Слияние одиноких фармацевтов

Источник
На аптечном рынке России намечается слияние двух фармацевтических одиночеств — группы "Марафон" Александра Виновкурова и "Нацимбио", подконтрольной корпорации "Ростех" Сергея Чемезова.
На российском фармрынке происходят поистине тектонические движения – генеральный директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов и президент инвестиционной компании «Marathon Group» Александр Винокуров договорились об объединении фармацевтических активов для создания производителя и поставщика фармпродукции федерального масштаба. В состав объединенной компании войдет дочка «Ростеха» – «Нацимбио», а также дистрибуторские и производственные активы «Marathon Group», в частности дистрибутор лекарств «СИА Групп». Закрытие сделки по объединению активов  планируется завершить до конца текущего года.

Госкорпорация «Ростех» у всех на слуху и новости о ее активности в различных сферах звучат в каждом выпуске новостей, а вот персона Александра Винокурова и его «Marathon Group» малоизвестны широкой публике. Попробуем заполнить данный пробел.

Who is Mr. Vinokurov?

Александр Семенович Винокуров родился в 1982 году в Москве. Высшее образование получил за рубежом – окончил экономический факультет Кембриджского университета, впоследствии получил степень бакалавра и магистра экономики. Применять свои знания начал в инвестиционно-банковском отделе лондонского отделения «Morgan Stanley». Дальше была работа в американском инвестиционном фонде «TPG Capital», А1 (инвестподразделние «Альфа Групп»), «СИА Групп»… На текущий момент Винокуров – управляющий партнер и президент инвестиционной компании «Marathon Group».

Трудовая биография достойна всяческих похвал. В свои неполные 35 лет Александр Винокуров является владельцем крупной диверсифицированной бизнес-империи, включающей в себя предприятия из различных сфер: инвестиции, фармацевтика, производство и даже фитнес-индустрия. И все-то у него спорится, и бизнес только развивается и множится. Но чем же обусловлен успех господина Винокурова?  Неужели талант управленца и чутье финансиста позволили этому амбициозному человеку достичь подобных высот?

Но, не умаляя личностных качеств самого Винокурова, можно добавить простое и до банальности российское объяснение успеха молодого менеджера. Удачно сложившийся симбиоз влиятельного родственника (тестем Винокурова является глава МИД Сергей Лавров) и умелого применения на практике проверенного временем «механизма отжатия» или, проще говоря, рейдерства.

Иностранные инвестиционные фонды: кузница кадров

После работы на «Morgan Stanley» Винокуров получил шанс попробовать себя в крупных аферах. Свой тернистый рейдерский путь молодой выпускник Кембриджа Александр Винокуров начал в 2006 году с работы в американском инвестиционном Фонде прямых инвестиций «TPG Capital», с должности вице-президента и основателя российского офиса. В России данный фонд печально известен рейдерской атакой на руководство торговой сети «Лента». В 2010 году в прессе писалось, что в ходе вооруженного конфликта Ян Дюннинг, представляющий интересы «TPG Capital», занял кабинет генерального директора «Ленты», вытеснив оттуда действующего топ-менеджера Сергея Ющенко. При этом, когда Ян Дюннинг занимал офис «Ленты», его сопровождали несколько десятков человек из ЧОП, а сам офис был взят штурмом – выбитые двери, запуганные сотрудники, слезоточивый газ.

Производственная практика

Отточенные в рейдерские навыки Винокурова продолжали совершенствоваться. По протекции тестя он начал тесно сотрудничать со структурами «Альфа Групп» и занял должность руководителя компании А1 – инвестиционного подразделения «Альфы». Под его непосредственным руководством были захвачены крупные компании «Евродон» «Стройфарфор» и многие другие. 11 июля 2014 года проходная завода «Стройфарфор» в г. Шахты, Ростовская область была атакована группой неизвестных в количестве от 70 до 100 человек, прибывших на двух автобусах. Они были вооружены травматическим и холодным оружием, и вскоре завод был почти полностью захвачен. После этого действующее руководство «Стройфарфора» было отстранено от управления заводом.

По мнению экспертов, в ситуации с «Евродон» Александр Винокуров применил излюбленную рейдерскую схему, которая есть на вооружении «Альфа-Групп» – сначала приобретается блокирующий пакет акций, а впоследствии происходит «выдавливание» законного владельца. Атака же на «Стройфарфор» подтверждает, что Александр Винокуров использует в своем «инвестиционном» бизнесе методы из «лихих 90-х».

Следующей вехой в становлении «молодого и эффективного менеджера» стал корпоративный конфликт «Юлмарта». Между акционерами компании разгорелась небольшая «войнушка». Миноритарии  в конце 2016 года «призвали» на помощь Винокурова. Но когда конфликт закончился, к «Юлмарту» поплыли иски со стороны Сбербанка, содержащие требования банкротства структур интернет-ритейлера, что стало абсолютной неожиданностью. Возможно, это была попытка Винокурова «захватить» компанию, так как через конфликт этого сделать не удалось. Стоит отметить, что Винокуров крепко сошелся с главой «Сбербанка» Германом Грефом и сошелся до такой степени, что Греф открыто предложил Винокурову заниматься проблемными кредитами банка, а если говорить более открыто, выбиванием этих долгов.

Лекарственный интерес: заводы…

Семейным бизнесом Винокуровых всегда была фармацевтика. Отец Винокурова Семен Леонидович давно занимается лекарствами. С августа 1996 по 2004 годы он возглавлял «Первый аптечный склад», принадлежащий Правительству Москвы, а в 2005-2006 годах принимал участие в создании, а потом был директором ГУП «Столичные аптеки», которое объединило 274 аптеки и аптечных пункта, принадлежавших столичным властям.

Было только вопросом времени, когда Александр обратит свое внимание на фармацевтические предприятия и сети. Благо их много и на них можно применять уже известные методы.

Началом рейдерства в фармацевтический сфере можно считать захват «СИА Интернешнл» ныне покойного Игоря Рудинского. Еще в 2015 году активы наследников Рудинского стали объектом информационной атаки. СМИ писали про банкротство Рудинских. У принадлежащего покойному бизнесмену «Нота-банка» была отозвана лицензия. После этого родственники Рудинского фактически были «загнаны в угол». По мнению экспертов, после «отжима» всех конкурентов Винокурова от возможности купить «СИА Интернейшнл», эта компания была продана хозяину А1 «с потрохами».

Стоит отметить, что ранее в покупке акций «СИА Интернейшнл» была заинтересована компания «Р-Фарм», которой владеет известный российский бизнесмен Алексей Репик. Однако, в ноябре 2015 года руководство «Р-фарма» неожиданно решило «повременить» с покупкой акций «СИА Интернейшнл» , и ценные бумаги этой компании перешли к Александру Винокурову. Глава А1 банально «подвинул» хозяина «Р-Фарм» и выиграл борьбу. Очевидно, что господина Винокурова интересовали принадлежащие «СИА Интернейшнл» доли в трех фармзаводах: саранском «Биохимике», курганском «Синтезе» и ставропольском «Биокоме».

…и аптеки

В следующий раз имя Винокурова зазвучало в связи с разбирательством вокруг аптеки «36,6». В свое время аптечную сеть «36,6» приобрел концерн «Россиум», подконтрольный владельцу «Московского кредитного банка» Роману Авдееву. Из информированных источников известно, что Роман Авдеев мог действовать в интересах главы группы А1 Александра Винокурова, который после приобретения в феврале 2016 г. фармкомпании «СИА Интернейшнл» нацелился на приобретение «36,6». Получается, Винокуров чужими руками хотел заполучить аптечный актив?

Но не чистым рейдерством единым множится бизнес-империя. Еще есть механизм судебных атак. 14 марта 2016 года стало известно, что Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти частично удовлетворил иск ООО «СИА-Интернейшнл Санкт-Петербург» о взыскании 894 млн рублей с ЗАО «Фармакор». Из-за подобных исков и прочих проблем сеть аптек «Фармакор» существенно сократилась, что явно приведет к разрушению  бизнеса «Фармакора». А вот в Москве через арбитражные суды дистрибьютор «СИА Интернейшнл» требует с ООО «Статус Фарм», владеющей аптечной сетью «Сердечко», 43,6 млн рублей. Похоже, что господин Винокуров буквально атаковал аптечный рынок.

Очевидно, что методы работы Александра Винокурова неизменны где бы он не работал: в «TPG Capita»l , в А1 или в «Marathon Group». Зачем строить что-то «с нуля», когда можно «отжать». При этом, действуя по принципам «лихих 90-х», господин Винокуров не боится ответственности, так как его высокопоставленный тесть всегда сможет его «отмазать».

Все медицинское так и манит Александра - чтобы помимо силовых захватов  была возможность проведения и информационных войн, он прибрал к рукам самое известное  и авторитетное медицинское бизнес-издание Vademecum. Этот «рупор» медицины позволяет в случае каких-либо нештатных ситуаций донести до медицинского и не только сообщества исключительно нужную информацию. И некогда беспристрастный портал начал «наезжать» на конкурентов Винокурова, создавая плацдармы для будущих атак.

В отечественной фармацевтике складывается интересная ситуация. Винокуров, совместно с «Ростехом» создает крупного игрока. Опыт, полученный Александром за прошедшие годы, позволит быстро и эффективно «консолидировать» рынок, создав монопольное предприятие. Это позволит ему активно участвовать в государственных закупках, счет которых в этой сфере идет на десятки и сотни миллиардов рублей. Другие игроки – «Р-Фарм», «Биокад» и другие, без бюджетных денег будут сломлены или захвачены. Остановится на этом Винокуров, или вспомнит свой опыт разорения, к примеру, торговых сетей? Очевидно, что его связи позволят многое. А в «случае чего» влиятельный тесть Сергей Лавров и друг семьи Сергей Чемезов сделают все для защиты своего юного дарования.
Персоны Компании
Дворцовые нравы Рустама Минниханова
Как и подобает российскому чиновнику, живущему за счет налогоплательщиков, глава Татарстана обитает в пошлой роскоши.
МАКС остался на своей земле
Самолеты не перелетят из Жуковского в Кубинку.
В ведомстве Сергея Шойгу расплодились воры и казнокрады
Высокопоставленные чиновники Минобороны посыпались как карточный домик. Накануне был задержан руководитель продовольственного управления Минобороны Александр Бережной. Не исключено, что он даст показания на замминистра Дмитрия Булгакова. Приведет ли цепочка к Шойгу?
Три жизни СТС: что ждет медиахолдинг, который лишился иностранцев
В 2000-х «СТС Медиа» первым из российских медиахолдингов провел IPO на Западе, но первым же и пострадал от закона о «национализации» СМИ. Как изменился бизнес, который когда-то считался главной историей успеха в российских медиа?
«Мегапроекты в Арктике без прямого участия государства невозможны»
Глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша о том, чем ледоколы похожи на трубопроводы.
«Ростех» поддержал банкротство КТЗ
Госкорпорация не верит в финоздоровление концерна.
Концерн "Тракторные заводы" может стать банкротом
ВЭБ готов отказаться от спасения должника.
Без Шанцева: почему Владимир Путин сменил нижегородского губернатора
Во вторник президент назначил главой Нижегородской области Глеба Никитина, бывшего замглавы Минпрома. Новый губернатор обещал обеспечить легитимные президентские выборы и «консолидацию» в регионе.
Первый среди РАН
Главой Академии наук стал Александр Сергеев.
Обзор 18 - 24 сентября: криминал, банкротства и отставки
Бурная неделя вместила в себя крах еще одного банка, задержание лидера «Христианского государства», появление списка будущих отставников-губернаторов и публикации о перестрелках, связанных с бизнес-интересами экс-супруги госолигарха.
Губернатор-ревизор
Новый и.о. губернатора Самарской области Дмитрий Азаров намерен проверить все контракты своих предшественников.
Ревизор из сената: чего ждут в Кремле от нового главы Самарской области
В понедельник руководителем Самарской области вместо Николая Меркушкина стал ранее конфликтовавший с ним сенатор Дмитрий Азаров. Он пообещал достроить «Самара Арену» и провести «полную ревизию» работы предшественника.
Сергей Собянин проплатил стоп-лист журнала «Профиль»
Общественности стало известно, на какие темы и о каких людях журнал не пишет.
Самарская область отсменялась первой
Николай Меркушкин открыл новый сезон губернаторских отставок.
Десять глав регионов могут уйти в отставку на этой неделе
На этой неделе может начаться серия отставок глав российских регионов, хотя они об этом еще не знают.
Роднички энергии: как связаны РАО ЕЭС, Марина Сечина и санаторий в Кашире
Связанный со структурами бывшей жены Игоря Сечина санаторий «Каширские роднички» стал причиной перестрелок не из-за статуса лечебно-оздоровительного центра. В дальнем Подмосковье столкнулись интересы крупных энерготрейдеров.
Что ждет Бинбанк и хватит ли запаса прочности Промсвязьбанку
Центробанк согласился санировать Бинбанк и связанные с ним кредитные организации через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС). Собственники Бинбанка Микаил Шишханов и Михаил Гуцериев, похоже, смирились с происходящим. Но основные проблемы банкиров еще только поджидают.
«Чемоданные настроения»: из-за чего уйдет в отставку самарский губернатор
Губернатор Самарской области Николай Меркушкин уйдет в отставку в рамках предстоящей ротации губернаторского корпуса, сообщили источники РБК. К главе региона много претензий — от проблем в экономике до внутриэлитных конфликтов.