Акт Магнитского и последовавшие за ним антироссийские санкции не имеют под собой никаких юридических оснований. Ключевой процесс в отношении кипрской компании Prevezon Holdings, призванный было доказать сам факт существования неких схем хищения и вывода денег из Российской Федерации, якобы вскрытых Сергеем Магнитским, фактически рассыпался в американском суде.
Информацию о том, что Браудер вкладывал значительные средства в продвижение в конгрессе США акта Магнитского, можно найти и в открытых источниках. Напомним, что по законам США о лоббистской деятельности лоббисты обязаны указывать сумму и цели, на которые были потрачены деньги. Только в 2013 году Браудер перечислил конгрессу 4 транша на общую сумму 76 тыс. долларов. Назначение платежа – акт Магнитского.
В России против Уильяма Браудера было проведено уже не одно расследование. Так, в начале этого года СК РФ завершил уже второе уголовное дело в отношении главы Hermitage Capital. Ему инкриминировали предумышленное банкротство и уклонение от уплаты налогов. По версии следствия, фонд Hermitage Capital скрыл вывод из компании 37,5 млн акций «Газпрома», которые фонд скупал в обход запрета на подобные операции через обанкротившееся потом ООО «Дальняя степь», зарегистрированное в Калмыкии. Напомним, что после первого уголовного дела Интерпол отказался начать уголовное преследование Браудера, так как счел его политически мотивированным.
Фактический развал в американском суде дела Дениса Кацыва – свидетельство того, что Браудер, похоже, теперь терпит поражение и в США.
«Слив» Браудера прокуратурой США
Дело в отношении кипрской компании Prevezon Holdings, владельцем которой является россиянин Денис Кацыв (сын вице-президента РЖД Петра Кацыва), было призвано доказать через суд, что существовал механизм хищения и вывода денег из Российской Федерации, который вскрыл Сергей Магнитский. По версии Браудера, компания Prevezon была якобы частью огромной схемы по рейдерскому захвату активов фонда Hermitage (юристом которого был Магнитский) и выводу этих активов в офшоры, а потом уже отмыванию в США.
Прецедент создан
Решение американского суда о прекращении в отношении компании Prevezon Holdings дела о легализации денег, инициатором которого был основатель фонда Hermitage Capital Уильям Браудер, побудит другие страны пересмотреть свое отношение к проживающему в Лондоне бизнесмену и его разоблачениям, считает адвокат Наталия Весельницкая.
Чтобы легитимизировать свою версию, Уильяму Браудеру и его подчиненным было необходимо это дело против Prevezon. Ведь именно с их подачи и был когда-то принят без каких-либо доказательств и проверок так называемый закон Магнитского. И если бы обвинения против Кацыва были доказаны в суде, Браудеру уже не пришлось бы ничего объяснять. Именно поэтому защите Кацыва пришлось выявлять несостоятельность акта Магнитского, то есть в принципе опровергать факт рейдерского захвата фонда Hermitage и какого-либо коррупционного сговора российских структур по выводу его активов за рубеж. Именно поэтому победа Кацыва в мае этого года может считаться дискредитацией всего акта Магнитского.
Кстати, в качестве свидетелей вызывали в суд четырех агентов Агентства национальной безопасности. Это еще раз подтверждает, что за Браудером стоят спецслужбы США.
«Шел процесс почти четыре года. Надо отдать должное нашим американским коллегам за их мужество, за их высокий профессионализм. Они поняли, что действительно нет доказательств виновности Prevezon. Это показали все допросы в суде, и было принято мировое соглашение, в соответствии с которым Prevezon не признается виновным ни в чем», – прокомментировал генеральный прокурор РФ.
Юрий Чайка, генпрокурор РФ:
– Закон Магнитского принят с подачи и со слов главы Hermitage Capital Уильяма Браудера и его подчиненных без какой-либо предварительной проверки. То есть закон Магнитского, на мой взгляд, это колосс на глиняных ногах. Браудер понимает, что основы под ним нет. Поэтому было инициировано дело Prevezon. Нашли, на мой взгляд, жертву, для того чтобы доказать через суд, что существовал механизм, который вскрыл Магнитский, – хищение, вывод денег из РФ. Реализуя свою идею, они нашли жертву – молодого бизнесмена, владельца компании Prevezon Кацыва, инициировали против него иск в прокуратуру.
По данным агентства Bloomberg, американские правоохранительные органы согласились на досудебное решение и отказались от претензий в адрес базирующейся на Кипре Prevezon Holdings в обмен на выплату 5,9 млн долларов. Также в соглашении говорится, что уплату господином Кацывом указанной в соглашении суммы ни в коем случае нельзя считать конфискацией. И с его структур снимаются все ограничения, связанные с разбирательством. А также будут разморожены его счета.
Как заявила адвокат Дениса Кацыва Наталия Весельницкая: «Закон (Магнитского) США – это нормативно-правовой акт, и к нему можно относиться как угодно. Я лично к нему отношусь крайне отрицательно, считаю его одним из самых антагонистичных, самых ненужных и не просто бесполезных, а опасных вещей. Когда под эгидой действительно прекрасных идей принимаются решения, связанные с абсолютно меркантильными интересами».
Судья с большим сарказмом отнесся к заключению депутата от Швейцарии Гросса, который докладывал о законе Магнитского в Европарламенте. Адвокат Весельницкая сообщила, в свою очередь, что Кипр в прошлом году уже начал выдавать российским властям документы по офшорам Браудера, что вызвало «негативную реакцию со стороны его сторонников, в частности Питера Омцигта, потребовавшего от Еврокомиссии отказать в финансовой помощи Кипру из-за сотрудничества с Россией».
Браудеру и братьям Зифф грозит уголовное дело
Российским правоохранительным органам удалось добыть большое количество материалов, свидетельствующих о противоправной деятельности Уильяма Браудера. Генеральная прокуратура поставила перед американскими коллегами вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении скандально известного главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера и братьев-миллиардеров Зифф, которые, к слову сказать, были одними из ключевых спонсоров Демократической партии. Были предъявлены веские доказательства нарушения законов США.
Кстати
В общей сложности по инициативе Генеральной прокуратуры только в Европе арестовано недвижимости и на счетах около миллиарда евро. Недавно удалось вернуть компаниям «Аэрофлот» и «Совкомфлот» по 1,5 млрд рублей каждой. МВД России подозревает главу Hermitage Capital Уильяма Браудера в незаконном приобретении акций «Газпрома», уклонении от уплаты налогов, а также преднамеренном банкротстве компании, используемой для этой сделки. В качестве подельников следствие видит братьев Дэниела, Дирка и Роберта Зифф, владеющих инвестиционным фондом Ziff Brothers Investments.
В ходе расследования было установлено, что фонд Ziff Brothers Investments (является налоговым резидентом США), принадлежащий нью-йоркским миллиардерам братьям Дирку, Роберту и Дэниелу Зифф, учредил компании Speedwagon Investors 1 и Speedwagon Investors 2, которые, в свою очередь, зарегистрировали на Кипре офшоры Zhoda Limited, Peninsular Heights и Giggs Enterprises Limited. Офшоры учредили в Калмыкии, которая тогда являлась свободной экономической зоной. Возглавили все эти компании руководитель Hermitage Capital Уильям Браудер и его партнер Иван Черкасов. В результате различных сделок российский бюджет недополучил более 1 млрд рублей налогов.
Как сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной, у российских правоохранителей есть основания полагать, что действия братьев Зифф нарушили ряд нормативных актов США, в том числе закон об инвестиционной деятельности, и могут являться поводом для возбуждения уголовного дела американскими компетентными органами.
Браудер против
В свою очередь, Уильям Браудер пытается инициировать уголовное дело против генерального прокурора России Юрия Чайки и его семьи с целью дискредитировать органы власти и российский бизнес.
«Браудер и сейчас пытается инициировать на Западе возбуждение уголовного дела против моей семьи, против меня лично, он не останавливается. Мотивация – дискредитировать Российскую Федерацию через это, не дать нам расследовать уголовное дело по Браудеру дальше. Ведь как бы Браудер ни старался, какие рогатки он нам ни ставил, мы вывезли огромный массив документов с Кипра – то, чего он боится», – сказал генпрокурор.