Президент Владимир Путин и главы крупнейших российских нефтедобывающих компаний приступили к решительным мерам по стабилизации российской экономики. Россия готова присоединиться к группе стран, входящих и не входящих в ОПЕК, одобривших предложение не повышать уровень добычи черного золота в 2016 году и оставить его на уровне января этого года. Ограничения будут введены только при коалиционном решении ряда стран. Окончательное решение по ограничению добычи могут принять в марте на новой встрече министров энергетики и нефти.
В Кремле в совещании под председательством Владимира Путина принимали участие представители нефтедобывающей отрасли — председатель правления «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, глава правления «Газпром нефти» Александр Дюков, президент компании «Башнефть» Александр Корсик, генеральный директор «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов, глава «Татнефти» Наиль Маганов, президент «Роснефти» Игорь Сечин
, глава Независимой нефтегазовой компании Эдуард Худайнатов. Кроме того, на встрече были министр энергетики Александр Новак, руководитель администрации президента Сергей Иванов и помощник президента Андрей Белоусов.
В этом году глава Минэнерго провел целый ряд встреч с профильными министрами нефтедобывающих стран. В феврале на переговорах в столице Катара и прозвучало предложение зафиксировать добычу на уровне января.
В январе в России было добыто 46,006 млн т нефти с газовым конденсатом. Это на 1,5% больше, чем в январе 2015 года. Среднесуточная добыча составляла 10,9 млн баррелей.
До начала совещания, когда уже все сидели за столом, Владимир Путин вызвал к себе Александра Новака для короткой беседы.
— Как министр доложил, все вы с этим предложением согласны, у некоторых даже есть более радикальные предложения (у стран — экспортеров нефти. — «Известия»), но с этим (фиксация добычи на уровне января. — «Известия») точно все согласны. И цель нашего сегодняшнего совещания, цель нашей сегодняшней встречи как раз и заключается в том, что я бы хотел от вас лично это услышать. Вы действительно поддерживаете такое предложение министра? Как вы к этому относитесь? — обратился к руководителям компаний Владимир Путин.
Главы компаний перед камерами промолчали. Только гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов и председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков заулыбались, ведь у этих компаний в январе этого года зафиксирован рост добычи по отношению к январю прошлого года (4,2% и 5,6% соответственно, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса).
Совещание длилось недолго. Министр Александр Новак заверил журналистов, что компании поддержали международную инициативу.
— Это должно дать позитивный результат. Это предсказуемость для участников рынка, это снижение волатильности… На сегодняшний день общий объем перепроизводства составляет 1,5 млн баррелей в сутки. Если сохранить добычу на уровне января, это означает, что предложение не будет увеличиваться. А спрос, который будет увеличен в любом случае, по оценкам экспертов, от 1,3 млн до 1,5 млн баррелей в сутки, он увеличит потребление. За счет этого переизбыток, сложившийся на рынке, в более короткие сроки уйдет с рынка. И рынок стабилизируется, — уверен министр.
Александр Новак отметил, что такая мера может сократить период низких цен на нефть на год, а цены на нефть могут вернуться к показателям $50–60 за баррель.
Уже 15 стран публично заявили о готовности присоединиться к соглашению. По подсчетам министра, в физическом отношении это 73% добываемой нефти, но только в странах-экспортерах.
Формат соглашения еще не определен, предстоит также определить способ мониторинга исполнения договоренностей. Российский министр полагает, что окончательное решение будет принято на новой встрече в марте.
По словам Александра Новака, даже если Иран не присоединится к договоренностям, рынок стабилизируется, так как у Ирана пока очень низкий уровень добычи и для него могут сделать исключение.
— Заморозка добычи как минимум будет способствовать тому, что производители не будут заливать рынок новыми объемами в фанатичной погоне за долей, — считает аналитик ФК «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. Далее все будет определяться финансовой прочностью и производительностью месторождений. В среднем традиционные месторождения теряют 3–5% производительности ежегодно, считает он.
— Соответственно, если остановить поток новых капиталовложений, то за год мировой рынок потеряет 3–4 млн баррелей ежедневных поставок по естественным причинам, — поясняет эксперт.
На заявленных условиях у нефтяников никаких проблем с замораживанием быть не должно, считает глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков.
— Таких опасений нет, учитывая, что в Западной Сибири добыча продолжает падать, — отметил он. — Можно где-то меньше бурить. Это не помешает вводу новых проектов. Например, у «ЛУКОЙЛа» ожидается ввод новых проектов на Каспии. При этом у того же «ЛУКОЙЛа» сильно падает добыча в Западной Сибири.
Обсуждали на совещании у президента и налогообложение. Главы компаний попросили главу государства в среднесрочной перспективе не повышать налоги и сохранить действующую систему налогообложения нефтедобывающих компаний в нынешней рыночной ситуации. Александр Новак заметил, что Владимир Путин услышал позицию нефтяников, но этот вопрос предстоит обсудить с правительством.