Четыреста тысяч документов из реестра юридических лиц Багамских островов (Bahamas corporate registry) оказались в публичном доступе. Информация доступна о гражданах более сотни стран, решивших использовать эти острова в Карибском море в качестве места для регистрации своих фирм. Среди них промелькнули фамилии, связанные с «Ростехом». Что это - оплошность архитекторов схем, ловкость иностранных шпионов, или очередной вборс черного пиара против нашей страны?
Об утечке этого информационного массива известно давно, и некоторые данные из него публиковались на специализированном ресурсе OCCRP. Но на публикацию полных сведений решилась лишь организация с названием Distributed Denial of Secrets, сокращенно — DDoS. DDoS занимает по отношению к секретным данным радикальную позицию, по сравнению с сообществом журналистов-расследователей OCCRP, которые опубликовали большую часть разоблачений, сделанных на основе утечек регистраторов из разных офшорных юрисдикций.
Среди опубликованных документов оказались материалы компании Real Estate Holding Ltd, в учредителях которой называется группа «одесских логистов» - специалистов, будто бы доставляющих оружие в разные точки земного шара. Например, известные в профессиональном сообществе имена - Борис Коган, Борис Колесниченко, Юрий Махлайчук, Игорь и Александр Урбанские, а также женщина по фамилии Богдан.
Но сейчас в этом списке нас интересует Борис Коган. И даже не столько потому, что в России ссылки на почти все украинские сайты заблокированы, ведь с иностранного IP познакомиться с этими почтенными бизнесменами все равно можно.
Прежде всего Борис Коган любопытен из-за своей связи с российским экспортом вооружений. Дело в том, что это может бросать тень на организации, выполняющие важнейшие государственные поручения. Монополия на экспорт вооружения принадлежит российской корпорации «Росвооружение», что входит в периметр бизнеса «Ростеха».
Эволюция таксиста из Одессы
Борис Коган любил Одессу, и жил там несмотря на то, что обладал американским гражданством. Он также любил море - настолько, что приобрел океанскую яхту Lady K, предыдущим владельцем которой был Борис Березовский.
Любовь к Одессе и к морю имела для Бориса Когана и вполне разумное объяснение - он был профессионалом высшего класса в области морских перевозок. Занимался он в том числе доставкой военных грузов. По-видимому география поставок грузов государственной важности была крайне велика, связанным с ним организациям приписывали поставки в Сирию, Китай и другие страны.
Борис Коган пришел в лигу серьезных предпринимателей с позиции обычного таксиста. Правда таксистом он работал в Одессе советского времени. В которой, как известно, не было «просто таксистов». Каждый из местных водителей по факту представлял из себя индивидуальный бизнес, процветающий в жестких условиях советской системы. Так что в чудесной трансформации Бориса Когана чудо оказалось вполне обычным, совпавшим с наступлением эпохи перемен. С то лишь разницей, что объектом транспортных и торговых операций, похоже, стали самые разные варианты оружия и техники.
Почти семейный бизнес
Переквалификация Бориса Когана произошла благодаря установлению им тесных связей с компанией «РТ-Логистика» (также входит в периметр бизнеса госкорпорации «Ростех»).
Эта история началась примерно в 2007-м году, и совпала с назначением главой «Рособоронэкспорта» Анатолия Исайкина - доверенного лица Сергея Чемезова.
В последующих публикациях Бориса Когана часто называли чуть ли не совладельцем «РТ-Логистики». В документах самой компании он фигурировал аффилированным лицом в качестве члена совета директоров. Но долей компании у него отражено не было. Последние публичные данные о составе акционеров АО «РТ-Логистика» датированы сентябрем 2016 года. На этот момент контрольный пакет акций (51%) был у «Ростеха», остальные 49% принадлежали ООО «ТрансХолдинг Логистика» (ТХЛ) - очень странной компании, имеющей статус микропредприятия.
Созданное в 2010-м году ООО «ТрансХолдинг Логистика» в настоящее время имеет более краткое название - ООО «ТХЛ». Микропредриятием оно считается с 2016-го года на том основании, что его среднесписочная численность сотрудников составляет 1 (один) человек.
Таковой является Матвеева Вера Юрьевна, которая руководит этим предприятием с 26 марта 2013 года. А самой компанией с 19.12.2015 года единолично владеет Елена Николаевна Худякова, ей принадлежит 100% долей «ТрансХолдинг Логистика». Но сейчас название сократилось до краткой версии - «ТХЛ». Елена Николаевна участвует в еще одном обществе - с очень похожим названием - «ТХН» (полная версия - «Трансхолдинг Недвижимость»). Ей принадлежит 1% долей в ООО «ТХН», остальные 99% - принадлежат… «ТХЛ». Есть основания предполагать, что речь идет о пресловутой «русской матрешке» - любимой форме организации отечественного бизнеса. Даже если системным элементом такой организации является госкорпорация. Зачем «Ростеху» понадобилась связка с «ТХС-ТХН»? Возможно, была задача скрыть от недругов какие-то операции. Однако Елена Худякова фигурировала в материалах, посвященных личным активам окружения руководителя «Ростеха».
Эта микрокомпания с семейным уклоном, тем не менее, стала полноценным партнером госкорпорации. Более того, где-то в ее глубинах был закопан интерес одесского логиста Бориса Семеновича Когана. В ленте новостей, размещенных на сайте «Ростеха», есть уникальное сообщение, в котором рассказывается о новой системе корпоративного управления, суть которой сводилась к привлечению независимых директоров из числа признанных специалистов.
В этой же новости был упомянут состав директоров АО «РТ-Логистика». В него, помимо владелицы ООО «ТрансХолдинг Логистика» Елены Худяковой, вошли Владимир Литвин, Сергей Чесняк, Жанна Скорина и… Борис Коган. Кандидатуры в совет директоров обсуждались в июне 2014 года - полным ходом шла война на Украине, но «Ростеху» по каким-то причинам был особенно дорог логистический эксперт из Одессы.
Одесса-сеть
Причины такой важности раскрыты в исследовании под названием «Odessa network». Его готовили несколько человек из компании C4ADS - «Центра современной обороны», которые специализируются на сборе и анализе открытых данных. В нем авторы пытались показать, что главным окном для Рособоронэкспорта во внешний мир стал порт Октябрьск. Построенный после войны рядом с портом Николаева оружейный порт Октябрьск еще в советские времена выполнял специфические задачи по оперативной переброске вооружений в разные точки планеты. Отсюда, например, уходили ракеты на Кубу, которые стали причиной Карибского кризиса. Появление на карте независимой Украины не особо изменило ситуацию - порт сохранил свое предназначение, а доступ к нему обеспечивал владелец Вадим Новинский, российский гражданин, ставший украинским громадянином и хозяином порта.
Доклад, опубликованный в сентябре 2013 года, засветил множество поставок вооружения в горячие точки. Особенно важными авторы доклада считают поставки в Иран и воюющую Сирию.
Впрочем, уже через пару месяцев после публикации «Odessa network» улицы Киева оказались в огне, который потом захватил и саму Одессу. Смена власти и установление внешнего контроля над Украиной сильно изменило всю ситуацию в экспорте из Октябрьска. В 2016-м году порт переименовывают в Ольвию, и начинают превращать в пункт отправки сельскохозяйственных грузов. В январе 2020-го года Ольвию отдают в концессию катарской корпорации Qterminals на 35 лет, которая вряд ли рискнет заняться перевозкой опасных грузов. Эту трансформацию сам Борис Семенович Коган не застал: в октябре 2017 года он скоропостижно скончался.
А «РТ-Логистика» попыталась войти в порт Севастополь, чтобы (вероятно) превратить его в «новый Октябрьск».
Рособоронэкспорт в Лондонграде
Тайные связи и контакты Рособоронэкспорта не изучены до конца. Но даже те следы, которые более-менее открыты, не могут не вызвать настоящего изумления.
Напомним, в ноябре 2007-го года компанией (сначала в форме ФГУП, с 2011 года - в форме ОАО) руководил Анатолий Исайкин. Он покинул «Ростех» в декабре 2016 года.
Уход Анатолия Исайкина с позиции руководителя оружейной монополии последовал за регистрацией в Лондоне корпорации с «говорящим» названием JSC Rosoboronexport LTD.
Она была учреждена 4 июля 2016 года, 100% акций принадлежало корпорации Rostec. Что это, неаккуратное прикрытие или намеренная провокация?
В качестве юридического адреса эта корпорация указала дом 24 по улице Усачева в Москве. Сейчас по этому адресу располагается дополнительный офис Новикомбанка - расчетного центра империи «Ростеха». В июле 2016 года «Ростех» стал единственным владельцем Новикомбанка, который к этому времени уже оказался в санкционных списках Минфина США.
Имя Anatoly Isaykin с контактным адресом в Лондоне фигурирует в числе директоров JSC Rosoboronexport LTD. Согласно реестру британских фирм, он продолжает занимать этот пост и сегодня. А Rostec по-прежнему владеет всеми акциями этой компании.
Кроме Исайкина у британского JSC Rosoboronexport LTD было еще семь директоров; в этом списке фигурировали имена Ivan Goncharenko, Sergey Goreslavsky, Boris Kalenov, Andrey Kondratiev, Sergey Ladygin, Igor Sevastyanov и Vadim Vostokov.
Эти имена (в кириллической транскрипции, конечно) носят люди из числа руководителей оборонэкспорта. За одним исключением. В июле 2016 года «Рособоронэкспорт» с прискорбием сообщил, что заместитель генерального директора АО «Рособоронэкспорт» Вадим Юрьевич Востоков скоропостижно скончался на 55-м году жизни.
Имя Вадима Востокова фигурировало и в другой утечке документов: в марте 2014 года хакеры, причисляющие себя к движению Anonymous, выложили в сеть переписку сотрудников «Рособоронэкспорта» с посольством Индии в Москве и рядом индийских оборонных компаний. Среди документов встречались материалы, подписанные Гончаренко и Востоковым. В июле 2019 года компания JSC Rosoboronexport LTD перешла в так называемый спящий режим, сохранив в этом режиме один миллиард фунтов стерлингов в виде акционерного капитала (10 млн акций по сто фунтов).
Все они принадлежат «Ростеху». Похоже на сейф, который придумала себе госкорпорация на территории Объединенного королевства, буквально под носом у тех, кто отвечает реализацию санкций. Почему иностранцам удалось выявить связи? Была ли эта конструкция построена для государственных или личных задач? На некоторые вопросы мы ответ узнаем не скоро.