Правительство хочет регулировать то, чего не знает

Источник
К лету 2018 года законодатели должны определить правила майнинга и продажи криптовалюты, но контролировать ее будет сложнее, чем кажется, считают эксперты.
Последние полгода чиновники спорили: разрешать или запрещать криптовалюты. Точку в этом вопросе поставил президент. Он поручил правительству и Центробанку к июлю 2018 года определиться с законодательным регулированием. Уже звучат предложения о том, чтобы разрешить майнить (выпускать новые единицы криптовалюты — «Росбалт») только юридическим лицам, обложить их налогом, а торговать криптовалютой — как ценными бумагами — на бирже.

Проблема в том, что у производства биткоинов или ему подобных нет единого центра. Система устроена таким образом, что майнить можно кому угодно и где угодно. Что в этом случае можно урегулировать на уровне законодательства отдельно взятой страны, «Росбалт» спросил у экспертов.  

Эмиссия криптовалют принципиально отличается от эмиссии фиатных денег (традиционной валюты — «Росбалт»), отметил генеральный директор и основатель Blockchain.ru Дмитрий Мацук. Выпуск в оборот новых рублей или долларов регулируется на уровне государства путем включения и выключения печатного станка. Выпуск криптовалюты, будь то биткоин или что-то другое, определяется алгоритмом, заложенным при создании самой системы. «Напомню, блокчейн — это система децентрализованная и саморегулируемая. Методы, которыми пользуются регуляторы в отношении национальной валюты, здесь не подходят в принципе», — отметил эксперт.

Криптовалюта изначально не относится к какой-то одной юрисдикции. Фермы по производству биткоинов есть в Китае, в Индии, во многих других странах. «Мы не можем создать такой закон, который позволил бы нам контролировать выпуск новой криптовалюты в других странах. Теоретически можно было бы учредить криптовалюту в рамках какой-то одной юрисдикции, то есть — национальную криптовалюту, но пока успешных примеров мы не видим. Признаться, я даже не знаю ни одного неуспешного примера. Все существующие криптовалюты основаны на принципе децентрализации», — отметил Мацук.

Но если мы не можем повлиять на эмиссию, то, по крайней мере, можем определить, кто будет заниматься майнингом здесь, в России. Так, очевидно, и планируют поступить в правительстве. В частности, уже звучат предложения о том, чтобы разрешить майнить только юридическим лицам.

Блокчейн-консультант и исследователь криптовалют Денис Смирнов считает, что основная часть законодательного регулирования будет касаться скорее торговых операций с криптовалютой или ее конвертации в рубли. По словам эксперта, по этому пути уже пошли Америка, Китай, ряд других азиатских стран. «Речь идет о лицензировании торговых площадок, на которых возможна торговля криптовалютами. Не обязательно получать такую лицензию всем биржам. Достаточно двух или трех аффилированных с государством площадкок на всю страну. Например, Московская биржа уже заявляла о готовности взять на себя торговлю криптовалютами», — отметил Смирнов.

Чтобы рынок криптовалют можно было регулировать, нужно, чтобы все процессы перестали быть анонимными. В системе блокчейн, на базе которой создаются криптовалюты и происходит их майнинг, сделать это невозможно, считает Мацук.

По словам Смирнова, обязательную идентификацию можно ввести на бирже для всех участников торгов. «Многие криптовалютные биржи уже так делают», — заметил он.

Таким образом, легально купить и обналичить криптовалюту в нашей стране можно будет только на лицензированной бирже, и только после идентификации. В этом случае появится возможность налогообложения всей этой истории с криптовалютой, полагает эксперт.

Президент уже поручил Центробанку подумать, как собирать такой налог. «Если майнингом занимается юридическое лицо, со сбором налогов потенциально не будет проблем. Но как отследить тех, кто занимается этим дома? Поручить участковым обойти все квартиры в стране?» — отметил директор по развитию и маркетингу Blockchain.ru Михаил Хренов.

Возникает вопрос — что делать с «домашними майнерами», которые откажутся регистрироваться в качестве юридических лиц. На российскую биржу эти люди выйти не смогут. Но для них по-прежнему будут открыты международные площадки, где нет таких ограничений. Кроме того, они смогут как и прежде расплачиваться криптовалютой за товары и услуги, в том числе полулегальные, считает Хренов. «Я не говорю про наркотики. Но биткоинами, например, можно оплатить VPN — виртуальную частную сеть, обеспечивающую защищенную связь», — заметил он.

«Если мы ограничим обращение криптовалют биржами, возникнет иллюзия, что все под контролем. Но как, например, запретить транзакции рядовым пользователям? Юридически можно, но как отследить? На мой взгляд, совершенно нереально», — считает Мацук.

По его мнению, регулировать криптовалюты по тому же принципу, как это происходит с ценными бумагами, можно только в части ICO. Речь идет о привлечении инвестиций в новый проект с помощью продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют, полученных разовой или ускоренной эмиссией.

«Домашний майнинг будет продолжаться и умрет только тогда, когда станет невыгодным. Реализовать на деле идею запрета майнинга всем, кроме юрлиц, точно не получится», — считает главный редактор Blockchain.ru Иван Волин.

В то же время, в других странах подобных ограничений может не быть. «Так мы сделаем хуже тем майнерам, которые находятся в нашей юрисдикции, ограничим их серьезнее и сильнее, чем конкурентов в других странах», — опасается Мацук.

По мнению ХРенова, законодательное регулирование больше нужно государству, чем самим игрокам. «Государству нужен контроль, нужен сбор налогов. Крипторынок ни в какой помощи не нуждается. Есть вопросы, связанные с ICO и мошенничеством в этом сегменте рынка. Но я полагаю, что это вопрос саморегуляции и самоконтроля отрасли», — считает он.

Налоговый резон у правительства не на последнем месте, согласился Смирнов. Но само по себе появление законодательного регулирования и для рынка — безусловный плюс. Оно позволит юридическим лицам включиться в процесс. «Сейчас большая часть игроков на рынке криптовалюты — энтузиасты. Открыв доступ традиционным инвестиционным фондам, мы тем самым этот рынок серьезно подстегнем в развитии, что неплохо скажется на налоговых сборах», — считает эксперт.

По словам Смирнова, в мире пока нет какой-то единой политики обращения с криптовалютами, которая считалась бы образцом. Каждая страна вступает на неизведанную территорию и пытается выработать свои правила. «Криптовалюты — это авангардная часть новой экономики, которая совершенно точно должна найти точки соприкосновения с экономикой традиционной. Поэтому, думаю, что в будущем законодательное регулирование криптовалют в разных странах во многом будет унифицировано», — заметил собеседник «Росбалта».

Очевидно, что ни эксперты, ни законодатели пока не знают, как регулировать криптовалюты. Например, секретарь Совбеза Николай Патрушев недавно признался, что совет безопасности не понимает, что такое криптовалюта и какие решения по ней стоит принимать. Об этом написали «Ведомости».

Однако президент установил дедлайн. Минкомсвязь, Минфин, Центральный банк, Госдума и правительство — порознь и сообща — разрабатывают правила выпуска и обращения криптовалюты. К 1 июля 2018 года документ должен быть готов.
Персоны Компании
Обзор Telegram: вместе с Ираном против Запада и кризис никогда не кончится
Санкции США толкают РФ к союзу с Ираном, а высшие российские чиновники не хотят верить в окончание кризиса. Поэтому продолжают тратить направо и налево за счет эмиссии.
Между песочницей и железным забором. Что будет с регулированием криптовалют
Россия делает сложный выбор пути регулирования цифровой экономики, какие есть варианты? Стоит ли участникам процесса бояться отсутствия компетенций и ICO, выбрать американскую модель или создать крипторубль?
Почему у Россельхозбанка огромные убытки
Причина проста: банк Патрушевых транжирит государственные средства, раздавая необеспеченные кредиты на сомнительные проекты.
Россельхозбанк покрылся финансовыми дырами
Клан Патрушевых довел финансово-кредитное учреждение до ручки.
На чужих хлебах
Что кроется за арестом совладельца холдинга «Настюша» Игоря Пинкевича?
Разрушительный клан Сергея Иванова
Карьерный взлет "золотого мальчика" Сергея Иванова-младшего закономерно пришел к катастрофе на руднике Алроса в Якутии. Потомственные чекисты не умеют созидать, а обучены лишь диверсиям.
Чем владеет МИД РФ
Санкции санциями, а гольф-клуб — с английским сервисом, а дома — от американской компании.
В России покусились на экспортную монополию "Газпрома"
Комиссия при Совете безопасности РФ предлагает обсудить либерализацию экспорта газа.
Финансовая дыра "Россельхозбанка"
"Россельхозбанк" назван одним из самых надежных банков, но это не соответствует действительности.
Что наша жизнь? «Югра»
Владелец скандального банка Алексей Хотин и его отец Юрий не учли, что кормить придворных — еще не значит стать своим человеком. Подоплека войны ЦБ России и Генпрокуратуры.
«Арктика» легла в дрейф
Атомным ледоколом займутся ФСБ и Генпрокуратура.
Крах «Югры» - сигнал для Грызлова и Патрушевых?
Очередной лопнувший фиансовый пузырь обернется кадровыми перестановками.
Дмитрий Патрушев поставил на счетчик "Антекс"
"Россельхозбанк" под руководством Дмитрия Патрушева пытается обанкротить компанию "Антекс", чтобы по дешевке забрать ее крупнейший торговый центр.
По решению Госдумы информация об имуществе и активах крупных чиновников будет засекречена
В четверг соответствующие поправки приняты в закон о государственной охране.
Бизнес-империя ФСО. Разгром и зачистка
Как связаны между собой аресты неприкасаемых миллиардеров, бизнесменов с «непроверяйками» на лобовых стеклах автомобилей, заместителей министров, крупных региональных чиновников и отставки в руководстве спецслужб.
Большая распродажа Александра Колпакова
Управление делами президента РФ активно распродает государственное имущество равноудаленным олигархам и высокопоставленным чиновникам за копейки.
Непосильным трудом
Судя по декларациям, правительственные чиновники зарабатывают в три раза больше, чем их коллеги в Кремле.
Братство касс: кто заработает на реформе торговли в России
Розыск Интерпола не мешает Владимиру Щербакову вместе со своим покровителем Михаилом Мишустиным осваивать кассовые аппараты всей России.