Возвращение «длинных ковшей»: что будут сносить в Москве этим летом

Источник
Мэрия Москвы назвала еще 107 торговых объектов, которые будут снесены в ближайшее время как самострой. Как утверждают источники РБК в мэрии, одномоментного сноса, как в февральскую «ночь длинных ковшей», не будет.
Следующая сотня

Мэр Москвы Сергей Собянин на заседании президиума столичного правительства 28 июня поручил продолжить снос самовольных построек. Новый список подлежащих ликвидации объектов появился на сайте правительства Москвы. Теперь он включает 211 объектов, из которых 104 уже были в списке на начало года (см. справку «Первая волна»), а еще 107 — новые адреса, где снос должен состояться этим летом.

Площадь «новых» 107 объектов, по данным московского правительства, составляет 31 тыс. кв. м. Среди них наряду с совсем небольшими постройками есть и настоящие торговые центры, например, двухэтажный комплекс площадью примерно 3,7 тыс. кв. м около станции метро «Южная», в котором размещены Банк Москвы и «Суши-Шоп», или торгцентр 2,5 тыс. кв. м вблизи «Теплого Стана», где расположены рыбный магазин «Океан» и Фора-банк.

​Под снос попадают объекты, расположенные главным образом вблизи входов в вестибюли и подземные переходы станций метро. Как правило, это небольшие магазинчики, торгующие цветами, продуктами, кондитерскими изделиями, а также аптеки, букмекерские конторы, салоны связи, магазины «живого пива» и т.д. «Зачищается» территория у станций метро «Улица 1905 года», «Кропоткинская», «Парк Культуры», «Добрынинская», «Проспект Вернадского», «Теплый Стан», «Бибирево», «Отрадное», «Дмитровская», «Первомайская», «Электрозаводская», «Волжская», «Нахимовский проспект», «Каховская», «Нагатинская» и др. «Город продолжает освобождаться от опасного самостроя. Речь идет об объектах, расположенных на инженерных коммуникациях, улично-дорожной сети, в охранной зоне метрополитена», — приведена цитата Сергея Собянина на сайте мэрии.

Из арендаторов крупнейшей жертвой стала «Евросеть» — она из-за сноса потеряет минимум восемь объектов, «Связной» — четыре, «Новый книжный» и аптечная сеть «36,6» — по два объекта. Три салона «Евросеть» и так планировала переносить из-за низкого трафика, тогда как остальным пяти предстоит вынужденный переезд, сообщила представитель ретейлера Ульяна Смольская: «Мы знали, что после первой волны сноса будет вторая волна. В первую волну было снесено около 13 наших объектов, но по сути для нас это стало сменой локации — мы перевезли оборудование и товар. Естественно, подходящие места были найдены заранее».

Под снос попадает здание возле станции метро «Дмитровская», на улице Бутырская, 86г, в котором находится кофейня «Шоколадница» площадью около 150 кв. м. «Мы проработали в этом месте более трех лет, актуальные списки объектов под снос появились всего несколько месяцев назад. Мы продолжим диалог с арендодателем о компенсации нанесенного нам ущерба, — рассказал РБК управляющий директор сети кофеен «Шоколадница» Алексей Каира. — Это место было самым лучшим — возле метро, высокий трафик. Найти альтернативную площадку будет крайне сложно».

«Когда мы выбираем место для нового магазина, то закладываем этот фактор риска в бизнес-модель, — говорит владелец сети «Избенка» Андрей Кривенко, у него под снос попал магазин на улице Азовской. — Основные наши затраты — это оборудование, которое можно быстро забрать и перевезти на другой объект. Пока ничего нам не сломали».

Снос без графика

Владельцам и арендаторам объектов, попавших в список, власти должны прислать письменные уведомления о сносе в течение недели с момента опубликования соответствующего постановления, а префектуры — установить информационные щиты с сообщением о демонтаже, после чего у собственника есть два месяца на то, чтобы добровольно демонтировать объект и погасить запись о собственности в ЕГРП.

В этом случае собственники самовольных построек имеют возможность получить компенсацию, иначе объекты демонтирует местная префектура силами ГБУ «Автомобильные дороги».

Как утверждают источники РБК в мэрии, одномоментного сноса, как в феврале, скорее всего, не будет. «Для нас это планомерная работа, у нас нет никаких планов, графиков, в этом плане мы творчески свободны. Дата и время административного демонтажа определяется исходя из основных задач по недопущению неудобств жителям», — говорит начальник Госинспекции по недвижимости Москвы Сергей Шогуров. Сроки сноса будут варьироваться от объекта к объекту, уточнила пресс-секретарь инспекции Мария Филаретова: «В ближайшее время будет организована процедура уведомления владельцев объектов, соответственно, в уведомлении будут указаны сроки, установленные на добровольный демонтаж. Сроки будут устанавливаться в зависимости от площадных характеристик и этажности объекта».

Первая волна

В ночь на 9 февраля 2016 года московские власти снесли 97 объектов незаконного строительства, всего в списке мэрии было 104 адреса. Среди уничтоженных построек оказались как ларьки, так и целые торговые павильоны, например, торгцентр «Пирамида» рядом со станцией метро «Пушкинская», «Альбатрос» у станции метро «Щелковская», а также торговые ряды у станций метро «Чистые пруды», «Кропоткинская», «Арбатская» и «Улица 1905 года».

Решение о сносе было принято в декабре, но большинство владельцев недвижимости и арендаторов не спешили покинуть помещения или самостоятельно их сносить. Получилось, что некоторые объекты начинали демонтировать, когда там еще находились продавцы.

Юристы и собственники павильонов требовали предоставить документы, на основании которых должен производиться снос построек, но полицейские отказывались показывать бумаги. Как минимум одного из протестующих, вышедших к павильонам на «Чистых прудах», полиция задержала.

Поспешность действий мэрии руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Олег Бочаров объяснил тем, что объекты «несут угрозу жизни и здоровью людей». Согласно опросу ВЦИОМа, массовый снос торговых павильонов в Москве поддержали 63% жителей города, 71% опрошенных посчитали постройки возведенными «скорее незаконно», против высказались только 26% респондентов. При этом москвичи продемонстрировали высокий уровень осведомленности о происходящем: о массовом сносе узнали 94% жителей столицы, причем 40% заявили, что хорошо знакомы с ситуацией и интересуются информацией по этому поводу.

Снос самостроя в Москве регулируют два постановления городского правительства — №819 от 11 декабря 2013 года и №829 от 8 декабря 2015-го. По данным госинспекции, за время действия постановления №819 в Москве было снесено 1,85 тыс. объектов, которые по документам были обозначены как капитальные, из них в 2014-м — 690, в 2015-м — 844, в 2016-м — 316. Ко всем этим объектам у мэрии есть претензии, но сносятся они только по решению суда или самими владельцами. Как правило, это объекты, которые размещены без права собственности и без кадастровых документов. В редких случаях объект находится на кадастровом учете, но без прав собственности.

Список постановления №829 — это объекты, по которым город либо проиграл суд, либо суды не рассматривали иск к владельцам, потому что прошел трехлетний период исковой давности. Именно в этом списке было 104 объекта, около сотни из которых снесли в февральскую «ночь длинных ковшей». Изменения в Гражданский кодекс, вступившие в силу в сентябре 2015-го, предоставили органам местного самоуправления право принимать решение о сносе самовольных построек во внесудебном порядке, если таковые расположены на территориях с особым режимом использования: например, если под объектом проложены коммуникации.

Объекты, которые не подпадают под требования ст.222 ГК РФ о самовольной постройке, имеют возможность избежать сноса, если такое решение вынесет Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) и если собственник заплатит в бюджет города штраф. «Если объект самостроя находится в постановлении №819, он может быть потенциально рассмотрен на ГЗК — это возможность сохранения путем оплаты городу штрафных санкций​», — подтверждает Шогуров. Если ГЗК вынесла положительное решение, после оплаты штрафов и предоставления всех заключений постройка может быть сохранена.

По его словам, таких решений было принято около 60 за весь период борьбы с самовольным строительством; доход городского бюджета от штрафов, которые доплатили собственники, чтобы узаконить свои объекты, исчисляется миллиардами рублей. Однако на положительное решение ГЗК не могут претендовать объекты, которые стоят на коммуникациях или улично-дорожной сети, а в нынешнем списке именно такие.

«Не стало гадюшника»

Предприниматель Норайр Сарибекян, собственник двух объектов из нового списка — на улице 1905 года и на Пресненском Валу, говорит, что добровольно ничего сносить не собирается и компенсацию от властей Москвы получать не планирует. «Как я могу добровольно снести здание, которое не является самостроем? У меня есть решение суда, что это не самострой. Это самодурство правительства Москвы, это ни под один закон не попадает», — говорит Сарибекян. По его словам, сразу после сноса объектов он намерен подать в суд на городские власти.

В 2013 году Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска префектуры ЦАО к ООО «Союз-Сона», ООО «Болеро-Н» и ООО «Стаймс-Реэл» о признании здания на Пресненском Валу самовольной постройкой (все три фирмы являются собственниками разных частей здания) в связи с истечением трехлетнего срока давности. Последнее решение суда от 4 февраля 2015-го вынесено в пользу Сарибекяна. «Мы по этому объекту были две недели назад у господина Шогурова на комиссии. Он сказал, что претензий к нам нет и объекты будут сохранены. Документы идут в Москомархитектуру, чтобы она просмотрела, соответствует ли внешний облик, и все», — говорит Сарибекян. Тем не менее его недвижимость попала в новый список и будет снесена.

Попытки других собственников судиться с мэрией также провалились. В начале июня ООО «Созидание» подало иск к правительству столицы и префектуре Южного административного округа на 1,8 млрд руб. — компания пытается возместить свои убытки от сноса здания площадью 1,5 тыс. кв. м во время «ночи длинных ковшей». Арбитражный суд начнет его рассматривать 1 июля. Но правительство Москвы тем временем готовит встречный иск к владельцам «Созидания», сказал Шогуров. Иск включает ущерб за необоснованное обогащение от пользования земельным участком, недополученный платеж за использование этого участка, взыскание затрат за работы по сносу. В новом списке мэрии у «Созидания» оказалось шесть объектов на Кировоградской улице и Варшавском шоссе, рассказал РБК адвокат Рубен Маркарьян, представляющий интересы владельца зданий.

«После «ночи длинных ковшей» проверялась легитимность постановления. Но в решении от 24 декабря 2015 года Мосгорсуд пришел к выводу, что правительство Москвы обладало достаточной компетенцией для принятия этого нормативного акта. Владельцы зданий указывали на запись в ЕГРП и наличие свидетельства о собственности, но суды скептически отнеслись к таким заявлениям», — отмечает старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Понаморева. Она рекомендует обжаловать действия властей по процессуальным моментам: несвоевременное информирование, несоблюдение мероприятий по определению площадок для хранения имущества, находившегося в самовольной постройке. «Но если отсутствовало разрешение или оно было оформлено с нарушениями, то практически бесполезно что-то отстаивать», — говорит Понаморева.

Собственники объектов, которые были признаны самостроем в июне, уже обратились с письмом в адрес президента Владимира Путина , рассказал глава Ассоциации владельцев недвижимости Владимир Капустин. Они просят дождаться решения Конституционного суда. Но в апреле 2016 года Верховный суд уже признал правомерным постановление №829 и отказал ООО «Звездочка» в исключении объекта на проспекте Мира из перечня самостроя.

«Страдает в основном не малый бизнес, потерпевшая сторона — это правительство Москвы, у которой отобрали территории, — считает Шогуров. — Те же Чистые пруды показали: не стало этого гадюшника, и все забыли, теперь это городская территория, которой пользуются жители».
Персоны Компании
Долги–инвестиции–долги
Михаил Гуцериев меняет схему финансирования бизнеса.
Самботакси друга Путина
Рынок каршеринга делит Василий Шестаков и Винченсо Трани.
Sailfish с «Ермаком»
России готовят новые смартфоны на отечественной операционной системе.
Валитов «посадит» Винокурова
Арестованный топ-менеджер ВЭБа Ильгиз Валитов может дать показания на главу компании А1 Александра Винокурова.
Откуда берет деньги семья Хотиных
Как и многие другие бизнесмены, свою империю они построили на кредитные деньги.
Не беднее министров: сколько тратится на содержание губернаторов
Зарплаты губернаторов, вопреки призыву президента, на порядок выше средних в их регионах.
Силовики зашли в аптеки
В офисе "36,6" прошли обыски.
Хованское побоище может закончиться отставками во власти
Под ударом — мэрия Москвы и столичные силовики.
Как доили лузера Прохорова: от прохиндея Владимира Яковлева до жулика Дерка Сауэра
Мозг олигарху заменяла дружба с Валентином Юмашевым.
Британское чудо: как тайский магнат сделал «Лестер» чемпионом Англии
Еще в прошлом сезоне клуб «Лестер» финишировал в английской премьер-лиге 14-м, а в понедельник стал чемпионом Англии по футболу. Победа была мечтой владельца клуба — тайского миллиардера Вичая Шриваддханапрабхи.
Обзор 25–29 апреля: законы роботехники заточили под коррупцию
Давным-давно в книжках фантаста Айзека Азимова излагались три закона роботехники. Среди них, разумеется, было библейское «не убий», но в наше время все делается без лишнего пафоса, и бывшие благородные роботы из советской фантастики просто и грубо зарабатывают на бюджете.
«Битвы» за Москву становятся традицией
Строительное лобби в Москве стало почти всемогущим, пример тому - скандал с Тимирязевской академией и парком «Дубки».
Что будет с Тимирязевской сельхозакадемией
Поля у академии в Москве сейчас изымать не будут, но это не значит, что они не будут застроены в ближайшем будущем.
«Сидеть в кэше – это не бизнес, это глупо»
Во что и почему хочет инвестировать Виктор Вексельберг, и как, по его мнению, должны меняться сами бизнесмены и отношение к ним в России.
Бизнесмену предъявили контакты с несовершеннолетней
В США проходит судебное разбирательство с участием Шалвы Чигиринского.
Сын министра внутренних дел оказался бизнесменом
32-летний Александр Колокольцев – партнер быстро развивающейся девелоперской группы «Стинком» с активами примерно на $500 млн.
Сын Аркадия Воложа избавляется от девелоперского бизнеса
После того как Лев Волож продал контрольный пакет в компании «Калифорния», к ней подало иск правительство Москвы, требуя взыскать 2 млн рублей долга.
Расследование РБК: кому принадлежит уличная торговля в Москве
Кто страдает и кто выигрывает от сноса киосков и павильонов на столичных улицах.