В уголовном деле о трагедии в 242-м учебном центре ВДВ в Омске (войсковая часть 64712), где при обрушении перекрытий казармы погибли 23 человека, фигурируют уже три статьи: «Халатность», «Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ» и «Превышение должностных полномочий». Его фигурантами могут стать строители из компании ООО «Ремэксстрой», члены комиссии Минобороны и представители ОАО «Славянка». Уже известно, что первые провели реконструкцию здания с недостатками, вторые приняли его в таком виде в эксплуатацию и разрешили селить в него людей, а третьи — обслуживали недострой. По мнению экспертов, обрушение могло произойти из-за усталости несущих конструкций здания, которое построили 40 лет назад.
Расследование причин техногенной катастрофы в войсковой части 64712 в поселке Светлый на окраине Омска ведет Главное военное следственное управление (ГВСУ).
— По факту обрушения части казармы войсковой части 64712 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 293 УК («Халатность»), ч. 3 ст. 216 УК («Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ»), ч. 3 ст. 286 УК («Превышение должностных полномочий»), — рассказал «Известиям» официальный представитель СКР Владимир Маркин.
Фигурантами дела могут стать строители, должностные лица Минобороны и его «дочек», которые принимали казарму после реконструкции, а также представители компании-эксплуатанта. В рамках этого дела следователи уже задержали заместителя командира 242-го учебного центра ВДВ по хозяйственной части, а также провели обыски в нижегородском ООО «Ремэксстрой».
По предварительным данным, обрушение центральной секции четырехэтажной казармы началось с крыши. Тяжелая плита сползла на стены, которые, в свою очередь, сложились, как карточный домик. В тот момент в здании находилось 337 человек, из которых 45 оказались под завалами. Подобные разрушения могли произойти из-за общей усталости конструкции или незаконного демонтажа несущих перекрытий.
Реконструкция здания казармы, построенного в 1975 году, началась весной 2013 года. Состояние здания было плачевным: между стеной и кровлей образовалась большая щель, через которую зимой в здание набивался снег, а боковая стена отходила от кровли на 20 см.
Заказчиком выступало Минобороны, генподрядчиком — компания «Спецстройинжиниринг», а подрядчиком — СМУ № 916 ФГУП «ГУССТ № 9 при Спецстрое России». Реконструкцию вело ООО «Ремэксстрой». Эксплуатантом здания стало ОАО «Славянка».
По данным следствия, в декабре 2013 года, когда в здании еще шли строительные работы, перед руководством части встал вопрос о размещении курсантов на зиму. 10 декабря собралась комиссия, она обследовала здание, но существенных нарушений тогда не выявила. Замечания были по кровле и плохому состоянию слаботочной системы. По одной из версий, «косяки» оставили непрофессионалы: проверяется информация о том, что на стройке работали наркоманы и алкоголики из местного реабилитационного центра.
Несмотря на эти недоделки, комиссия решила принять здание в эксплуатацию. Акт подписали начальник технической инспекции филиала управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЦВО Марочкин, замкомандира 242-го учебного центра ВДВ Пархоменко, cтарший инженер-инспектор УЗКС ЦВО Криворучко, главный специалист «Спецстройинжиниринга» Годнюк, главный инженер «Славянки» Русанов и начальник СМУ № 916 ФГУП «ГУССТ № 9 при Спецстрое России» Титарев.
— В декабре 2013 года всеми заинтересованными сторонами — заказчиком, субподрядчиком и эксплуатантом — был подписан протокол о возможности эксплуатации здания. При этом комиссией был выявлен ряд замечаний, не касающихся несущих конструкций здания, как то: трещины в шпаклевке, устройство плинтусов и другое, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Спецстроя. — Претензионная работа с компанией-подрядчиком ООО «Ремэксстрой» продолжается до сих пор.
ООО «Ремэксстрой» должно было устранить все выявленные недостатки до июля 2015 года, однако, судя по всему, строители сделать это не успели.
Нарушения в здании мог заметить и компания-эксплуатант. Согласно строительным нормам, закрепленным Госкомархитектурой еще в 1990 году, эксплуатант обязан проводить общие осмотры здания дважды в год: весной и осенью. Эксплуатант должен осматривать крышу каждые три месяца, деревянные конструкции — каждые полгода, панели и межпанельные стыки, а также каменные и железобетонные конструкции — каждый год. Полы осматриваются раз в год, стальные закладные детали с антикоррозийной защитой — каждые 3 года. Более того, выявленные проблемы в узлах здания должны, согласно той же норме, быть устранены в срок до 5 дней (максимум). В случае с трещинами в стенах или иных признаках нарушения целостности стен предельный срок устранения составляет одни сутки.
Однако в Минобороны заявляют, что «Славянка» не имела отношения к трагедии под Омском.
— «Славянка» не занимается реконструкцией зданий, поэтому не могла знать о глубинных проблемах, которые привели к трагедии, — рассказал источник «Известий». — «Славянка» — это всего лишь большой ЖЭК, который по контракту с Минобороны эксплуатирует объекты — убирает помещения, следит за трубами, водоотводом, энергосистемами, вставляет стекла, подкрашивает стены. То, что представители «Славянки» подписали акт, говорит лишь о том, что они взяли здание на свое обслуживание.
Он также пояснил, что Минобороны как заказчик контролирует исполнение работ со стороны «Славянки», и только после этого оплачивает счета.
Компания «Ремэксстрой» была зарегистрирована в 2005 году в Нижнем Новгороде на улице Ошарской и специализировалась на строительстве и отделке помещений. С 2009 года и до настоящего времени единственным владельцем и гендиректором компании числится Александр Дорофеев. До этого гендиректором фирмы являлся Денис Бирюков, а владельцами — Денис Казаков и Владимир Молев. Они вышли из числа совладельцев одновременно. С 2006 по 2014 год фирма регулярно получала крупные контракты от Минобороны и МВД на строительство и ремонт разных объектов.
К компании уже возникали претензии — как со стороны заказчиков, так и со стороны проверяющих. Например, только в Нижегородской области «Ремэксстрой» выступала ответчиком по девяти арбитражным искам. Местный Госстройнадзор неоднократно привлекал «Ремэксстрой» к административной ответственности за нарушения планов строительства. Так, в 2013 году инспекция Госстройнадзора взыскала с фирмы 60 тыс. рублей за отступление от проектной документации при строительстве военной части Внутренних войск МВД № 7408. В 2015 году ВВ МВД подали к компании иски на 5,4 млн рублей. Силовиков не устроило, как были проведены работы по ремонту и строительству в войсковой части № 6907 в Нижнем Новгороде.
ОАО «Славянка», которая эксплуатировала злополучную казарму, также регулярно упоминалась в различных скандалах. Холдинг был учрежден приказом министра обороны в апреле 2009 года. Сейчас «Славянка» является крупнейшим коммунальным холдингом, управляющим и эксплуатирующим объекты Минобороны — казармы, дома, военные городки. В 2013 году у холдинга было 52 региональных филиала и около 40 тыс. сотрудников. Активы «Славянки» тогда оценивались в более чем 30 млрд рублей.
В 2012 году СКР возбудил сразу несколько уголовных дел против тогдашнего главы холдинга Александра Елькина и других его подчиненных. Их обвинили в фиктивных работах по обслуживанию зданий, девяти эпизодах коммерческого подкупа, мошенничества и отмывания денег. Сейчас расследуется 25 уголовных дел, в которых упоминаются ОАО «Славянка» и ОАО «Оборонсервис».
Недавно ГВСУ сообщало о новых эпизодах в деле «Славянки». Речь идет о фиктивных контрактах на ремонт объектов Минобороны в Подмосковье на сумму 400 млн рублей. В июне 2015 года по материалам военной прокуратуры Северного флота против руководства одного из филиалов «Славянки» возбуждено свыше 20 уголовных дел.
По мнению экспертов, обрушение могло произойти из-за усталости несущих конструкций казармы.
— Обрушение пошло с верхних этажей, а следовательно, дело не в фундаменте, — рассказал «Известиям» управляющий делами Международной ассоциации союзов архитекторов Евгений Колесов. — Судя по характеру разлома арматуры, возможной причиной обрушения является усталость металла и общий износ конструкции.
Усугубить ситуацию, как считает Колесов, могли и внутренние работы по обустройству полов.
— Не исключено, что при выравнивании полов их залили тяжелым бетоном, что дополнительно усилило нагрузку, — отметил он.
По мнению экспертов, участившиеся ЧП и аварии в Минобороны связаны с тем, что исполнение контрактов там трудно контролировать.
— Мы получали массу сигналов о хищениях средств, связанных со строительством и ремонтными работами в армии, особенно в казармах, — рассказал «Известиям» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Фактически реализуется такая модель: деньги поступают, затем воруются различными консультационными службами, а казармы восстанавливают силами солдат или случайных людей. О каком качестве может идти речь?
По словам Кабанова, наказание по таким случаям настигает виновных крайне редко: очень сложно доказать, что ремонт делали солдаты, потому что по документам все чисто, а должной системы проверок не организовано. Территория части закрытая, и никакие независимые проверяющие структуры извне в часть просто так не попадут. Поэтому, считает Кабанов, необходимо отстроить внятную систему многоуровневого контроля и исключить из нее руководство воинских подразделений.