Сын министра внутренних дел оказался бизнесменом

Источник
32-летний Александр Колокольцев – партнер быстро развивающейся девелоперской группы «Стинком» с активами примерно на $500 млн.
 В декабре 2005 г. мэры Москвы и Еревана Юрий Лужков и Ерванд Захарян в торжественной обстановке объявили о начале строительства ТЦ «Ереван плаза» на Тульской площади в столице России. Проект был «стройкой по обмену»: московские власти предоставили участок для здания, которое должно было стать не просто банальным торгцентром, а, как выразился Захарян, домом Еревана в Москве, «родным уголком» для армянской диаспоры, а взамен в Ереване власти выделили площадку для дома Москвы. Учитывая особый статус стройки, ее поручили известным в Армении людям – брату армянского политика Карена Карапетяна, ставшего вскоре руководителем администрации президента, основателю группы «Ташир» Самвелу Карапетяну, а также знакомому тогдашнего президента Армении Роберта Кочаряна – основателю группы «Стинком» Геннадию Степаняну. Инвесторы не подвели: менее чем через два года оба мэра торжественно открыли «Ереван плазу» – внушительное здание с элементами традиционной армянской архитектуры, стены которого были облицованы полированным травертином – камнем, из которого построены римские Колизей и собор Святого Петра. Если дом Москвы в Ереване остался в госсобственности, то «Ереван плаза» изначально была частным проектом совместного предприятия «Ташира» и «Стинкома».

 Название «Ташир» у всех на слуху. Оборот компании превышает $1 млрд в год, в управлении 925 000 кв. м коммерческой недвижимости. «Ташир» считается одним из крупнейших владельцев недвижимости в России, а Карапетян с состоянием в $4 млрд занимает 26-е место в составляемом Forbes списке миллиардеров.

«Стинком» до сих пор мало известен, несмотря на то что два консультанта на рынке недвижимости оценивают его активы в $500 млн. При этом у компании до сих пор нет собственного сайта.

«Ташир» сотрудничает с компанией «Георесурс» сына генпрокурора Юрия ЧайкиАртема Чайки, построив на ее земельном участке торговый центр «Рио» в Мытищах. А у сына Степаняна – президента «Стинкома» Давида Степаняна есть совместные проекты с сыном российского министра внутренних дел Владимира Колокольцева – 32-летним Александром Колокольцевым. И они тоже связаны со строительством коммерческой недвижимости.

 Под сенью «Ташира»

Лучше всех о «Стинком групп» рассказало российское подразделение международного гостиничного оператора Accor в пресс-релизе от августа 2014 г. Accor сообщила о подписании договора об управлении отелями «Стинкома» – «Ibis Styles Москва Павелецкая» на 180 номеров и строящимся отелем Ibis на 200 номеров, который «Стинком» планировал открыть в районе м. «ВДНХ». Заодно Accor указала, что основанная в 1993 г. «Стинком групп» – «динамично развивающаяся компания», занимающаяся девелопментом, строительством и управлением коммерческой и офисно-деловой недвижимостью. Помимо «Ереван плазы», которой в равных долях владеют «Ташир» и «Стинком», у последнего есть «150 000 кв. м строящихся объектов в Москве и Московской области». А среди действующих объектов – офисно-деловой центр на Летниковской, 13А, и доля в московском ресторане Buddha-Bar.

Кроме того, у компаний, которыми владеют Геннадий Степанян и его родственники, в аренде есть участки в разных уголках Москвы, в частности у выхода станции м. «Университет», у м. «Новоясеневская», у Таганской площади. Назначением аренды некоторых участков в 2014 г. было указано строительство, но построенных объектов на них нет. Судя по документам арбитражных судов и московских властей, на этих небольших участках семья Степанянов собиралась вести большое строительство. Например, вместе с «Таширом» она планировала построить торговый центр у м. «Университет» площадью 50 000 кв. м на месте нескольких небольших торговых павильонов, принадлежавших компаниям семьи. Инвесторы обещали вложить в стройку $50 млн. В 2007 г. на площади у метро даже начали устанавливать ограждение, но протестовавшие против проекта местные жители его снесли.

 В 2010 г. мэром Москвы стал Сергей Собянин, начавший пересмотр всех инвестконтрактов в городе. В 2011 г. градостроительно-земельная комиссия Москвы признала нецелесообразным строительство торгового центра у м. «Университет» и одобрила предложение прекратить инвестконтракт. В 2012–2013 гг. городские структуры стали подавать иски к компаниям «Стинкома», требуя признать самостроем и снести торговые павильоны у метро. Однако суды отказывали властям, ссылаясь на то, что павильоны построены либо еще во времена СССР, либо в 1990-х гг. и оформлены по правилам.

Но год назад градостроительно-земельная комиссия Москвы неожиданно рассмотрела вопрос «о дальнейшей реализации проекта строительства многофункционального торгового центра в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Университет». При этом площадь здания предполагалось увеличить примерно на треть за счет увеличения высоты с 15 до 25 м, а парковку – с 443 до 1160 машино-мест. Строительство ТПУ планируется завершить в 2018 г., но параметры сопутствующей застройки еще так и не утверждены, сообщил «Ведомостям» чиновник мэрии.

«Ташир» и «Стинком» тесно сотрудничают в сфере коммерческой недвижимости. Например, земельный участок под «Ереван плазой» арендует компания «Стинком-СП» (здесь и далее данные Росстата и СПАРК), которой в равных долях владеют «Ташир» и «Стинком». Эта же компания и владелец самого центра. Она сдает все площади в аренду фирме «ТС девелопмент», также принадлежащей «Таширу» и «Стинкому», а уже эта фирма пересдает площади магазинам и другим арендаторам.

Трехэтажный офисный особняк площадью 1250 кв. м на Летниковской, 13А, принадлежит «Стинкому» и занят, судя по данным СПАРК, в основном собственными фирмами группы, при этом здание находится в ипотеке у Фора-банка, принадлежащего Карапетяну.

 В «Стинкоме» не ответили на вопросы «Ведомостей» о бизнесе группы и ее основателях. Зато в армянской диаспоре Геннадия Степаняна знают как одного из щедрых благотворителей. Например, в 2009 г. он, как и Самвел Карапетян, получил из рук президента Армении Сержа Саргсяна сертификаты «почетного члена» всеармянского фонда «Айастан». Как писало издание Aysor, Степанян пожертвовал фонду $1 млн, а Карапетян – $15 млн. В 2013 г. Степанян и Карапетян получили высшие награды Армянской апостольской церкви – орден Святого Георгия Просветителя среди других отличившихся благотворителей, жертвовавших на строительство кафедрального храма Армянской церкви в Москве. «Оба бизнесмена – очень уважаемые люди, с хорошими связями в окружении второго президента республики Роберта Кочаряна, Гена Степанян и вовсе был крестным на свадьбе сына Кочаряна, Левона. По нашему обычаю крестными свадьбы выступает самая уважаемая и близкая семейная пара из окружения молодоженов, на которую стоит равняться. Так что можете сами судить», – рассказывает один из членов армянской диаспоры в Москве.

Опрошенные «Ведомостями» московские девелоперы и консультанты не много смогли рассказать о Геннадии Степаняне и его родственниках. Некоторые собеседники «Ведомостей» признавались, что рассматривали этих предпринимателей как участников группы «Ташир». Это самостоятельные предприниматели, пока их бизнес сравнительно невелик, но очень динамичен и выглядит перспективным, возражает сотрудник крупной консалтинговой компании. Они очень тщательно занимаются своими проектами, у них качественный девелопмент, европейский подход – в общем, есть ощущение, что перед нами очередные кандидаты в список крупнейших рантье от Forbes, рассуждает собеседник «Ведомостей».

Не к тому пришли

Фамилия основателя и владельца «Стинком групп» Геннадия Степаняна только однажды оказалась в поле зрения крупных СМИ. Это случилось в связи с обысками в его рабочем кабинете летом 2011 г. Главное управление МВД по Москве тогда расследовало уголовное дело бывшего префекта столичного Южного округа Юрия Буланова, которого в итоге обвинили в хищении. Следователь Геннадий Удунян заподозрил, что под покровительством Буланова происходило еще и отмывание денег. «Известия» и LifeNews со ссылкой на источники в ФСБ, которая вела оперативное сопровождение дела, сообщали тогда, что похищенные чиновниками из московского правительства деньги – около $1 млн – могли «пройти через бухгалтерию» торгово-развлекательного центра «Ереван плаза». При следственных действиях в кабинете Степаняна оперативники нашли «списки сотрудников правоохранительных органов, которых подозревают в регулярном получении денег за покровительство», писали «Известия» и LifeNews. Буквально через месяц после обысков, в августе 2011 г., следователь Удунян был уволен, следственные действия в кабинете Степаняна признаны неправомерными, а версия с отмыванием денег через «Ереван плазу» – несостоятельной. Сам Буланов называл ее нелепой. Его осудили в том же августе на 3,5 года, вменив ему растрату в 17 млн руб.

Через два года – в сентябре 2013 г. сыновья Степаняна Давид, Шагор и Самвел Степаняны создали ООО «Стена», зарегистрированное по адресу «Ереван плазы» и оказывающее, как было заявлено в реестре, посреднические услуги при операциях с недвижимостью. А еще через год этой фирмой стали владеть в равных долях (50/50) президент «Стинком групп» Давид Степанян и молодой предприниматель Александр Колокольцев – сын главы МВД России Владимира Колокольцева. В 2011 г. Колокольцев-старший возглавлял ГУ МВД по Москве.

 В ответ на вопросы о том, были ли Владимир Колокольцев и его сын знакомы с семьей Геннадия Степаняна, могло ли это повлиять на ход следствия в 2011 г., в пресс-службе МВД заявили, что не могут распространять информацию, связанную с частной жизнью Александра Колокольцева, отметив, что события 2011 г. никак с ним не связаны.

Неофициально сотрудники МВД говорят, что Колокольцев был настоящим профессионалом, понимал, как работают на земле и что такое труд оперативника, но, оказавшись на политической должности, столкнулся с интригами и противодействием, которые ему приходится учитывать и играть по общим правилам. Оппонентом Колокольцева называют Виктора Золотова – первого замминистра внутренних дел, бывшего начальником Службы безопасности президента и давнего знакомого Владимира Путина .

В 2015 г. Александр Колокольцев получил четверть еще одной компании – ООО «Стрела», зарегистрированного по адресу «Стинком групп» на Летниковской улице. У «Стрелы» и «Стены» один гендиректор – Ашот Асланян, возглавляющий также «Стинком-инвест». Гендиректору также принадлежит четверть «Стрелы». А половина компании – в собственности севастопольского предпринимателя Ростислава Жигоры, вице-президента севастопольской федерации бокса и владельца компании «Промышленные технологии», побеждающей в небольших конкурсах на поставку оборудования структурам «Транснефти» и «Газпрома». Например, в 2015 г. «Промышленные технологии» выиграли госзакупки примерно на 266 млн руб. (данные СПАРК).

Жигора рассказал, что «Стрела» создана для строительства бизнес-центра, но отказался уточнить место и параметры стройки. На другие вопросы он не стал отвечать, сославшись на желание сначала посоветоваться с соучредителями. Но после этого сказал, что не успел с ними пообщаться.

Александр Колокольцев не ответил на вопросы «Ведомостей», переданные через его партнеров. Так же поступили и в «Стинком групп».

 Спорт и отдых

Сын основателя «Стинкома» Шагор Степанян в 2010 г. вместе с партнером создали компанию «Гелар групп», которой за несколько лет удалось получить хорошие подряды от госструктур и госкомпаний. За год выручка «Гелар групп» выросла с 661 млн руб. в 2012 г. до 4,1 млрд в 2013 г. В 2014 г. выручка составила 3,9 млрд руб.

В 2013 г. группа получила контракты генподряда от «Газпром инвест Юг» на строительство газопровода – отвода Мишкино – Юргамыш – Курган, реконструкцию Совхозного ПХГ и реконструкцию газопромысловых и компрессорных сооружений Елшанской станции подземного хранения газа – всего на 2,7 млрд руб. На сайте «Гелар групп» сказано, что она занимается реконструкцией Большой спортивной арены в «Лужниках», парковой зоны «Зарядье». По заказу «Транснефти» компания занималась созданием нефтеналивного терминала в порту Усть-Луга, по заказу «Камгэсэнергостроя» – «Казань арены», а также строительством домов, храмов, дорожным строительством и реконструкцией тепломагистралей в Москве.

Если Давид Степанян стал партнером сына российского министра внутренних дел, то у «Гелар групп» партнеры не менее интересные. Ей принадлежит 33% московской компании «Паллау-КР», владеющей бизнес-центром класса B+ «Ферро плаза» на ул. Кржижановского неподалеку от м. «Профсоюзная». Площадь центра – 23 000 кв. м, из которых 18 000 кв. м сдаются в аренду.

 Еще 33% в «Паллау-КР» принадлежат петербургскому предпринимателю Антону Петрову – сыну Геннадия Петрова, которого испанские правоохранительные органы обвиняли в создании организованного преступного сообщества. Испанские следователи полагают, что Геннадий Петров может быть связан с высокопоставленными российскими чиновниками, а в деле есть свидетельские показания о том, что он был знаком и с президентом России.

Управляющей компанией бизнес-центра была компания «Ферро-строй» Александра Абрамова – совладельца Evraz Group. Абрамов в 2007 г. купил у Антона Петрова девелоперские проекты в Петербурге и Сочи. И при обсуждении сделки контактировал с Геннадием Петровым. На вопрос, не смущала ли его репутация Петрова, Абрамов отвечал, что если «в этом смысле» накладывать ограничения, то пропадет половина сделок. Главное – гарантии юридической чистоты и права собственности, а с этой точки зрения стандарты были соблюдены, подчеркивал Абрамов.

Давид, Шагор и Самвел Степаняны в 2013 г. создали посредническую компанию «Орион», в которой им принадлежит по 33,33%. Эта фирма получила 50% в компании «Земкоминвест», занимающейся операциями с недвижимостью. Другая половина «Земкоминвеста» – у сына бывшего президента Армении Роберта Кочаряна Левона Кочаряна.

В «Гелар групп» не ответили на вопросы «Ведомостей», направленные для Шагора Степаняна.
Персоны Компании
«РусГидро» первой из госкомпаний раскрыла доход руководителя за 2015 год
За 3,5 месяца работы Николай Шульгинов, возглавивший компанию в сентябре прошлого года, заработал 3,89 млн руб. Еще 1,02 млн он получил за январь 2016 года, следует из справок о доходах на сайте «РусГидро».
Хоть in Brent
Юрий и Алексей Хотины бросили вызов «Лукойлу» за контроль над «Башнефтью».
Исследование РБК: сколько заработали сотрудники госкомпаний в 2015 году
Экономический кризис и угроза лишиться рабочего места не сильно отразились на коллективах госкомпаний и банков: хотя зарплаты не выросли, массовых увольнений удалось избежать. А вот многие руководители и девальвацию рубля не заметили.
Когда золото не блестит: как Сергей Янчуков зарабатывал свои миллиарды
Янчуков вел дела с украинскими и российскими олигархами. Но бизнес с бывшим топ-менеджером «Норникеля» Максимом Финским может обернуться самым громким скандалом года.
Сын Аркадия Воложа избавляется от девелоперского бизнеса
После того как Лев Волож продал контрольный пакет в компании «Калифорния», к ней подало иск правительство Москвы, требуя взыскать 2 млн рублей долга.
Между ними океан
Почему через 25 лет разошлись пути акционеров Capital Group, которую российским партнерам помог построить основатель Glencore Марк Рич.
Coca-Cola предлагают изгнать из России
Непонятное отношение бизнес-гиганта к принадлежности Крыма заставило депутата обратиться в Генпрокуратуру.
Слуга углеводорода
Алексей Миллер останется во главе "Газпрома" еще на пять лет.
«Башнефть» для белорусов: Хотины заинтересованы в приватизации компании
Алексей и Юрий Хотины могут увеличить свои нефтяные активы до $2 млрд.
Забурились
Как делают бизнес дети бывшего главы Роснедр.
Кампания, собравшаяся на кухне
Как Борис Ельцин собрал команду для победы на президентских выборах.
Расследование РБК: кому принадлежит уличная торговля в Москве
Кто страдает и кто выигрывает от сноса киосков и павильонов на столичных улицах.
Ошибка 104: почему суды признали снесенные Москвой строения законными
«Нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем», — пишет Сергей Собянин на своей странице во «ВКонтакте». РБК изучил судебные решения — из них следует, что суды с мэром не согласны.
Инвесткомпания А1 подала иски к крупнейшему производителю индейки
Новый владелец «Евродона», главного производителя индейки в России, выживает старого. На прошлой неделе А1 купила долю в «Евродоне» и теперь доказывает, что из-за Вадима Ванеева на компании оказались лишние кредиты.
На должность главы Внешэкономбанка прочат заместителя Грефа
В качестве одного из кандидатов на должность главы Внешэкономбанка рассматривается заместитель председателя правления Сбербанка Сергей Горьков.
Чемоданы без ручек
Почему Ольга Дергунова не может избавиться от госсобственности.
«Мордой об стол, как в 1990-е»: почему Москва отнимает бизнес без суда
Московские власти снесли без суда почти сотню частных зданий и сооружений. Это опасный прецедент, предупреждают юристы: теперь от опасности потерять все в одну ночь никто не застрахован.
Крупнейшие швейцарские банки оказались помощниками ФНС
Они проверяют, соблюдают ли клиенты из России антиофшорные законы, и даже могут закрыть их счета.