О том, что «дочки» российских банков на Украине в ноябре—декабре 2016 года стали фиксировать активный приток средств новых клиентов в связи с ситуацией вокруг одного из крупнейших банков страны — Приватбанка, рассказали РБК несколько источников, близких к банку.
Отчасти он был стихийным. «Мы не ожидали такого притока, вынуждены были в конце года в срочном порядке наращивать мощности», — сказал один из них. Другой добавил, что часть отделений банка в декабре даже продлевала часы работы, учитывая увеличившиеся клиентские потоки. По словам еще одного источника РБК в одной из украинских «дочек» российских банков, некоторые банки сознательно стимулировали переток, предлагая для привлечения клиентов, в том числе из Приватбанка, более выгодные продукты.
«Переток средств был большим, он приблизился к $1 млрд. Главными бенефициарами этого перетока среди российских «дочек» были Сбербанк и Альфа-Банк», — добавил один из собеседников издания. Еще один собеседник РБК уточнил, что это не предел и итоговый эффект будет виден лишь спустя некоторое время.
Как все было
Информацию источников РБК подтверждают и официальные заявления аналитиков.
«Отток средств из Приватбанка был зафиксирован в конце прошлого года на фоне участившихся слухов о возможной национализации банка. Волатильность продолжилась в первые дни после национализации, однако предоставление государственной гарантии по вкладам физических лиц Приватбанка помогло стабилизировать ситуацию», — сказала аналитик Fitch Ольга Игнатьева. «В условиях нестабильности возможности других иностранных финансовых институтов, в том числе и российских «дочек», выросли», — добавила аналитик Moody's Елена Редько.
Впрочем, бенефициарами ситуации с Приватбанком российские игроки стали наряду с другими участниками рынка.
Официальная осторожность
Украинские банки публикуют отчетность ежеквартально. И отчетность за четвертый квартал пока недоступна. В результате подтвердить тренд цифрами не представляется возможным. В своих качественных оценках банкиры в большинстве своем произошедшее не отрицают, но высказываются о ситуации крайне осторожно.
В Альфа-Банке РБК заявили, что ощутили в конце минувшего года повышенный интерес юридических лиц и частных предпринимателей. «Любые потрясения с банком №1 в любой стране дают хороший шанс остальным игрокам», — добавил представитель Альфа-Банка. Осторожны в оценках и в ВТБ, хотя и говорят о стабильности клиентского спроса. «Говорить о притоке депозитов и росте клиентской базы в «дочках» банков с российским капиталом в ноябре—декабре 2016 года как о тренде нельзя. На фоне постепенного снижения процентных ставок у всех игроков украинского банковского рынка ситуация была достаточно стабильной», — отметил представитель пресс-службы банка. Результат перераспределения клиентских баз и средств, скорее всего, будет заметен не ранее конца первого квартала 2017 года, добавил он. В Сбербанке ситуацию не прокомментировали.
Национальный банк Украины не подтвердил, но и не опроверг информацию о перетоке средств внутри системы из-за национализации Приватбанка. Там ограничились лишь информацией о том, что в ноябре—декабре 2016 года остатки по депозитам населения в платежеспособных банках выросли на 2,7%, а в валюте снизились на 2,6%. «Отток повлекло усиление волатильности на валютном рынке в результате продления действия ситуативных факторов», — уточнил представитель пресс-службы банка.
Первые оценки
И все же первые предварительные экспертные оценки уже есть. По мнению партнера Bain@company Егора Григоренко, для украинских «дочек» Сбербанка и Альфа-Банка приток розничных пассивов составил, видимо, не менее 10–15% от базы на начало года. По некоторым оценкам, речь идет примерно о миллиарде в долларовом эквиваленте. «Теперь вопрос — смогут ли российские банки этих клиентов удержать. Думаю, что в течение минимум 6–12 месяцев смогут: приток был обусловлен в большей мере сравнительно высокой финансовой стабильностью этих банков в глазах потребителей и развитой продуктовой линейкой, а не ценовыми причинами — эти факторы играют довольно долго», — добавил он.