О том, что Смольный с радостью переуступит первый корпус «Невской ратуши» всем желающим, журналистам 2 марта рассказала глава комитета по экономической политике Елена Ульянова. Потенциального покупателя она назвала «спасителем» – ведь иначе казне придется заплатить группе "ВТБ" не менее 14 млрд рублей за помещения, в которые никто не хочет переезжать.
«Невская ратуша» – типичный проект государственно-частного партнерства времен Валентины Матвиенко. В середине 2000-х годов компания «ВТБ Девелопмент», которую тогда возглавлял сын губернатора Сергей Матвиенко, получила территорию бывшего трампарка в Дегтярном переулке. На его месте инвестор обязался возвести административно-деловой центр, первый корпус которого должен был достаться государству.
По задумке городских властей, сюда должны были переехать часть комитетов и управлений Смольного, которые сейчас разбросаны по городу. Благодаря этому, по подсчетам профильного комитета по инвестициям, бюджетные траты на ремонт и содержание помещений снизились бы в два раза. А чиновники сберегли бы до 6 часов в неделю, которые они сейчас тратят на разъезды между ведомствами: несмотря на то, что на дворе 21-й век, большинство совещаний почему-то проходят вживую, а не через видеоконференцсвязь. Видимо, так надежней.
Административный корпус даже именовали «Смольным-2», а государство, используя коммерческие термины, – его «якорным арендатором». Хотя речь шла не об аренде, а о выкупе помещений. Первоначально 115 тысяч кв.м были оценены в 10 млрд рублей, потом, вместе с инфляцией, стоимость выросла до 12 млрд. А сейчас цена уже достигла 14 млрд рублей.
Команда Георгия Полтавченко, пришедшая в Смольный осенью 2011 года, отнеслась к идее переезда с большим скептицизмом, не видя особого смысла тратить такие колоссальные деньги на то, чтобы пересадить чиновников из одного здания в центре города в другое. Тем более что после переселения город получил бы десяток пустующих зданий и помещений. При Валентине Матвиенко их планировалось продать, чтобы вернуть часть затрат на выкуп. Однако губернатор Георгий Полтавченко не раз демонстрировал, что Смольный будет расставаться с государственным имуществом только в крайнем случае.
В итоге, например, и родились такие смелые идеи, как проект бывшего вице-губернатора по культуре Василия Кичеджи по устройству в «Невской ратуше» Дворца науки и техники школьников. Одновременно с этим механизм, заложенный в концессионном соглашении, продолжал тикать. Город с неохотой исполнял свои обязательства: в 2013 году Георгий Полтавченко определил список из комитетов и управлений, которые должны перебраться в комплекс в Дегтярном переулке. Ведомства, попавшие в этот перечень, выдали застройщику свои пожелания по планировке помещений, а внутренняя инженерная инфраструктура – например телефонные кабели – выбирались из расчета, что здесь будут работать именно государственные органы. То есть, говоря простым языком, должна соблюдаться максимальная секретность.
В 2015 году, когда строительство уже было в высокой стадии готовности, город заложил в бюджете 2 млрд рублей в качестве первого транша за помещения. Однако затем эти деньги изъяли из бюджета: Смольный решил держаться до последнего и официально заявил, что начнет выкупать свою долю только после официальной сдачи комплекса в эксплуатацию. Согласно данным Госстройнадзора, это произошло 29 февраля 2016 года. Теперь группа «ВТБ» должна провести окончательную оценку и предъявить правительству стоимость покупки. Ранее город уже попросил предоставить максимальную рассрочку – до 10 лет. А теперь и вовсе надеется, что кто-то перекупит эти 115 тысяч кв.м.
«Мы надеемся, что если нам придется это выкупать, то с большой рассрочкой. Это наша надежда», – так охарактеризовала текущую ситуацию глава комитета по экономической политике Елена Ульянова.
«То есть может так получиться, что не придется выкупать?» – уточнил корреспондент «Фонтанки».
«Вдруг, например, «Газпром» захочет купить «Невскую ратушу»? Мы же не будем препятствовать такому счастью. Мы принципиально сказали инвестору: если найдется покупатель, то мы не будем против. Наверное, нам было бы удобно сидеть [в "Невской ратуше"], но потратить сейчас 14 млрд рублей на эти цели – это очень много. Конечно, мы соблюдаем законодательство и не можем не выкупить помещения. Если, конечно, не найдутся люди, которые нас спасут», – сказала она.
Отметим, что ситуация с бюджетом действительно тяжелая. Текущий дефицит (58 млрд рублей) близок к предельно допустимому (64,5 млрд рублей). Сейчас идет секвестирование расходов на 5 – 6%, но при этом появляются дополнительные обязательства. Например, в 2016 году город должен будет отдать до 4,5 млрд в качестве компенсации компании «Магистраль Северной столицы», которая строит центральный участок ЗСД. При этом это обязательство, как и в случае с «Невской ратушей», Смольный взял на себя еще при Валентине Матвиенко.
Елена Ульянова подчеркнула, что «Газпром» она привела только в качестве примера: газовая монополия и ее многочисленные «дочки» постепенно переезжают в Петербург из Москвы, арендуя или выкупая офисные здания по всему городу.
Впрочем, глава агентства Colliers Андрей Косарев полагает, что «Газпром» вряд ли захочет покупать помещения в «Невской ратуше» в собственность.
«Они свою стратегию переезда реализуют через аренду и параллельно строят "Лахта центр". Первые объекты в рамках переезда они покупали, но все последние сделки были именно арендные. "Газпром" и так много денег вкладывает в "Лахта центр", у проекта большой бюджет, поэтому нет смысла отвлекать деньги от основного бизнеса», – считает эксперт. Напомним, что самой громкой покупкой стало приобретение «Газпром экспортом» предназначенного под гостиницу здания на площади Островского, 2. Что касается аренды, то, например, «Газпром информ» занял бизнес-центр «Фабрика» у станции метро «Электросила», «Газпром инвест Запад» – «Аэропортсити» рядом с аэропортом, «Газпром Межрегионгаз» – «Тринити» на Петроградской стороне.
Источники «Фонтанки», близкие к «Газпрому», отметили, что в связи с массовым переездом его структур в Петербург в будущем «Лахта центре» действительно увеличена доля офисных помещений для них, однако вопрос покупки еще одного большого офисного центра публично не обсуждался.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что газовой монополии было бы интересно стать собственником помещений в «Невской ратуше».
«Все структуры "Газпрома" явно не поместятся в «Лахта центр», какой-то спрос с их стороны может остаться, и «Невская ратуша» это прекрасный и качественный проект в центре города, где этот спрос можно было бы реализовать», говорит глава агенства Knight Frank Saint-Petersburg Николай Пашков.
«В первую очередь это было бы выгодно самому проекту: замена городской администрации на "Газпром" это вполне равноценная замена. А может быть, даже и лучше, потому что государственная структура является негибкой и зарегулированной, а "Газпром" это акционерное общество, которому было бы проще вести переговоры по выкупу», говорит эксперт.
В группе "ВТБ" не успели подготовить оперативный комментарий относительно заявления Смольного. Собеседник, близкий к переговорам между Смольным и банком, заявил, что речь идет об очень сложном юридическом механизме: в соответствии с соглашением, выкупать помещения должно правительство, но теперь предлагается, чтобы это было другое юридическое лицо. «Пока никто не проводил юридическую оценку, насколько такой механизм возможен», – сказал он.