Определено первое кадровое решение в новой Нацгвардии. Как стало известно «URA.Ru», в спецслужбу переходит полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе. На его место претендуют трое: друг президента, пострадавший от последней силовой реформы, группа Александра Хлопонина, мечтающая восстановить позиции, и даже глава федерального агентства Игорь Баринов. Последние известия о кадровых раскладах Кремля — в нашем материале.
Полпред президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов готовится к переводу в Москву на должность заместителя руководителя создаваемой национальной гвардии (используются сокращения «Нацгвардия» и «Росгвардия»). Об этом агентству сообщили сразу несколько источников в Москве и на Северном Кавказе.
Это часть реализации плана по созданию «суперведомства по Кавказу», считает собеседник агентства, знакомый с ходом подготовки реформы.
Новую структуру, которую возглавил Виктор Золотов, он называет рычагом управления северокавказской элитой:
«Разгон митингов, угроза возможного роста оппозиционных настроений в период экономического кризиса — с этими вызовами прекрасно справлялись ОМОН и СОБР в составе МВД. Но вот вывести эти подразделения из зоны влияния регионов Северного Кавказа, того же чеченского руководства и подчинить их напрямую Золотову и президенту было необходимо с точки зрения интересов государственной безопасности».
В окружении Золотова подтверждают, что такая задача стоит и под нее из полпредства переводится Сергей Меликов. Но с оговоркой, что детали перехода еще только обсуждаются. «Формально это выглядит как понижение. Но по факту у Меликова на этом посту будет больше полномочий, чем сейчас: в его задачи будет входить кадровое обновление силовых спецподразделений на Северном Кавказе», — предполагает один из чиновников МВД.
Руководитель департамента МВД вспоминает, что у Золотова с Меликовым сложились дружеские отношения еще в тот период, когда последний работал первым заместителем командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России, а Золотов был заместителем главнокомандующего внутренними войсками МВД России. «Но Сергей Меликов — это скорее кадровый выбор президента. Считается, что руководящий состав Росгвардии полностью формирует Владимир Путин
», — объясняет источник агентства.
Руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков замечает, что если переход Меликова на пост замглавы Росгвардии состоится, то скорее это будет говорить «о намерении Кремля укрепить руководство нового ведомства профессиональными кадрами»: «Это станет еще одним подтверждением того, что власти считают активность вооруженного террористического подполья куда более серьезной угрозой на будущее, чем протестную активность. Ведь тот же Меликов значительную часть времени прослужил на Северном Кавказе (в том числе в войсковой разведке), где главной для силовиков является как раз проблема борьбы с терроризмом», — говорит эксперт.
Политолог Павел Святенков считает, что такой сценарий вполне возможен, но также указывает на имиджевые издержки: для полпреда президента перейти на должность зама может выглядеть как понижение: «Дело в том, что полпреды по негласному обычаю входят в Совет безопасности. Это означает, что сегодня Меликов по своему статусу приравнен к Золотову».
В то же время президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов прогнозирует, что Росгвардия будет и дальше усиливаться: «Основные операции, как известно, проводятся на Северном Кавказе — там ведется борьба с незаконным оборотом оружия, а также с различными террористическими организациями. Безусловно, в этой рокировке есть смысл. И переход Меликова в новую структуру вполне оправдан», — поясняет эксперт.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин говорит, что
главной задачей Меликова может стать выстраивание отношений с северокавказским регионом: «Меликов сумел найти общий язык с Рамзаном Кадыровым, он прекрасно знает местные реалии».
Политологи, близкие к администрации президента, на условиях анонимности рассказывают, что в Кремле уже ищут замену Меликову. В качестве возможных кандидатов называют министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова, главу федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова и главу уничтожаемого ради Нацгвардии ФСКН Виктора Иванова.
У каждого кандидата есть свои плюсы. Переход Кузнецова в полпреды усилит группу вице-премьера Александра Хлопонина, который и сам был полпредом, но остался без этого поста во время прошлой кадровой рокировки. Из-за этого сократилось и влияние его протеже Кузнецова, которое сейчас можно вернуть с помощью дополнительного административного инструментария.
Игорь Баринов год назад возглавил Федеральное агентство по делам национальностей и сейчас ведет его к превращению в полноценное министерство. Консенсус по этому вопросу достигнут даже в Государственной Думе. Источник агентства считает, что назначить его могут только в рамках работы над биографией:
«У Игоря Вячеславовича Баринова отменный послужной список и в части службы, и в части политической работы. Перевод в полпреды с нынешней позиции — это движение по горизонтали».
«Фаворитом считается глава ликвидируемой ФСКН Виктор Иванов. Несмотря на снижение его влияния, он входит в близкое окружение президента, и новая должность может компенсировать ему ФСКН», — считает собеседник агентства. В свою очередь, Михаил Нейжмаков указывает на политическую практику назначения полпредов: «Если пост полпреда в СКФО освободится, вполне вероятно направление туда кого-то из действующих или бывших глав федеральных ведомств. Например, полпредом в Южном федеральном округе, куда ранее входили территории СКФО, является Владимир Устинов, бывший одним из федеральных силовиков-„тяжеловесов“. Тот же Виктор Иванов вполне может пройти схожий путь».
В свою очередь политолог Павел Святенков напоминает, что «Иванов явно не выброшен из колоды»: «А значит, в связи с упразднением ФСКН в довольно короткие сроки ему будут подыскивать новую должность», — уверен эксперт.