Печать на футболках только на первый взгляд кажется низкорентабельным бизнесом. За ним, согласно отчету исследовательской компании Global Industry Analysts (GIA), – будущее.
Чем больше население планеты, тем выше спрос на текстильную печать: к 2020 г. ее объем достигнет 29,8 млрд кв м. Сейчас емкость этого рынка Smithers Pira оценивает в $43 млрд. Статус лидера, как обычно, достанется Азиатско-Тихоокеанскому региону, где ниша текстильной печати растет на 4,4% в год. «Ко» выяснил, как развивается этот сегмент в России.
В круглосуточном режиме
При выборе ниши для стартапа Printio бывший аналитик JPMorgan Chase & Co. в Нью-Йорке Александр Шамис руководствовался прагматическими соображениями. Игра, по его мнению, стоила свеч. Начавшись с печати на футболках, проект за четыре года вырос в сервис нанесения изображений на одежду и сувенирную продукцию со среднегодовым оборотом в 100 млн руб. Что помогло компании занять прочные позиции в своем сегменте?
Учась в Политехническом институте Ренсселера в штате Нью-Йорк на инженера-электрика и инженера по компьютерным системам, Шамис кем только не работал – грузчиком, репетитором, ассистентом профессора, видеооператором хоккейных матчей… Дорогу в крупные компании ему открыла стажировка в Credit Suisse. Практически сразу после ее окончания он устроился аналитиком в JPMorgan Chase & Co. Но спустя 10 месяцев, в апреле 2008 г., вернулся в Москву.
Шамис не планировал долго работать «на дядю». Он еще в студенчестве вынашивал идеи собственных проектов. В партнерстве с другими предпринимателями Александр запустил первые стартапы – сервис по доставке еды Foodik.ru и ресурс для проведения семинаров и тренингов в Интернете Webinar.ru. Через пять лет Foodik.ru, не выдержав конкуренции с «Деливери Клаб», закрылся. Webinar.ru развивается, но без участия Шамиса. В 2010 г. поиск новой идеи для бизнеса привел его в нишу текстильной печати. Он предложил своим знакомым по старшей школе в Бруклине – программистам Максиму Черняку и Юрию Зайцеву – запустить сервис Printio. На старте они вложили около $100 000 личных накоплений и взятые в долг у друзей деньги.
Программисты не хотели открывать очередной интернет-магазин. Если уж ввязываться в дело, нужно создать «высокотехнологичную платформу со сложным редактором». Изначально Printio должен был стать посредником между профессиональными дизайнерами, клиентами и полиграфическими предприятиями. «Мы начинали без своего производства и даже без какой-либо логистики», – вспоминает Александр Шамис. Пришедшему на сайт клиенту предлагали заказать рисунок у профессионального дизайнера, выбрать готовый принт или сделать его самому с помощью онлайн-редактора. Благодаря HTML 5 (сейчас 3D-формату) можно было посмотреть, как изделие выглядит в конечном варианте. Все заказы с сайта попадали в личный кабинет соответствующего производителя, и на этом работа Printio заканчивалась.
«Позже мы стали проводить заказы через себя. Сами их обрабатывали, забирали каждый вечер у производителей, ночью упаковывали и доставляли клиентам», – рассказывает Александр Шамис. В середине 2014 г. он пересмотрел планы развития бизнеса. Printio начал сам производить сувенирную продукцию и текстиль. Покупка нужного оборудования обошлась компании в $200 000. К тому времени стартап привлек $1,5 млн от более 20 инвесторов. Проект поддержали основатель Eruditor Group Егор Руди, инвестор LinguaLeo Игорь Рябенький, партнер Bauinvest Энтони Кэпт, российский венчурный фонд Venture Angels, американский фонд Apaxys Ventures и др. Чтобы привлечь первые посевные инвестиции, в Printio потратили много времени и денег на организацию корпоративной структуры на Кипре, которая, по словам Шамиса, соответствовала требованиям даже самых придирчивых институциональных инвесторов.
«Это было большой ошибкой, – признается он. – Помимо того, что по не зависящим от нас обстоятельствам мы потеряли почти $200 000 во время банковского коллапса на Кипре, теперь регулярно сталкиваемся с ненужной для компании нашего размера рутиной ведения бизнеса». Эти и другие трудности отсрочили выход проекта на операционную самоокупаемость. Дорога до «нуля» заняла почти четыре года. Среднегодовой оборот Printio – около 100 млн руб. 30% выручки обусловлено фактором сезонности – пик запросов приходится на декабрь и февраль. Сегодня компания, в штате которой 40 человек, самостоятельно выпускает до 70–80% товаров, включая текстиль. Но основную часть футболок по-прежнему поставляют Бельгия и Узбекистан.
В месяц сервис продает 5000–10 000 изделий (цена начинается от 630 руб.). «Мы одеваем почти все московские банки и большинство известных IT-компаний на рынке, а также множество ресторанов, баров и любительских спортивных команд», – поясняет Шамис. Главное отличие Printio от многочисленных конкурентов – быстрота обслуживания и богатый ассортимент. Единственная точка в Москве работает круглосуточно, без выходных и перерывов на обед. Чтобы выйти на самоокупаемость, Printio пришлось гнаться за выручкой. В этом году приоритеты, по словам Шамиса, изменятся – сначала компании предстоит улучшить внутренние процессы и расширить ассортимент, потом – удвоить финансовые показатели.
Срочно в печать
Когда родной брат предложил Екатерине Абловой долю в своем интернет-магазине футболок с принтами, она одновременно обрадовалась и удивилась. Юрист по первому образованию (по второму – искусствовед) она несколько лет работала коммерческим директором в сфере недвижимости. Плюсы перевесили минусы: девушка вложила $85 000 личных накоплений в покупку принтера Kornit. «Это мечта любого печатника, must have в сфере текстильной печати», – поясняет она. В Москве, по словам Абловой, машины этой марки легко пересчитать по пальцам – наберется девять, причем две из них принадлежат ее компании Kornit-Print. Эти принтеры позволяют печатать на любой ткани, и даже на натуральной замше, и на всевозможных «носителях» – от футболок до купальников. С новым оборудованием небольшое семейное дело быстро пошло в гору. Сегодня компания полностью переориентировалась на b2b-сегмент, достигнув среднегодового оборота в 14 млн руб.
В 2012 г. бизнес выглядел просто: принтер Kornit, печь для финальной сушки за $20 000, взятая по лизинговому договору, и пятеро сотрудников в печатном цехе. Клиентов основатели проекта находили через «сарафанное радио» и на всевозможных дизайнерских ярмарках и маркетах. В первое время Kornit-Print бралась за любые заказы. «Потребитель цифровой печати на текстиле капризен и требователен. Мы встречали сложных, низкомаржинальных, малотиражных и высокозатратных по времени клиентов. Таких обязательно нужно отсекать, но мы этого не делали, боясь навредить репутации. В конце концов поняли – всем не угодишь, и стали более обстоятельны при работе с новыми заказчиками», – говорит Екатерина Аблова.
Печать в Kornit-Print в основном заказывали дизайнеры. Зная, что в Москве сложно отшить небольшие партии, Аблова запустила швейный цех. Вся первая прибыль ушла на покупку второго принтера Kornit. Сделав ставку на корпоративный сегмент и собственное производство, предпринимательница вывела проект на самоокупаемость за четыре месяца. «Мы стараемся предвосхитить ожидания наших заказчиков, – уверяет она. – Постоянным клиентам, например, предоставляем место для складского хранения готовой продукции или сырья. Начинающие бренды знают, насколько серьезно это позволяет оптимизировать затраты на хранение и логистику».
В команде Kornit-Print 11 человек; кстати, брат Абловой, Александр, вышел из бизнеса. Сейчас он развивает другое, не связанное с текстилем направление. За последний год компания работала на пределе своих возможностей – 5000 отшитых своими силами изделий в месяц и до 500 футболок с напечатанными принтами за смену. «Наша ниша – это заказы в пределах 500 единиц, со сроком исполнения «позавчера» и претензией на премиум-качество», – добавляет Екатерина. Среднегодовой оборот в 14 млн руб. и рентабельность в 32% – хорошие показатели, но в бизнесе, как в марафоне, нельзя останавливаться на подъеме. Следуя этому правилу, девушка намерена к осени увеличить швейный цех до 15–20 сотрудников.
Сейчас всю выручку Kornit-Print ей приходится реинвестировать в расширение – осталось докупить швейное оборудование и вышивальную машину. Помимо решения производственных вопросов, Аблова занимается выпуском собственной линии одежды. Потребители, по ее мнению, наелись китайским качеством и готовы покупать вещи отечественных дизайнеров. «Линейка будет состоять из трикотажного ассортимента, отличаться сложным кроем и хорошей фурнитурой, – рассказывает она. – В ней будут представлены как мужские, так и женские специалитеты, плюс унисекс. Стиль разный: авангард, спорт-кэжуал, клубная одежда».
Тысячи футболок
Основатель компании «1001 футболка» Андрей Хмелевский не скрывает хорошего расположения духа. Дела наконец идут в гору. С момента основания, еще в 2004 г., бывало, что его небольшая компания уходила в затяжное пике, но всегда умело из него выруливала. Сейчас продажи «1001 футболки» растут – свыше 5000 изделий в месяц, – а намерение предпринимателя развивать франшизную историю в регионах сулит укрепление бренда.
«В шесть лет я нарисовал фломастером на футболке жирную цифру 5, и с этого момента началась моя деятельность в нише текстильной печати», – шутит Хмелевский. В 2000 г. он окончил Московский институт электронной техники (МИЭТ). Сразу после выпуска программист устроился в московское отделение American Express, где «пару лет занимался нудной офисной работой». Через два года он бросил работу в иностранной компании ради позиции в фирме, которая занималась организацией образовательных и рабочих программ в США. О своем деле Хмелевский задумался после прочтения книги Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». «После нее я просто уже не мог работать на кого-то», – добавляет он.
«1001 футболка» появилась на свет в 2004 г. На протяжении лет слоган компании остается неизменным – «Быстро печатаем ваши идеи!». Хмелевский стартовал с $200–300 в кармане. На эти деньги он купил телефон с прямым номером и сделал спам-рассылку. Заказы принимал дома. Если вдруг оптовый клиент лично хотел обсудить детали, Андрей просил у знакомых предпринимателей ключи от офиса, а на встрече делал вид, что давно снимает помещение. Первые три года его малый бизнес был связующим звеном в цепочке клиент – субподрядчик. Поняв, что на посредничестве много не заработаешь, он заказал самый дешевый пресс и принтер, печатающий на термотрансферной бумаге.
«Все вложенные средства окупились за неделю, – вспоминает предприниматель. – Правда, через две недели пресс приказал долго жить». Новый принтер для прямой печати обошелся ему в 500 000 руб. Отдельно пришлось докупать режущий плоттер. «Найти поставщиков текстиля было несложно, – вспоминает он. – Тогда Интернет был не так развит, и мы закупали футболки на Черкизовском рынке». Сейчас основные поставки текстиля в «1001 футболку» идут из Узбекистана. В месяц компания из 10 сотрудников печатает свыше 5000 футболок и расширяться не планирует. Хмелевскому достаточно одного пункта выдачи в центре столицы. «Все заказы принимаются онлайн. Нет смысла плодить розничные точки», – считает он.
Среднегодовой оборот бизнеса Андрей не раскрывает. Среди клиентов «1001 футболки» – Сбербанк, Альфа-Банк, РЖД. Самый крупный заказ, вспоминает Хмелевский, – партия из 50 000 футболок для политико-экологического движения «Местные». «Они долго утверждали заказ, поэтому пришлось печатать в последний момент. До сих помню, как мы с конвейера сразу перебрасывали футболки в грузовик», – рассказывает он. За последние несколько лет – до валютного коллапса – рынок текстильной печати, по его мнению, набрал обороты. «Тогда оборудование стоило недорого», – объясняет Хмелевский причину конкуренции. В растущем количестве соперников он увидел дополнительные возможности для заработка. В его планах – продажа франшизы. Сумма паушального взноса будет начинаться с 300 000 руб. За эту сумму франчайзи получат не только «секретные» технологии печати, но и уже готовую клиентскую базу. «К нам поступает приличное количество заявок на футболки из регионов. Мне выгоднее отдать все сохраненные контакты в руки ответственных партнеров», – заключает Хмелевский.
Полный прикид
Анастасия и Рафаэль Ахметовы, создавшие четыре года назад сервис печати изображений на футболках VotPrikid, начали свое дело случайно. После окончания в 2005 г. Волгоградского архитектурно-строительного университета Настя переехала в Москву. Столица быстро научила ее рассчитывать на собственные силы. До того как запустить стартап, девушка работала консультантом по технике в выставочном комплексе Samsung и дизайнером в «Стильных кухнях». Ее будущий муж Рафаэль тоже не сразу нашел свое призвание – сначала был барменом, потом управляющим в сети кафе «ТоДаСе». VotPrikid вырос из фотостудии в Бибирево, которую Ахметовы купили за 200 000 руб. Эта семья ничего бы не добилась, если бы слушала всех, кто говорит «нет». Их увлеченность текстильной печатью в буквальном смысле заражает.
Первый принтер за 600 000 руб. Рафаэль купил вскладчину с двумя друзьями. Всего запуск проекта обошелся ему в 750 000 руб. Оставшиеся после покупки оборудования деньги ушли на аренду закутка площадью 15 кв. м и партию футболок. За все время существования VotPrikid пришлось сменить пять мест. Сейчас студия перебралась в центр столицы. Спустя год она вышла на самоокупаемость. Еще через пару месяцев Ахметовы смогли выкупить доли партнеров, которые составляли по 200 000 руб. каждая. Всю выручку семейная пара вкладывала в оборудование. Первых клиентов искали через Интернет. Социальные сети и рекламные объявления онлайн дали более быстрый результат, чем листовки, которые Анастасия и Рафаэль пробовали раздавать у метро.
Сначала Ахметовы закупали текстиль оптом. «Но футболки с хорошим кроем тяжело найти», – поясняет Настя. Эта причина стала ключевой в решении запустить собственное швейное производство. Однако планы нарушили колебания валютного курса – на время пришлось вернуться к проверенным поставщикам Stark-Cotton и «ТриСар». В месяц VotPrikid изготавливает методом прямой печати около 1000 футболок. Шелкографией Ахметовы занялись недавно, и пока рано подводить итоги. Поэтому цифра 1000 – относительный показатель. «Обычно заказы срочные и могут начинаться от 50 до 10 000 штук», – поясняет Анастасия. Среднегодовой оборот компании она тоже не раскрывает. У VotPrikid разноплановая аудитория – обычные покупатели, которые обращаются с единичным заказом, дизайнеры, малый бизнес и такие крупные заказчики, как Castorama, международный конкурс «Детская новая волна» и «Сибирская корона».
Главным конкурентным преимуществом компании, по словам Анастасии, до сих остается стоимость печати – от 150 руб. Несмотря на кризис, предприниматели стараются удерживать цены на прежнем уровне. Им нет смысла вести ожесточенную борьбу за место на рынке – лучше работать с соперниками сообща. «У всех бывают форс-мажоры: если вдруг сломался принтер, а заказ нужно выполнить в срок, некоторые студии передают его нам», – поясняет Настя. Ахметовым не интересна продажа франшизы. Бизнес окажется на пике своего развития, когда удастся запустить пару магазинов с дизайнерской одеждой под собственным брендом. «Мы больше работаем в удовольствие, чем для заработка», – озвучивает главный принцип семейного дела Настя.