примерно на 70%. Это подтверждают, в том числе, и сами заказчики, которые принимали и оплачивали акты выполненных работ. При этом, стоимость сданных заказчикам работ также включена в насчитанную следователями сумму ущерба, отметили адвокаты строительной компании.
Они должны быть в курсе:
— директор ФСБ Александр Бортников
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
Кроме того, разбирательства в арбитражных судах, которые до сих пор продолжаются между «Строй Групп» и заказчиками, подтверждают, что во многих случаев сроки контрактов были сорваны по вине оборонных предприятий, которые подготовили недоработанную проектную документацию.
Все претензии, выдвинутые к «Строй Групп», относятся к гражданско-правовой плоскости, заявили эксперты центра при Борисе Титове. Тот факт, что нарушения были связаны с экономической деятельностью, отметили также сотрудники ФСБ, на основании рапорта которых в ГСУ СК по Московской области возбудили уголовное дело.
Также на это обратил внимание первый заместитель прокурора Московской области Валерий Войнов. Он указал, что обвинение должно было быть предъявлено по ч. 7 ст. 159 УК РФ — “Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности”. Однако, следователи квалифицировали деяния руководителей компании по ч.4 ст. 159, что позволило поместить обвиняемых под арест.
Адвокаты ООО СК «Строй Групп» уверены, что уголовное дело является попыткой руководителей организаций-заказчиков переложить ответственность за несвоевременное исполнение государственных контрактов на подрядную организацию, а директора фирмы и его советника содержат под стражей, чтобы развалить арбитражные споры, в ходе которых предприниматели могли взыскать с госпредприятий свои финансовые потери.
Деятельность Бабаева и Лободы является предпринимательской, а мера пресечения избрана незаконно — к такому выводу пришли члены ЦОП “Бизнес против коррупции”. Эксперты решили поддержать обращение предпринимателей и взять под контроль разбирательства по их делу.
Тульская аномалия
Вторым кейсом, который рассмотрели правозащитники, стало дело генерального директора ООО «Смарт Дельта Системс» Алексея Черноусова, который обвиняется в пособничестве в растрате при реализации программы информатизации в системе здравоохранения Тульской области (ч. 5 ст. 33 и ч. 4 ст. 160 УК РФ).
Предпринимателя арестовали летом 2020 года, мера пресечения продлена до 22 февраля 2021 года. Общий ущерб оценивается в 68 млн рублей, по делу также проходит экс-председатель комитета по инновациям и информатизации Тульской области Артур Контрабаев. Расследование ведет ГСУ СК России.
Контракты, о которых идет речь в обвинении, были выполнены еще в 2013-2014 годах. В этот период компания Черноусова реализовывала в Тульской области проект по модернизации здравоохранения, в рамках которого заключила три договора с правительством региона.
В 2017 году бывший глава тульского комитета по инновациям и информатизации Артур Контрабаев был обвинен в необоснованном расходовании денег при выполнении госпрограммы. Черноусов до 2020 проходил свидетелем по делу, но затем позиция следствия поменялась. По версии правоохранителей, Черноусов был пособником Контрабаева — заключенные с фирмой «Смарт Дельта Системс» госконтракты якобы были не выполнены, а сами договоры служили ширмой для выведения средств.
Они в курсе:
— глава УФСБ Тульской области Дмитрий Гурдин
— прокурор Тульской области Роман Прасков
— руководитель СУ СКР по Тульской области Владимир Усов
Впрочем, эксперт ЦОП, который анализировал данный материал, назвал это дело аномальным. Следствие обвинило Алексея Черноусова в том, что он установил программное обеспечение не с нуля, а взял за основу уже имеющуюся программу, хотя техзадание и не предусматривало установку “нулевого” продукта.
Кроме того, правительство Тульской области, которое следствие назначило потерпевшим, претензий к обвиняемому предпринимателю не имеет. Региональная администрация утверждает, что разработанная фирмой Черноусова программа была успешно внедрена и функционирует до сих пор.
В подтверждение этому областное правительство предоставило заказанную им независимую экспертизу. К такому же выводу пришла и экспертиза, проведенная по заказу ООО «Смарт Дельта Системс», однако в ГСУ СКР отказались от рассмотрения этих документов.
Между тем, к качеству исследований, проведенных главным следственным управлением, и у адвокатов обвиняемого, и у экспертов ЦОП есть серьезные претензии. В основу обвинения легли ответы на вопросы следствия некоего IT-специалиста, тогда как комплексной экспертизы проведено не было.
Более того, в процессе исполнения контракта у Черноусова и Контрабаева, которых сейчас обвиняют в сговоре, возникли существенные противоречия, которые решались в процессе арбитражного судопроизводства.
Адвокаты Алексея Черноусова полагают, что уголовное преследование их подзащитного могло быть организовано, чтобы убрать его фирму с рынка.
В итоге, члены ЦОП решили поддержать обращение Черноусова и направить запрос в генеральную прокуратуру, чтобы подчиненные Игоря Краснова провели проверку и дали оценку законности уголовного преследования предпринимателя.
Законодательный кризис
Проблемы с исполнением госконтрактов все чаще приводят предпринимателей на скамью подсудимых, и в течение последнего года количество подобных дел значительно возросло, отметили эксперты. За заказчиками в подобных конфликтах, как правило, стоят “сильные мира сего”, а правоохранительные органы и суды идут у них на поводу, переводя гражданские дела в уголовную плоскость. При этом, заключение бизнесменов под стражу используется как мера психологического давления, чтобы получить нужные показания или убрать компанию с рынка в интересах конкурентов.
Эта тенденция вызывает серьезную озабоченность правозащитников. Участники заседания сошлись в одном — без изменения закона кардинально поменять эту ситуацию не получится. Законодательные инициативы уже разрабатывает аппарат уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей.