Массовая драка в Москве на Хованском кладбище — вызов не только для правоохранителей, но и для столичной и федеральной власти. Миграционная политика, связь этнических группировок с государственными учреждениями, эффективность полиции, особое положение северо-кавказских регионов — снова в конфликтной повестке, как когда-то после массовых беспорядков на Манежной площади в 2010-м и в Бирюлево — в 2013-м. О кадровых последствиях и реакции власти на Хованское побоище — в материале «URA.Ru».
В субботу днем в столице более 200 человек с битами, лопатами, кусками арматуры и огнестрельным оружием делили ритуальный рынок услуг: в блогосфере и СМИ окрестили эту драку боем между «кавказской мафией» и гастарбайтерами. В своем аккаунте в Twitter представитель СК Владимир Маркин написал: «дело не в национальностях, а в банальном переделе криминального бизнеса».
По последней версии СК главная причина драки — финансовые мотивы.
Интересно, что ранее московские чиновники и правоохранители иначе трактовали произошедшее. Так, в субботу вечером в размещенном пресс-релизе на сайте ГУ МВД по Москве упоминалось, что в конфликте не участвовали работники кладбища, а драка произошла при участии нелегалов. Руководитель департамента торговли и услуг московской мэрии Алексей Немерюк также в интервью СМИ объяснял произошедшее на Хованском кладбище борьбой с нелегальными мигрантами: «Была предпринята попытка охраной кладбища выдворить с территории кладбища нелегальных мигрантов, которые имеют обыкновение прятаться и скрываться от правоохранительных органов», — заявлял он.
В то же время источник в правоохранительных органах сразу после драки рассказывал журналистам, что к конфликту привела попытка заставить рабочих Хованского кладбища платить этнической группировке «дань» на регулярной основе.
Сейчас, по сообщениям СК, в уголовном деле об убийстве и хулиганстве на Хованском кладбище Москвы — 14 фигурантов. Среди них — начальник территориального отделения ритуального обслуживания №3 ГБУ города Москвы «Ритуал» Юрий Чабуев и бывший сотрудник патрульно-постовой службы ОМВД по району Хамовники Никита Мошенко.
Собеседники «URA.Ru» в московском правительстве рассказывают, что случившееся на Хованском кладбище стало серьезным вызовом для окружения мэра.
«Всю первую половину дня там решали, как реагировать и объяснять. Стрельба из автомата Калашникова посреди белого дня в столице — это невероятная история. Но криминальные разборки — это сфера ответственности полиции. А выступить с заявлением — значит разделить ответственность». По словам источника агентства, именно поэтому было принято решение дождаться версии главка МВД и ограничиться сообщением в официальном твиттере мэра Москвы. Напомним, что в нем градоначальник «уверен, что виновные не останутся безнаказанными», а также обещает оказать «всю необходимую помощь правоохранительным органам».
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов говорит, что общественная реакция властей ожидаемо отсутствовала: «Аппаратная реакция при этом была сугубо бюрократической. Что логично — события показали, что похоронное дело (или, по крайней мере, Хованское кладбище) де-факто власти неподконтрольно.
Какой смысл реагировать на новости активов, которые тебе не подконтрольны, — тем более, если это касается заведомо „федеральной“ кавказской темы», — считает политолог.
Руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков прогнозирует, что историю с Хованским кладбищем попытаются использовать против Сергея Собянина. «Но эффект от атак против мэра по этому поводу будет не очень велик», — уверен он.
По официальным данным, в Хованском побоище погибли три человека, еще более 30 получили ранения, в том числе тяжелые. Все пострадавшие были госпитализированы, за жизни троих из них до сих пор продолжают бороться врачи, сообщают в СК. В то же время ранее СМИ со ссылкой на очевидцев писали о 12 погибших в ходе конфликта. Среди них — посетители кладбища.
Источник «URA.Ru» в столичном главке считает, что драка на Хованском кладбище может привести к отставкам в структурах МВД на районном уровне: при этом начальник ГУ МВД по Москве Анатолий Якунин сохранит свой пост.
Впрочем, это не снимает вопросов по поводу эффективности работы полиции. По сообщениям очевидцев, полицейские прибыли на кладбище как минимум через 40 минут после начала конфликта. Кроме того, собеседник ТАСС в правоохранительных органах заявлял, что полиции было известно о назревавшем противостоянии, поэтому последние дни на кладбище постоянно дежурили правоохранительные органы, но в субботу пост был снят. Между тем в Кремле действия силовиков на Хованском кладбище пока считают эффективными: «Меры принимались достаточно эффективные, в том числе в силовом плане, по пресечению этих противоправных действий», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Председатель Общероссийского движения трудовых мигрантов Таджикистана Каромат Шарипов рассказал «URA.Ru», что знал о проблемах мигрантов на Хованском кладбище.
«Я встречался с ними неоднократно, все началось еще четыре года назад. Но власть никак не реагировала. В России отсутствует концепция миграционной политики: трудовые мигранты абсолютно здесь бесправны», — пояснил он.
Политолог Павел Святенков также считает, что мигранты в этой истории, скорее, пострадавшая сторона, а побоище на Хованском кладбище — это следствие более глобальных просчетов: «Отдельные выходцы с Кавказа в нашей стране обладают экстерриториальным статусом — фактически как послы или дипсотрудники: они могут совершать преступления, и им за это ничего не будет. Это порождает наглость и чувство безнаказанности», — считает эксперт. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет, что федеральный центр заинтересован в лояльности северокавказских элит: «Но побоище на кладбище автоматически дает аргумент тем, кто придерживается лозунга „Хватит кормить Кавказ!“. Хотя если завтра перестать его кормить, то там сразу же активизируется запрещенная в России ИГИЛ». Он также указывает на сохраняющуюся проблему неформально особого статуса Чечни.
Один из депутатов Госдумы на условиях анонимности рассказывает «URA.Ru», что, несмотря на все особые статусы, в Кремле есть механизмы жесткого давления на северо-кавказские элиты:
«Без последствий Хованская драка не останется», — уверен он.
При этом официально парламентарии отказались говорить о политических последствиях Хованской драки. Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Олег Денисенко заявил «URA.Ru», что он «не в курсе деталей произошедшего». Другой зампред комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев расказал агентству, что определить виновных в этой истории должно следствие. «Надо посмотреть, что должны были делать представители городских властей, и что они делали в реальности. Точно так же надо посмотреть и на правоохранительные органы. Да, все виновные должны понести наказание, но повторюсь, что их определит только следствие», — подчеркнул Валеев.
Михаил Виноградов считает, что
после Хованской истории есть два пути: усиливать в отрасли ритуальных услуг рыночную конкуренцию или инициировать «разбор полетов „и передел активов по сценарию ‚Хромой лошади‘ и ‚Домодедово‘.
‚Психологически в последние годы между дефеодализацией и рефеодализацией делался выбор в пользу последней‘, — замечает эксперт.
Между тем первые решения уже приняты. В понедельник и вторник Пресненский суд Москвы один за другим арестовал по делу о массовой драке на Хованском кладбище 12 человек. Все они будут находиться под стражей до середины июля.