Через тернии в суд

Источник
Бывшие топ-менеджеры «Роснано» Леонид Меламед и Святослав Понуров добрались до скамьи подсудимых.
30 мая Черемушкинский суд Москвы приступил к рассмотрению по существу уголовного дела о хищении средств топ-менеджментом компании «Роснано». Бывший глава правления Леонид Меламед и бывший финдиректор корпорации Святослав Понуров отказались признавать свою вину в деле о растрате 220 с лишним миллионов госбюджетных рублей. В Следственном комитете убеждены, что оба топ-менеджера напрямую причастны к выводу денег через фальшивый госконтракт, заключенный с аффилированной с Меламедом фирмой.

Присвоение и/или растрата в особо крупном размере, в чем обвиняются Леонид Меламед и Святослав Понуров, – это ч.4 ст. 160 УК РФ. Как поясняет следствие, в 2007-2009 годах компания «Роснано», председателем правления которой являлся Леонид Меламед, заключила ряд контрактов на общую сумму 220 миллионов рублей с инвестиционно-финансовой корпорацией «Алемар», в которой Меламед же являлся одним из совладельцев. Согласно договорам, ИФК «Алемар» оказывала «Роснано» некие консультационные услуги. При этом, по мнению Следкома, ИФК «Алемар», как компания-подрядчик, не выполнила заявленных работ, а переоформленные инвестиционные проекты, разработанные сотрудниками корпорации, представила с нарушением сроков. Консультации, мягко говоря, вышли дорогостоящие: примерно за шесть месяцев финансовый директор «Роснано»

Святослав Понуров и заместитель главы правления Андрей Малышев вывели выделенные из бюджета деньги на сторону – как считает следствие, в пользу собравшегося уходить из «Роснано» Леонида Меламеда.

«Меламед создал все условия, чтобы бюджетные средства были перечислены в подконтрольную ему фирму, обеспечив себе таким образом так называемый золотой парашют при увольнении». Владимир Маркин, официальный представитель СКР.

Под следствием Меламед и Понуров оказались лишь после того, как проведенная в 2013 году проверка Счетной палаты выявила в деятельности «Роснано» массу нарушений. Итоги проверки легли в основу четырех уголовных дел: о мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и т.д. К расследованию вплотную приступили только в 2015 году. Упущенное следствием время позволило Андрею Малышеву и еще ряду топ-менеджеров ГК благополучно покинуть Россию, избежав уголовного преследования. Малышев, выехавший, предположительно, в Великобританию (как сообщалось, для прохождения лечения после операции на сердце), был объявлен в розыск и арестован заочно.

«Отчет Счетной палаты грамотно составлен, это очень хорошая доказательная база. Есть разные степени неэффективного использования, расхищения бюджетных средств – бывает 10%, бывает 20%. В случае с «Роснано» это близко к 100%». Депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева, одна из инициаторов проверки «Роснано».

Меламед все время, пока шло следствие, находился под домашним арестом в квартире на Ленинском проспекте в Москве, а затем в усадьбе в Сосновом бору (с правом на две прогулки в день), а Понуров был взят под стражу и помещен в СИЗО. Адвокаты Леонида Меламеда просили выпустить его под подписку о невыезде, однако суд, как и Следственный комитет, посчитал, что топ-менеджер может воспользоваться моментом и скрыться от следствия. В итоге предельный срок меры пресечения истек весной 2017-го – топ-менеджеров выпустили на свободу фактически накануне утверждения обвинительного заключения. Ненадолго: после начала судебного процесса и Леонида Меламеда, и Святослава Понурова вновь поместили под домашний арест.

Обвиненный в растрате Леонид Меламед предложил следствию компенсировать нанесенный компании ущерб, в случае, если его вина (и вина его сотрудников) будет доказана. По ходатайству Меламеда, на специально открытом на его имя банковском счете с этой целью были задепонированы 227 миллионов рублей. По словам адвоката Руслана Кожуры, эти денежные средства топ-менеджер взял в долг у друзей – с тем, «чтобы следствие и суд учли его добровольное содействие в обеспечении возможного возмещения ущерба, изменили ему меру пресечения на несвязанную с изоляцией от общества, предоставив возможность работать». Однако на выбор меры пресечения это не повлияло.

С обвинением вышла заминка: Генпрокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение, выявив, по словам заместителя генпрокурора Виктора Гриня, «грубейшие нарушения положений уголовно-процессуального законодательства», допущенные во время расследования. Однако генпрокурор Юрий Чайка практически сразу распорядился отменить это решение и все-таки передать дело бывших топ-менеджеров в суд.

Оспаривая обвинение, Леонид Меламед говорит, что на момент заключения скандальных договоров уже не имел к «Роснано» никакого отношения (кстати, в период работы Меламеда корпорация называлась «Роснанотех», в ОАО «Роснано» она была преобразована только в конце 2010 года). А его зам и финдиректор не могли принимать по сделке оперативных решений – это был «не уровень Малышева или Понурова».

«Насколько долгим будет реабилитационный период и сколько мой подзащитный еще будет находиться за границей – будет решено по медицинским показаниям».

Любопытно, что в самом «Роснано» не считают себя пострадавшими: и адвокат «Роснано», и нынешний глава корпорации Анатолий Чубайс, вызванный следствием в качестве свидетеля, подчеркивают, что от действий Меламеда, Малышева и Понурова компания ущерба не понесла.

«Мы своих не бросаем», – заявил по этому поводу Чубайс, характеризующий бывших коллег только с положительной стороны (характеристика эта приобщена к делу). Заступался за Меламеда и гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко, а член Совета директоров ОАО «МРСК-Волги» Александр Розенцвайг готов был внести за экс-главу «Роснано» залог в размере 100 миллионов рублей.

Кстати

Рассмотрение дела Черемушкинском суде продолжается. Адвокаты обвиняемых подали ходатайство о приостановке уголовного дела и переводе рассмотрения в Конституционный суд РФ, которое было отклонено. Ранее было отказано и в ходатайстве о возврате дела в прокуратуру.

«Отказать в удовлетворении ходатайств о возврате дела в прокуратуру и прекращении по нему производства»,– цитирует слова судьи агентство «РИА Новости».
Персоны Компании
Энергетический вампиризм
Как бывшие топ-менеджеры РАО «ЕЭС России» Артем Биков и Алексей Бобров получили контроль над «Тюменьэнерго».
Свыше 1 млрд рублей может получить «Нанолек» от сотрудничества с государством
Совладелец компании – сын экс-министра промышленности и торговли Владимир Христенко.
На искусственном дыхании
Чем закончится новая лихорадка «Югры» отца и сына Хотиных, и какую роль в жизни банка играет Борис Грызлов.
В три новых фонда со «Сколково» РВК внесет 4,5 млрд рублей
Управлять новыми фондами будет «дочка» «Сколково» и три частных фондаю
Операция «преемница»
После Путина страну возглавит женщина-президент?
Полиция начала налоговую проверку компании Учителя по запросу Поклонской
Киностудия режиссера Алексея Учителя получила запрос от полиции на предоставление документов для налоговой проверки. Она инициирована по запросу депутата Натальи Поклонской.
Закат империи кагоцела
Фармацевтический бизнес Владимира Нестеренко сдулся без административного ресурса.
Таблетка от жадности
Постигнет ли выпускающую «Кагоцел» компанию «Ниармедик» судьба «Арбидола».
Растрата $35 млн: обыски проходят в «Гоголь-центре» и квартире Кирилла Серебреннинкова
Следователи считают, что средства были похищены «неустановленными чиновниками» департамента культуры Москвы. Возбуждено уголовное дело.
Не пикать
Причины обысков в ПИКе: финансовые проблемы, агрессивная политика или информационная активность Александра Мамута?
В Кремле отказались назначать Железняка куратором парламента
Депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк не будет назначен замначальника управления внутренней политики Кремля. Он не прошел проверку кадровиков, его кандидатуру забраковали, рассказали источники РБК.
Каким будет бизнес в Крыму у Игоря Чайки
Младший сын Юрия Чайки зарегистрировал на полуострове компанию, которая будет строить отели и развивать там турбизнес.
Первая ступень в длинной лестнице
Кто является идеологом дела Леонида Меламеда, и какова конечная цель атаки на бывшее руководство «Роснано».
Обзор 8-14 мая: в Росрыболовстве – большая рыбалка
ГСУ СК РФ по Москве завершило расследование уголовного дела, возбужденного по факту попытки продажи за 7 млн долларов должности руководителя аукционного дома при Росрыболовстве.
Лидера "Инвалидов" ищут с повесткой
По делу о растрате обыскали офис ветеранской организации.
Деление «Росатома»
Почти все достижения госкорпорации за последние 10 лет можно назвать бутафорскими.
Дело Бойко-Великого не прошло испытания временем
Суд прекращает уголовное преследование фигурантов постатейно из-за сроков давности.
Генпрокурор выдвинул отменение
Обвинительное заключение по делу о хищениях в «Роснано» утверждено лично Юрием Чайкой.