Убийство Франклина

Источник
Чем грозит уничтожение стодолларовой купюры миру и России.
Бывший министр финансов США, известный экономист Ларри Саммерс опубликовал в своем блоге воззвание. Он призвал покончить с любимым американским президентом - Бенжамином Франклином. Который, как известно большинству людей, украшает самую "любимую" стодолларовую купюру.

Инструмент коррупции

Франклином Саммерс не ограничивается, предлагая заранее похоронить и купюру пятьсот евро, известную в определенных кругах под ласковым и нежным названием "Бен Ладен". Тоже мертвый лидер, хоть и не президент. Ларри Саммерс вспоминает, как пытался уговорить своих европейских коллег не эмитировать эту "страшную" купюру, когда принималось политическое решение о наличных номиналах будущей европейской валюты. Саммерс клятвенно обещал своим тогдашним коллегам принять все меры, чтобы убрать стодолларовую купюру. В этот момент в американской прессе даже появились крайне "своевременные" публикации о том, что на всех Франклинах без исключения были найдены следы кокаина. Но сделка не состоялась. Как пишет Саммерс, против выступила Германия. Видимо таким странным образом денежные власти страны пытались компенсировать потерю любимой и сильной марки - символа послевоенного процветания национальной экономики.

Публицистический задор Ларри Саммерса бледнеет на фоне обвинительного запала его коллеги Питера Сэндса, работающего в научном центре Гарвардского университета, возглавляемого нынче Саммерсом. Господин Сэндс опубликовал небольшое исследование о крупных номиналах наличных валют. Суть которого и вывод можно выразить одной фразой - эти купюры используются в криминальных и коррупционных целях, поэтому должны быть изъяты их оборота - окончательно и бесповоротно.

Других инструментов для войны с криминальным финансовым оборотом Питер Сэндс не видит. Масштабы последнего действительно впечатляют. По данным автора, он оценивается в 2 триллиона долларов в год. Еще один триллион - поток коррупционных денег. Перехватывается же не более 1%. Другими словами, если назвать вещи своими именами, финансовая система становится криминальной независимо от того, каким мотивами руководствуются банкиры. А купюры в 100 долларов и 500 евро играют в этом важнейшую роль , представляя собой инструмент для коррумпированных элит и криминальных организаций.

Питер Сэндс знает, о чем говорит. На протяжении 13 лет он возглавлял банк Standard Chartered – кредитное учреждение с очень "интересной" историей и колониальным наследием. Большая часть его доходов до сих пор генерируется на территории бывших колоний Британской империи. Не далее чем в 2012 году нью-йоркские финансовые власти обвинили Питера Сэндса в сокрытии транзакций на сумму 250 миллиардов долларов (!) в пользу Ирана. Сэнд покинул банк вынужденно - после недовольства акционеров.

Несколько курьеров с несколькими чемоданами

Питер Сэндс предлагает провести тотальную зачистку мировой денежной системы от крупных номиналов, уничтожив 100-долларовые, 500-евровые, британские купюры по 50 фунтов, а также швейцарские номиналом в 1000 франков. Затем последует очередь и европейских купюр по 200 и 100 евро.

Сделать, по мнению Сэндса это очень легко. А заменить крупные платежи, по мысли автора, должны не столько банковские платежи, сколько системы типа Paypal или решения, предлагаемые операторами мобильной связи. На наличные останется лишь небольшой оборот. В качестве невозможности использования мелких номиналов для перевозки наличности Питер Сэндс приводит следующий расчет. Сумма в 1 млн долларов при использовании 20-долларовых купюр потянет на 50 килограммов и потребует нескольких чемоданов, а, следовательно, и нескольких курьеров. При использовании же стодолларовых купюр эта же сумма поместится в один чемоданчик, а для 500-евровых купюр хватит и маленькой сумки, которая будет весить всего лишь пару кило.

Не случайно, замечает Сэндс, на эмиссии крупных номиналов еврокупюр специализируется Люксембург.

На Люксембург приходится около 15% выпуска 500-евровых купюр и 30% - 200-евровых. Общая сумма эмиссия этой страны в 2013 году составила 87,5 миллиардов евро. Куда потом делись эти деньги, доподлинно неизвестно (население страны составляет 0.2% от населения ЕС). Таможня зафиксировала лишь 15 случаев декларации вывоза валюты (по правилам ЕС такая декларация должна делаться в случае, если сумма наличных превышает 10 тыс евро).

Любимая купюра российских взяточников

В отличие от радикальных выводов своего коллеги, Ларри Саммерс более осторожен. Он не предлагает пустить под нож существующие купюры, настаивая лишь на запрете эмиссии новых купюр и постепенном выводе из оборота старых. На практике это, конечно, означает расставание с "франклиным" в течение вполне обозримого будущего.

Тяжеловес Ларри Саммерс согласен с Сэндсом относительно механизма реализации плана уничтожения крупных номиналов. Оба предлагают заключить глобальное соглашение, ограничивающее эмиссию денежных знаков, номинал которых превышал бы 50 долларов США. Такое соглашение, по его мнению, должно быть подписано в рамках организации G-20. Кстати, следующая встреча министров финансов этой организации намечена на 26 февраля. Так что публикации (сначала Сэндса, а затем Саммерса, которую уже подхватили ведущие деловые СМИ) оказались более чем своевременными.

Судя по общему тону и настроению финансовых лидеров крупнейших экономик, такая договоренность может быть достигнута. И это поставит несколько вопросов перед российскими регуляторами. Прежде всего, конечно, под ударом может оказаться любимая купюра отечественных взяточников в 5000 рублей. Правда, судя по темпам обесценивания рубля, к моменту такого соглашения пятитысячная имеет все шансы сохраниться.

Куда более серьезными могут оказаться последствия уничтожения собственных крупных валютных номиналов. Не секрет, что именно эти купюры обеспечивают значительную часть национального теневого оборота. Конечно, несколько наивными выглядят представления о том, что изменение состава купюр приведет к сокращению числа финансовых правонарушений. Скорее всего это вызовет настоящую "гонку вооружений" в области всевозможных криптовалют или, наоборот, заставит вернуться к золотым монетам, слиткам или пригоршням бриллиантов. Но судя по всему, тотальное наступление Большого брата на финансовую сферу неизбежно.