В сети бурно обсуждают возможность контролирования Росрезервом поставок в страну продовольственных продуктов иностранного производства. Речь идет о функциях импортера, закупающего продукцию и поставляющего ее на перерабатывающие предприятия. Такая мысль высказывается в материале экономиста, колумниста Forbes Владислава Иноземцева. Эксперты посчитали, что в данном случае он является "рупором власти" – доносит до общества уже обсуждаемые "в верхах" решения, чтобы подготовить и выяснить реакцию. Росрезерв же попросту таким образом надеется расширить свои полномочия на фоне антироссийских санкций.
Но чего ждать стране, где импортом занимается государственное агентство? На каких условиях, а главное, с кем оно будет работать? Станут ли закупки более прозрачными, а продовольствие - более качественным? Маловероятно. И похоже, что россиянам от таких изменений ничего хорошего ждать не приходится…
Росрезерв как он есть
Прежде чем расширять функции агентства, ему бы, пожалуй, стоило разобраться с уже имеющимися. Дело в том, что по закону Росрезерв занимается управлением единой системой государственного материального резерва. Однако по факту в "управление" входят не только хранение и контроль за материальными ценностями, но также их закупка, гуманитарная помощь, посредничество при поставках…
Особенно интересен последний пункт. По сути, он представляет собой безграничные возможности для хищений как бюджетных средств, так и материальных ценностей. Например, в мае 2017 года правительство выделило Росрезерву 10 млрд рублей на закупку… руды. Металлургией, как не сложно догадаться, ведомство никогда не занималось – оно, как выяснилось, просто предоставляло посреднические услуги по поставке сырья в ДНР и ЛНР.
Интересно, что закупки того же сырья прошли мимо портала госзакупок – то есть открытой информации о них нет, как не было и открытых конкурсов. Поставщик неизвестен. И что-то подсказывает, что им вполне могла оказаться аффилированная компания, а на посредничестве кто-то вполне мог неплохо "навариться"… По крайней мере, прецеденты уже были. Например, в 2016 году замруководителя сибирского управления Росрезерва Илгиз Гарифуллин попался на взятке в виде автомобиля Porsche Cayenne S за 6.1 млн рублей. Автомобиль он получил за организацию победы в закрытом конкурсе на поставку материальных ценностей ЗАО "Ленпромтранспроект" – им ушел контракт на 80 млн рублей!
А как выяснилось немного позднее, Гарифуллин еще и приторговывал российскими мобилизационными резервами – в ход шло все, от ценных деталей до обычных колесных пар. На нем "повисли" 11 эпизодов и взятки на 120 млн рублей. Но мог ли он делать темные дела под носом у руководства без его ведома? Или просто делился, за что на его "шалости" закрывали глаза?
Гогин в беде не бросит?
Возглавляет Росрезерв, давно и безнадежно повязший в коррупции и хищениях, Дмитрий Гогин. Свою карьеру он начинал в 2002 году в "Российской топливной компании", также известной как "Ростоппром". Через Международный банк торгового сотрудничества и банк "Северный морской путь" часть акций госпредприятия в 2004 году, согласно отчетности, заполучили братья Ротенберги. И, видимо, весьма плодотворно сошлись с Гогиным.
Господин Гогин - коррупционный ас?
Теперь он помогает старым друзьям уже на новом посту – например, Росрезерв закупает продукцию у их алкогольных предприятий. Причем объемы и условия поставок все еще находятся под грифом секретности, а значит, там могут оборачиваться такие суммы, которые господину Гарифуллину с его 120 млн откатов и не снились! Заодно и возможность регулировать цены на рынке – очень выгодное сотрудничество, не правда ли?
Впрочем, Гогин вообще друзей не бросает. Если Росрезерву нужно реализовать сельхозпродукцию – а такая необходимость периодически возникает – он обращается к "Русагро" или "Агро-Лайн". Первая принадлежит Вадиму Мошковичу, с которым Гогин, возможно, влияет на рост цен на сахар (естественно, выгодный самому Мошковичу). Второй владеет Алексей Патрушев, племянник секретаря Совбеза Николая Патрушева. Так почему бы не отвесить им продуктов взаймы и совершенно бесплатно?
Поговаривали, что не брезговали бесплатно пользоваться запасами ведомства и Вексельберг, и Дерипаска, и предприятия Козицына. Естественно, официальной выгоды Росрезерву это не приносило. Зато руководству агентства, похоже, было весьма на руку. Этим вопросом уже интересовалась ФАС, но абсолютно безрезультатно – видимо, связи "в верхах", которые так активно налаживает Гогин, имеют слишком большой вес и не чета мнению антимонопольщиков.
"Арбидол" и Донбасс
Особый интерес на фоне информации о связях Гогина вызвала массированная закупка Росрезервом разрекламированного препарата "Арбидол", действие которого вообще не доказано медицинскими исследователями. Продает его компания "Фармстандарт" – и только она могла поставлять его в хранилища ведомства. Очаровательная блондинка Голикова избавила Гогина от проблем?
Вот только с "Фармстандартом" эксперты и политологи связывают бывшую главу Минздрава Татьяну Голикову. И, как шепчутся злые языки, именно она поспособствовала совершению сделки с ведомством Гогина, получив за это энную сумму наличных. А самое интересное, что сейчас госпожа Голикова возглавляет Счетную палату РФ. Возможно, здесь и кроется ответ на вопрос почему Росрезерв никто не прижал к стенке?
Ибо контролировать закупки ведомства у классических борцов с коррупцией возможности нет. Взять одну только гуманитарную помощь, которую из закромов Росрезерва отправляют на Донбасс: никто не знает, что именно туда идет и в каком объеме. И не реализует ли агентство часть резерва "на сторону" ради собственной выгоды?
После этого страшно представить, что случится, если Гогину будет подконтролен еще и импорт продовольствия. Судя по коррупционному опыту ведомства, мясо и молоко растащат еще до того, как оно попадет на перерабатывающие заводы. А россияне останутся ни с чем, но продолжат платить налоги, на которые и живет на широкую ногу Росрезерв…