Федеральная Служба безопасности атаковала ключевые предприятия миллиардеров Михаила Прохоров и Екатерины Игнатовой — супруги главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Вчера из-за серии обысков на несколько часов была парализована работа московских офисов банка «Международный Финансовый Клуб», компании «Ренессанс-капитал», корпорации Онэксим, страховой группы «Согласие» и энергетического холдинга «Квадра».
Помимо перечисленных структур, Прохоров контролирует медиахолдинг РБК, владеет журналом «Сноб», долями в «РУСАЛЕ» (вместе с Олегом Дерипаской) и «Уралкалии» (вместе с Дмитрием Мазепиным).
Корреспондент «Ъ» утверждает, что обыски велись в рамках оперативно-розыскной деятельности Службы экономической безопасности ФСБ России. Задачей ОРД стало «обследование помещений и зданий» для проверки оперативной информации об уклонении от уплаты налогов через офшоры. В Онэксиме спецназовцы с автоматами блокировали кабинеты, заставили менеджеров оставить телефоны и личные вещи на столах, отойти к лифтам и не покидать этажи. Сотрудники СЭБ и Федеральной налоговой службы изъяли учредительные документы, платежки, отчетные файлы и компьютерные базы данных компаний Прохорова.
Сам акционер вчера утром прибыл в Россию из США, гендиректор Онэксима Дмитрий Разумов отсутствовал в стране.
Офшорный след Сергея Чемезова
Банк МФК принадлежит Михаилу Прохорову совместно с Екатериной Игнатовой (на фото), поэтому заинтересовавшие ФСБ возможные офшорные схемы этого кредитного учреждения могут иметь прямое отношение с жене главы государственной корпорации «Ростех». За 2014 год только легальные доходы Игнатовой составили 2 млрд 126 млн 654 тыс 717 рублей 80 копеек. Речь идет о прибылях ООО «Кате» и других компаний, чья капитализация обусловлена совместным бизнесом с предприятиями «Ростеха».
Не так давно Игнатова прославилась благодаря своему предполагаемому конфликту с архитектором Наной Эрнандес-Геташвили. Источники агентства «Руспрес» сообщали, что госпожа Геташвили получила от семьи Чемезовых-Игнатовых €9,5 млн наличными в счет оплаты дизайнерского оформления особняка в Барвихе. Представители «Ростеха» в ответ на запрос редакции «Руспрес» отказались пояснять, действительно ли эти миллионы передавались Эрнандес-Геташвили пачками евро в московской квартире Игнатовой на Поварской улице. В дальнейшем между заказчиком и архитектором возник конфликт, в результате чего Геташвили была арестована полицией.
Пропавшие миллиарды «Квадры»
Директор департамента целевых коммуникаций «Квадры» Борис Зверев в интервью Forbes связывал обыски ФСБ с налоговыми проверками. В 2008 году Прохоров купил 50,3% акций «Квадры» за 26 млрд рублей. Благодаря неэффективному управлению сейчас биржевая стоимость всей этой компании не превышает 5 млрд рублей.
При Михаиле Прохорове «Квадра» сорвала сроки строительства Курской ТЭЦ-1, Воронежской ТЭЦ, Дягилевской ТЭЦ и Алексинской ТЭЦ по договорам о предоставлении мощности (ДПМ). За просрочку ДПМ «Квадра» уже оштрафована на 3,5 млрд рублей, сейчас ей грозит новый штраф от ФАС – около 3 млрд руб. Оплатить пени за счет средств «Квадры» Михаил Прохоров не может. Прибыль компании за первую половину прошлого года составила всего лишь 387,6 млн, долги – около 30 млрд рублей. В прошлом месяце Онэксим выдал «Квадре» кредит на 750 млн рублей на достройку энергетических объектов, но для полного закрытия обязательств по ДПМ требуется доплатить не менее 10 млрд.
Несколько дней назад «Квадра» раскрыла, что владельцем 49,9% акций вместо Rinsoco Trading Limited стала кипрская компания Joule Energy Limited. В отчетности за 2013 год утверждалось, что этот офшор принадлежит Прохорову.
Дорогостоящий подрывной элемент Елизавета Осетинская
Телеканал РЕН ТВ, контролируемый соседом Владимира Путина
по дачному кооперативу «Озеро» Юрием Ковальчуком, на этой неделе обвинил «Квадру» в необоснованном увеличении тарифов для населения, нелегальном выводе денег в офшоры и нечистоплотном политическом лоббизме через медийный холдинг РБК, журналисты которого слишком часто исследуют офшорный бизнес друзей президента России, игнорируя собственные офшоры Михаила Прохорова.
Будучи основателем либеральной партии «Гражданская платформа» и участником топ-рейтинга «Геи в элите России», Прохоров стал владельцем РБК в 2009 году. Олигарх попытался реорганизовать убыточный холдинг силами Дерка Сауэра, Елены Мясниковой, Елизаветы Осетинской и других оппозиционно настроенных лиц, в прошлом издававших газету «Ведомости». Эта группа получила разрешение критиковать не только лично Владимира Путина
и его окружение, но и членов семьи президента — как формальных, так и фактических. Ответным шагом стало появление в сети полного массива архива личной переписки Елены Мясниковой, а также неких сканов, которые, по уверениям публикаторов, являются письмами Сауэра к Эндрю Полсону о силовом отстранении Путина от власти и поддержке киевского Евромайдана.
Михаил Прохоров планировал использовать критику руководства Российской Федерации в рамках предпродажной подготовки РБК, запросив $250 млн для покрытия собственных убытков. Эта цена показалась покойному Михаилу Лесину, упоминавшемуся Юрию Ковальчуку и другим лицам завышенной, поэтому продажа не состоялась. Вместе с тем, в рабочих контрактах Елизаветы Осетинской и других менеджеров холдинга прописаны значительные компенсации в случае необоснованного увольнения. Поэтому коррекция редакционной политики РБК для самого Прохорова вряд ли станет легкой задачей.