Фармацевтическая компания "Р-Фарм" вновь победила в 10 аукционах на поставку в российские больницы препаратов против ВИЧ. Всего в конкурсе участвовали 20 госконтрактов на сумму 4 млрд рублей. Примечательно, что эта сумма была выделена дополнительно, из резервного фонда. Причина – сбой поставок лекарств в регионы. Вот только победителя аукциона ранее тоже неоднократно обвиняли в срывах сроков…
Как выяснилось, Репику достались подряды на поставку восьми препаратов: от общего "пирога" он "откусил" больше половины – 2.5 млрд рублей. Еще семь тендеров получили пять фармацевтических компаний, но стоимость ни одного из них даже не приблизилась к миллиарду. Примечательно, что в исходном бюджете на препараты для ВИЧ-инфицированных было заложено 17.6 млрд рублей, 10 млрд из которых получил Репик. Теперь общая сумма расходов Минздрава на эти цели выросла до 21.6 млрд рублей, доля "Р-Фарма", соответственно, до 12.5 млрд рублей.
И тебя вылечат…
В апреле 2017 года "Р-Фарм" уже сорвал сроки по поставкам препарата атазанавир: регионы должны были получить его до 1 мая, однако этого не произошло. Активисты группы "Пациентский контроль" в связи с этим обратились в Минздрав и непосредственно к Репику, но ответа не получили. И только 1 ноября гендиректор фармацевтической компании Василий Игнатьев заявил, что перебои были связаны с проблемами изготовителя – у "Бристол Майерс Сквибб" якобы не было субстанции для производства препарата. Так это или нет, пока выяснить не удалось.
Между тем, в августе Минздрав уже обратился с иском к "Р-Фарму" за срыв сроков поставок: с компании требуют взыскать неустойку за проблемы 2014 года! Сумма неустойки по сравнению с получаемыми Репиком объемами бюджетных средств, правда, критически мала – всего 26.7 млн рублей. Сдается, что любимому Минздраву эти деньги он мог отдать даже без суда.
А размеры получаемых "Р-Фармом" госзаказов действительно поражают: в 2014 году компания получила госзаказов на 32.1 млрд рублей, в 2015 году увеличила эту сумму до 35.6 млрд рублей, захватив 10.6% рынка. Вот только способы получать тендеры Репик использует… весьма своеобразные. Так, группу фармацевтических компаний, куда помимо "Р-Фарма" входят "Протек", "Роста" и "Фармстандарт" заподозрили в сговоре. Компании участвовали в госзакупках по определенной схеме: на каждый конкретный аукцион заявлялись три компании, две из которых к моменту проведения "сливались". В итоге конкурс признавали несостоявшимся, а оставшаяся компания получала тендер по максимальной цене. Остальные же заявки от участников нужны были для того, чтобы заказчик не мог снизить цену закупки в одностороннем порядке.
Репик поднял свой бизнес на нелегально полученных госконтрактах
В 2010 году ФСБ даже возбуждала в связи со сговорами уголовное дело, вот только оно почему-то с места не сдвинулось. Почему? Возможно, в этом сыграли роль стоящие за спиной молодого гения фармацевтики люди?
"Валенок" и ФСБ?
Сам Репик давно говорил, что лучше, если его будут считать "валенком, за которым стоит ФСБ", нежели гением. Но похоже, что эти слова – не скромность, а намек на правду. Так, по версии некоторых источников, семья Репика действительно водит дружбу с силовиками. Предположительно, с ними может быть связана мать Алексея Валерия Даева, которая работала в строительной сфере, дала денег на основание компании своему 20-летнему сыну, а теперь и сама работает на него – отвечает за строительство.
Речь, в частности, идет о возможных связях близких Репика со службой материально-технического обеспечения ФСБ. По данным других осведомленных лиц, Алексей неспроста водит дружбу с Борисом Шпигелем, бывшим сенатором от Пензенской области, а ныне – "акулой" рынка фармацевтических госконтрактов. Поговаривают, что именно Шпигель свел Репика с "нужными" людьми в различных министерствах.
Но и в регионах у "Р-Фарма" есть свои люди. Например, скандал произошел в Ярославской области, где Репик построил свой очередной завод. Выяснилось, что большая часть поставок наиболее "выгодных" лекарств легла на плечи именно его компании. А губернатор Сергей Ястребов стоял горой за компанию и постоянно появлялся в обществе Репика. Позднее выяснилось, что не последнюю должность в "Р-Фарме" занимает дочь Ястребова. Совпадение? Маловероятно.
Голикова за Репика?
Шпигель их свел или нет, но как минимум один человек у Репика есть аж с 2006 года – это бывший министр здравоохранения Татьяна Голикова. Именно при ней "Р-Фарм" начал получать поистине гигантские госзаказы на дорогие препараты для больниц – в частности, по программе "Семь нозологий". Только в 2009 году существующая всего несколько лет фирма выиграла контрактов на астрономические 6.7 млрд рублей!
Голикова продолжает покрывать Репика даже из Счетной палаты?
Именно благодаря программе Голиковой "Р-Фарм" завоевала себе имя и место под солнцем. Затем Репик пошел в Экономический совет при президенте РФ, а Голикова перешла на работу в Счетную палату. Но руки ее тянутся к фармацевтике и оттуда. Ведомство, которое должно пристально следить за деньгами, в том числе и в Минздраве, обходит последний стороной: видимо, силясь не найти там никаких нарушений. Возможно, на определенных условиях: Минздрав делится с Репиком, и министерство не подвергается проверкам.
Кстати, поговаривают, что именно тандем Голикова – Репик стали причиной, по которой 11 человек в клинике им. Гельмгольца полностью ослепли, а еще несколько десятков серьезно пострадали! АО "Ортат", входящее в группу "Р-Фарм", упаковывало и поставляло в больницу препарат "Авастин" – именно он пагубно повлиял на здоровье пациентов. Вообще, его производят в Швейцарии и один укол стоит порядка 10 тыс. рублей. Но вот незадача – швейцарские партнеры компании Репика заявили, что препарат в 2016 году не поставляли… Что тогда кололи ослепшим пациентам клиники? Уже на "нахимиченное" ли на заводе Репикова нечто?
И при всем при этом "Р-Фарму" доверили разработку импортозамещающих вакцин! Это рынок стоимостью в десятки миллиардов рублей и понятно, что его надо было отдать кому-то "своему". Вот только что в итоге будут ставить людям под видом российских прививок?