26 февраля Владимир Путин освободил Владимира Дмитриева от должности главы Внешэкономбанка и назначил на его место Сергея Горькова. Информация об отставке Дмитриева, возглавлявшего банк 12 лет, появилась за несколько дней до этого на фоне обсуждения объема господдержки ВЭБа. Банку необходимо 1,3 трлн рублей до 2020 года, в том числе и для того, чтобы спастись от дефолта по внешним долгам. В декабре прошлого года Путин в послании Федеральному собранию сообщил, что необходимо «провести расчистку» институтов развития, оптимизировать структуру и механизм их работы. По словам главы государства, многие из институтов развития «превратились в помойку для плохих долгов». «Знаю, что и правительство, и Центральный банк сейчас этим занимаются», — добавил тогда президент. 22 февраля председатель ЦБ Эльвира Набиуллина не исключила, что ВЭБ может стать коммерческим банком и перейти под надзор ЦБ.
В кризис 2008 года ВЭБ превратился в канал для раздачи денег ФНБ. 354 млрд рублей, выделенных на депозиты ВЭБа, перекочевали в последующие два года в российские банки в виде субординированных кредитов, а в прошлом году их разрешили пролонгировать. Сам Дмитриев связывал трудности банка с поступившими свыше директивными требованиями покупать нерыночные активы. Кредитный портфель ВЭБа на 1 января 2015 года — 1,36 трлн рублей, среди самых проблемных долгов — вложения в Индустриальный союз Донбасса, кредиты на спецпроекты и олимпийские стройки и возросший из-за девальвации рубля валютный долг. По проблемным кредитам ВЭБ сформировал резервы, но по Сочи и Украине нужно зарезервировать еще примерно 400 млрд рублей, оценивал Fitch Ratings.
Как Forbes уже писал ранее, одним из наиболее вероятных кандидатов на пост Дмитриева называют зампреда Сбербанка Сергея Горькова. С 1994 по 2005 год он работал с персоналом в банке «Менатеп» и нефтяных компаниях ЮКОС и «ЮКОС-Москва». Последняя его должность в бизнес-империи Михаила Ходорковского — вице-президент по кадровой политике и организационной деятельности «ЮКОС-Москва». Бывшие коллеги по ЮКОСу вспоминают его как хорошего, спокойного менеджера, «без излишней ФСБшности» (Горьков — выпускник Академии ФСБ).
Источник, близкий к акционерам ЮКОСа, говорит, что к Горькову хорошо относился Ходорковский, а тот, в свою очередь, был достаточно «услужлив».
Горьков курировал масштабные социальные и образовательные программы нефтяной компании. В 2001 году в интервью The Russia Journal он рассказывал о программе финансовой помощи 36 000 пенсионеров компании, которые работали в северных районах, а также о молодежном движении «Новая Цивилизация», которая стала одним из самых дорогих социальных проектов ЮКОСа. Участники движения, основанного в 1996 году, своей целью называли изменение России. Главной частью программы были летние лагеря Newlandia. «В лагере Newlandia дети участвуют в собственных «президентских» и «парламентских» выборах, работают в правительстве и на частных предприятиях. Дети, которые в настоящее время имеют свои собственные флаг и эмблемы, получают заработную плату и платят налоги, они узнают, как разрешать конфликты и встать на защиту своих собственных мнений, — рассказывал Горьков. — Мы заботимся о следующем поколении, потому что мы знаем, что в будущем нам нужны хорошие менеджеры. В отличие от старшего поколения они должны иметь новый взгляд на жизнь». Политолог Станислав Белковский прозвал Newlandia «тренировочными лагерями для штурмовиков большого бизнеса». Горьков планировал, что лагеря станут международными, но после ареста Михаила Ходорковского движение и 100 000 его участников лишились финансирования. Сам Горьков после разгрома ЮКОСа уехал в Лондон, где занялся бизнесом. Он входил в совет директоров нескольких компаний — ETON ENERGY LIMITED и The New Muscovy Company Limited. Последняя занималась продажей алкоголя. Но уже в 2006 году Горьков вернулся в Россию.
«Как ему удалось избежать преследования по делу ЮКОСа – самая большая тайна дела ЮКОСа, — говорит один из его бывших коллег. — Подчиненный ему Алексей Курцин (заместитель управляющего делами компании «ЮКОС-Москва», освобожден 7 августа 2012 года после 8 лет лишения свободы) сначала получил 15 лет».
Коллеги по ЮКОСу предполагают, что у Горькова есть покровители из ФСБ.
Бывший юрист ЮКОСа Павел Ивлев говорит, что во время дела компании его экс-коллега никак не пострадал и быстро устроился на новое место, «у него все хорошо при нынешнем режиме».
До 2008 года Горьков был членом совета директоров транспортной группы Fesco, в то время принадлежавшей его бывшему коллеге по ЮКОСу и бывшему министру топлива и энергетики Сергею Генералову. В ноябре 2008 года он перешел на работу в Сбербанк. Годом ранее его возглавил Герман Греф
, и банк начал стремительную реформацию «устаревшей» организации. Была принята пятилетняя стратегия банка по сокращению издержек, согласно которой под сокращение попадал каждый пятый из 270 000 сотрудников банка. За это стал отвечать Горьков, как директор департамента кадровой политики Сбербанка. «Сокращения будут происходить за счет людей разных профессий. Где-то закрываем целые отделения — например, когда два находятся рядом друг с другом. Часть персонала ушла из-за изменения бизнес-процессов, часть повысила квалификацию. Например, операционистки прошли двухнедельные курсы в центральном офисе, чтобы стать универсальными специалистами. В 2009 году обучение прошли в общей сложности 200 000 сотрудников», — говорил он в презентации в Высшей школе экономики. Горьков внедрил систему оценки сотрудников под названием «5+». Каждый сотрудник стал оцениваться по пяти параметрам, от личной результативности до умения работать в команде и ориентированности на клиента. В зависимости от результатов каждый получает оценку от А («звезда») до Е («плохой работник»). Так же при нем в банке были внедрены компьютерные тренажеры и ролевые игры (оценочные и развивающие).
В октябре 2010 года Горьков был назначен заместителем председателя правления Сбербанка и стал курировать «Международные операции» банка. В то время Сбербанк присутствовал только в двух зарубежных странах. К концу 2013 года после трех крупных сделок по покупке инвестиционного банка «Тройка Диалог», подразделения австрийского Volksbank International, а позже турецкого DenizBank количество стран присутствия Сбербанка увеличилось до двадцати. Интересы банка в этих странах представлял Горьков.