Узбекское дело: почему МТС и VimpelСom обвиняют в многомиллионных откатах

Источник
Ради того чтобы делать бизнес в Узбекистане, МТС и VimpelСom могли откатить местным властям сотни миллионов долларов — американские следователи насчитали подозрительных сделок более чем на $0,5 млрд.
Арест $300 млн

Окружной суд США по Южному округу штата Нью-Йорк в конце июня арестовал $300 млн на счетах компаний, которые связаны с расследованием о сделках МТС и VimpelСom на телекоммуникационном рынке Узбекистана. Суд принял свое решение по иску, с которым 29 июня обратился минюст США, — он попросил заблокировать счета компании Takilant в Bank of New York Mellon в Бельгии, Ирландии и Люксембурге. РБК изучил иск минюста.

Американские следователи подозревают, что МТС и VimpelСom через подставные фирмы платили взятки местному чиновнику, который предположительно является родственником президента Узбекистана Ислама Каримова, а в обмен получали доступ на телекоммуникационный рынок среднеазиатской республики. Имя чиновника в материалах дела не называется — в исковом заявлении (есть у РБК) он фигурирует как «правительственный чиновник А». Судя по материалам расследований (см. врез), речь может идти о дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой. В иске фигурируют два лица, которые известны своей близостью к Каримовой: гражданский муж Рустам Мадумаров ​(описывается как бойфренд) и близкая подруга Гаяне Авакян.

«Мы знаем о действиях правительства США по обращению взыскания на средства, частично связанные с Takilant, — рассказал РБК представитель VimpelСom Артем Минаев. — Как мы раскрывали в сообщении комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), VimpelCom сотрудничал с Takilant в прошлом, это было связано с работой компании в Узбекистане. Мы продолжаем сотрудничать с властями в расследовании, но не можем комментировать его ход, учитывая, что оно продолжается». Представитель МТС от комментариев отказался.

Как следует из документа, в период между 2004 и 2011 годами как минимум две телекоммуникационные компании — МТС и VimpelCom — перечислили более $500 млн компаниям, бенефициаром которых был «правительственный чиновник А», чтобы использовать влияние этого чиновника на телекоммуникационном рынке Узбекистана.

В документе приводится подробный перечень подозрительных, по мнению следствия, сделок и денежных переводов между МТС, VimpelCom и рядом офшоров — гонконгской фирмой Expoline и гибралтарскими Takilant и Swisdorn. Expoline и Swisdorn​ аффилированы с Мадумаровым, Takilant — с Авакян, таким образом правоохранительные органы США делают вывод, что все они «близки к правительству Узбекистана».

Полученные от телекоммуникационных компаний средства офшорные компании вкладывали в четыре инвестиционные структуры First Global Investments, которая зарегистрирована на Каймановых островах (все четыре структуры в иске объединяются общим названием FGI Portfolios). Инвесторами FGI Portfolios были все те же офшоры Swisdorn, Takilant, Expoline. Общая сумма, переведенная операторами в FGI Portfolios, судя по информации в иске, составила $277 млн.

Претензии к МТС

Минюст США насчитал между МТС (в том числе ее «дочками») и структурами, якобы аффилированными с Каримовой, минимум восемь спорных сделок на общую сумму $380 млн.

В частности, МТС вышла в Узбекистан в 2004 году через покупку лидера местного рынка, оператора «Уздунробита». За 74% акций узбекской компании российский оператор заплатил $121 млн, однако сумма покупки распределилась неравномерно: за 33% акций МТС заплатила $100 млн офшору Swisdorn, а за 41%, принадлежавший американской International Communication Group («дочка» пакистанской Arfeen Group), — лишь $21 млн. Таким образом, вычислили следователи, цена для американского продавца и для дружественных Каримовой структур различалась вшестеро.

Более того, как следует из искового заявления, у Swisdorn был пут-опцион (опцион на продажу), позволявший продать МТС оставшуюся часть акций «Уздунробиты» за $37,7 млн. Этот опцион российский оператор реализовал в 2007 году, причем за 26% акций узбекского оператора МТС заплатила $250 млн, то есть цена выросла еще вшестеро.

Также следствие заинтересовали сделки 2008 года. МТС приобрела у узбекской Teleson — «дочки» офшора Takilant — дополнительные радиочастоты в сумме за $30 млн (частоты были переведены на «Уздунробиту»). При этом законодательство Узбекистана запрещает перепродажу частот, а сама Teleson получила их только за семь дней до продажи российскому оператору. Следствие считает, что это был «платеж с коррупционными целями» от МТС Каримовой.

Претензии к VimpelСom

В случае с VimpelCom минюст США зафиксировал семь подозрительных сделок на общую сумму $133,5 млн. Они прошли с января 2006 по октябрь 2011 года.

В 2006 году VimpelCom приобрела двух узбекских операторов связи — Unitel (за $200 млн плюс долг в $7,7 млн) и Buztel (за $60 млн плюс долг в $2,4 млн). Unitel был в тот момент вторым по величие сотовым оператором на местном рынке (31% рынка более чем с 350 тыс. пользователей), а доля Buztel на рынке составляла всего около 0,3%.

Из искового заявления следует: покупка Buztel была необходима в качестве «входного билета» на узбекский рынок, а отказ от сделки был чреват появлением «серьезного противника». Buztel сперва была куплена крупнейшим акционером VimpelCom — «Альфа-Групп», а через год ее выкупил оператор. После закрытия сделки принадлежащий «Альфа-Групп» офшор Aqute Holdings and Investments перечислил на счет Takilant «за консультационные услуги» $19 млн, следует из иска.

Предполагается, что Takilant помогла с организацией слияния двух узбекских «дочек» VimpelCom. Закон Узбекистана запрещает переводить частоты с одного оператора на другого, а VimpelCom хотела присоединить Buztel вместе с имевшимися у нее частотами к Unitel. В иске сказано, что все необходимые разрешения от регулятора были получены.

В 2007 году Takilant за $20 млн приобрела у VimpelCom 7% Unitel и одновременно заключила пут-опцион, который обязывал VimpelCom выкупить пакет обратно. Обратный выкуп состоялся двумя годами позже, VimpelCom заплатила за эти акции $57,5 млн, то есть почти втрое дороже.

Как следует из материалов иска, в 2007 году Takilant продала VimpelCom 3G-частоты, принадлежавшие его узбекской «дочке» Teleson. Сумма сделки составила $25 млн.

Осенью 2011 года, следует из искового заявления, VimpelCom выплатила Takilant порядка $30 млн за содействие в получении частот для стандарта LTE. Takilant составила для VimpelCom аналитический отчет о положении дел на телекоммуникационном рынке Узбекистана и дала ряд рекомендаций по строительству LTE-сети. Но как установили американские следователи, в отчете не содержалось какой-либо «оригинальной информации»: по сути, это была подборка материалов из Wikipedia, различных блогов, а также из материалов оператора Verizon Wireless и даже из презентаций самой VimpelCom.

Чем все закончится

Американские власти обвиняют VimpelCom и МТС в том, что те давали взятки узбекским госслужащим, а также в отмывании этих средств, рассуждает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. В этом случае можно применить американское законодательство — ведь деньги проходили через американские банки, а МТС и VimpelCom являются эмитентами ценных бумаг, торгующихся на биржах в США. Все это обязывает их соблюдать закон о запрете подкупа за рубежом (FCPA).

Счета компаний в США заморожены, а это может означать, что вопрос юрисдикции решен, согласен с коллегой партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. Но, продолжает он, разбирательства могут и не войти в активную фазу, если компании добровольно согласятся выплатить штрафы.

Дела по FCPA должны рассматриваться в суде и заканчиваться приговором, разъясняет Еремин. Но на практике до приговора не доходит, и компании заключают с минюстом и комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) досудебное соглашение, в котором ограниченно признают вину, соглашаются на штрафы и отказываются от права на обжалование этого соглашения. Чем охотнее компания идет на сотрудничество со следствием, тем меньше штрафы. Из опыта таких дел — штраф может составить от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов, вплоть до $1 млрд, заключает Еремин.

Скандальный рынок

Коррупционный скандал на телеком-рынке Узбекистана начался в 2012 году после серии публикаций западных СМИ. Журналисты исследовали связи шведско-финской компании TeliaSonera с госчиновниками в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане и Узбекистане. В частности, как писала Financial Times (FT), TeliaSonera перевела в общей сложности $320 млн компании Takilant. Эти выплаты авторы расследования связывали с последующим получением лицензий и частот 3G в Узбекистане. Формальной владелицей Takilant в тот момент была Гаянэ Авакян, близкая подруга и доверенное лицо старшей дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой.

TeliaSonera тогда подтвердила FT платеж в пользу Takilant, но опровергла предположение, что это была взятка. В начале 2013 года нанятая TeliaSonera юридическая фирма Mannheimer Swartling исследовала сделки с Takilant и не подтвердила коррупционный характер транзакций, однако раскритиковала компанию за недостаточно тщательную проверку местного партнера.

Тем не менее после появления публикаций в СМИ свое расследование начала прокуратура Швеции. Банковские счета Takilant на $30 млн были заморожены. Из-за коррупционного скандала в феврале 2013 года свой пост был вынужден покинуть президент TeliaSonera Ларс Нюберг. Сейчас дела, связанные с коррупцией на телеком-рынке Узбекистана, расследуют правоохранительные органы нескольких государств, в том числе Швейцарии, Нидерландов и США. В конце прошлого года, по информации газеты «Ведомости», совет директоров TeliaSonera заявил, что может подать иск к своим бывшим менеджерам в связи с расследованиями, ведущимися в отношении сделок компании в Узбекистане.

В ходе следствия его фигурантами стали и российские сотовые операторы. В марте 2014 года американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) начала расследование по этому делу в отношении VimpelCom, а головной офис оператора в Амстердаме посетили сотрудники голландской прокуратуры, изъяв ряд документов. Как следовало из официального сообщения VimpelCom, эти действия властей могли быть связаны с бизнесом компании в Узбекистане. Тогда же SEC попросила предоставить информацию о работе в Узбекистане и МТС. А власти Швейцарии заморозили около $900 млн на счетах Гульнары Каримовой.

В январе 2015 года норвежский оператор Telenor (акционер VimpelCom) разместил на своем сайте отчет, ранее поступивший в Министерство торговли Норвегии. Анонимный автор документа, называвший себя Whistleblower («осведомитель»), утверждал, что VimpelCom с 2006 по 2012 годы заплатила компаниям, подконтрольным Каримовой, гораздо большую сумму, чем сообщалось ранее, — $219,5 млн. По информации анонима, похожие коррупционные схемы Telenor использовала для входа на рынки России и Украины.

Весной 2015 года Центр по исследованию коррупции и организованной преступности OCCRP (проект расследовательской журналистики) опубликовал отчет, согласно которому Каримова с начала 2000-х годов могла получить более $1 млрд деньгами и долями в бизнесах от международных телекоммуникационных компаний, включая МТС и VimpelCom. По мнению журналистов, телекоммуникационные компании должны были понимать, что подвергаются «вымогательству и коррупционным поборам». Пут-опционы (опционы на продажу), по которым компании Каримовой продавали МТС и VimpelCom акции телекоммуникационных предприятий, «имели мало финансового смысла» для российских компаний, то есть это были «коррупционные платежи», считают представители OCCRP.
Персоны Компании
В Киеве хотят национализировать лотерейный бизнес россиян
Украинский рынок лотерей в скором времени может полностью перейти под государственный контроль.
Счет за экспансию
США конфискуют $300 млн по коррупционному делу с участием МТС и Vimpelcom.
Деньги оказались мечеными
Подробности ареста во Франции активов по «делу Магнитского».
Владимир Евтушенков — РБК: «Я все правила игры понимаю»
О том, почему АФК «Система» потеряла нефтяной бизнес, чем его заменить и где вообще в России искать точки роста, РБК поговорил с основным владельцем компании Владимиром Евтушенковым.
Реклама МТС запомнилась Yota
Компания пожаловалась на слоган конкурента.
Хозяйские
Почему ФСБ избирательно подходит к коммунальным баронам и их покровителям.
Миллиардер Евтушенков вернется в число крупнейших застройщиков Москвы
Девелоперская «дочка» АФК «Система» — «Лидер-Инвест» — стремится войти в пятерку крупнейших застройщиков «старой» Москвы. Совет директоров компании, уже собравшей проекты на 1 млн кв. м, возглавил Феликс Евтушенков.
Принц «Системы»: займет ли сын миллиардера Евтушенкова место отца?
Феликс Евтушенков провел всю карьеру в семейной бизнес-империи, пережил крах «Системы-Галс» и реприватизацию «Башнефти» и готов к новым карьерным вызовам.
Крымкэш
«Сакральная Корсунь» рискует превратиться в «хаб» для обналички и других незаконных банковских операций.
Российских брендов не оказалось в сотне самых дорогих впервые с 2008 года
Впервые с 2008 года ни один российский бренд не попал в рейтинг самых дорогих марок мира, который уже десять лет составляет исследовательская сеть Millward Brown. Виновата девальвация рубля.
Дмитрий Зимин прекращает финансирование фонда «Династия»
Некоммерческая организация вряд ли сможет продолжить существование.
ВЭБ инициировал иск к Потанину почти на $68 млн
Инициатором иска к Владимиру Потанину и подконтрольной ему компании оказался ВЭБ. Банк намерен взыскать долг почти в $70 млн с бывших владельцев ОАО «Росхлебопродукт», который принадлежал Потанину через холдинг «Агрос»
Олег и Александр Малисы: мобильное братство
Кто сегодня контролирует отечественный сотовый ритейл.
В случае продажи «СТС Медиа» менеджмент получит «парашюты» на $10 млн
Совет директоров «СТС Медиа» защитил интересы топ-менеджмента на случай возможной смены собственников. Если холдинг будет продан или реструктурирован, его руководство получит $10 млн компенсации.
Экс-депутат и бывший владелец ДЭМЗа позвал «Мечел» в суд
Вадим Варшавский просит суд заставить группу «Мечел» передать ему кипрскую компанию Daveze Ltd, которой принадлежит Донецкий электрометаллургический завод.
Лондон обязал Фридмана продать активы в Северном море
У LetterOne есть до шести месяцев на то, чтобы сменить собственников активов.
Родина зовет: как миллиардеры отреагировали на призыв к деофшоризации
Предприниматели не спешат раскрывать зарубежные активы. Некоторые, например, Михаил Фридман, ради сохранения бизнеса готовы стать налоговыми резидентами других стран.
Миллиардеры и кризис: как изменился список Forbes за год
Совокупное состояние 200 богатейших предпринимателей России сократилось на $73 млрд, а число долларовых миллиардеров снизилось до 88 со 111.