Экс-депутат и бывший владелец ДЭМЗа позвал «Мечел» в суд

Источник
Вадим Варшавский просит суд заставить группу «Мечел» передать ему кипрскую компанию Daveze Ltd, которой принадлежит Донецкий электрометаллургический завод.
Создатель группы «Эстар», бывший депутат Госдумы Вадим Варшавский обратился в столичный суд с иском к ОАО «Мечел» об установлении права собственности на его «дочку» — кипрскую компанию Daveze Ltd. Именно она является владельцем Донецкого электрометаллургического завода (ДЭМЗ). Бизнесмен заявил «Известиям», что еще 2 года назад он заплатил за акции Daveze Ltd, однако до сих пор их не получил. В «Мечеле» считают, что Варшавский пытается воспользоваться неблагоприятной для группы ситуацией и фактически бесплатно получить привлекательный актив. 

В декабре 2011 года группа «Мечел» купила у «Альфа-Групп» ДЭМЗ за $537 млн, которые должны быть выплачены до конца 2018 года. Ранее этот завод на Украине принадлежал именно Варшавскому и достался Альфа-Банку за долги. Позже бизнесмен объявил о намерении вернуть завод в свою собственность. По условиям сделки, как сообщали СМИ, за €2 тыс. он должен был выкупить у «Мечела» кипрскую компанию Daveze Ltd, которой завод принадлежит сейчас. При этом Варшавский обязался погасить задолженность ДЭМЗа перед группой «Мечел» в $81 млн. Сделку должны были закрыть в конце 2013 года, однако она не состоялась — Варшавский так и не нашел $80 млн для расчетов с «Мечелом».

Теперь экс-депутат считает, что «Мечел» не выполнил своих обязательств по передаче ему акций Daveze Ltd. Первоначально он подал в Савеловский райсуд столицы исковое заявление с требованием обязать «Мечел» исполнить договор купли-продажи акций. Однако суд счел, что это не его юрисдикция, поэтому Варшавский обратился с тем же иском в Арбитражный суд Москвы. По словам экс-депутата, он хочет через суд заставить «Мечел» перерегистрировать акции Daveze Ltd на него. 

— «Мечел» не передает мне оплаченные мною акции, объясняя это тем, что они якобы находятся у кого-то в залоге, — пояснил «Известиям» ситуацию Вадим Варшавский

По мнению бизнесмена, информация о залоге не соответствует действительности.

— На основании тех документов, которые мы получили на Кипре, полагаем, что акции Daveze Ltd не находятся под залогом. А вот акции завода действительно заложены, — рассказал «Известиям» Варшавский. — Но ведь мы не претендуем на акции завода в чистом виде, мы претендуем на акции Daveze. Сначала купим Daveze, а уже потом будем разбираться с акциями ДЭМЗа.

Официально в группе «Мечел» «Известиям» обстоятельства иска комментировать не стали, сославшись на то, что это может повредить позиции компании в суде. Однако источник в компании, знакомый с ситуацией, рассказал, что Варшавский сам в 2013 году отказался от права собственности на завод.

— «Мечел» подписывал с Варшавским договор о продаже ДЭМЗа при условии исполнения им ряда обязательств, — сообщил «Известиям» источник. — Бизнесмен не исполнил обязательств, поэтому через несколько месяцев он вернул управление заводом «Мечелу» и никаких претензий не высказывал. Сегодняшний иск — просто попытка завладеть активом в момент, когда группа «Мечел» испытывает серьезные трудности и все внимание руководства приковано к переговорам о реструктуризации долга с госбанками.

ДЭМЗ — современное предприятие в Донецке, построенное по принципу мини-завода с неполным металлургическим циклом. В его состав входят электросталеплавильный, обжимной и копровой цеха. Производственные мощности ДЭМЗа позволяют выплавлять более 1 млн т стали в год. 

Варшавский потерял контроль над металлургическими активами еще во время кризиса 2008 года. К 2009 году группа «Эстар» уже должна была кредиторам около $1,5 млрд, поэтому бизнесмену пришлось искать покупателей на активы. В 2011 году «Мечел» выдал «Эстару» заем почти на $1 млрд, обеспеченный акциями и долями в предприятиях. Владелец «Эстара» должен был рассчитаться с долгами до 2012 года, однако заем в итоге продлили до июля 2013 года. На конец 2012 года «Эстар» оставался должен «Мечелу» $746,5 млн. 

Вадим Варшавский — известный российский предприниматель, промышленник, депутат Госдумы IV и V созывов. В начале нулевых годов руководил Московской нефтяной компанией. К 2007 году его холдинг «Эстар» объединил семь металлургических заводов. Тогда Варшавский собирался производить около 6–7 млн т — это объемы, сопоставимые с тогдашним производством группы «Мечел». Ранее Варшавский контролировал ряд угольных предприятий. Так, в 2000–2003 годах был президентом ОАО «Красноярсккрайуголь». В 2003–2004 годах стал генеральным директором ЗАО «Управляющая компания «Русский уголь». В 2010 году Варшавский покинул рейтинг Forbes, где до этого находился на 289-м месте с состоянием в 2 млрд рублей. Предприниматель не смог рассчитаться за долги двух предприятий «Эстара» в 364 млн рублей по договору личного поручительства. 

По состоянию на 2013–2015 годы, согласно СПАРК, под управлением Варшавского находится пять компаний, где он выступает совладельцем либо занимает руководящую должность. Среди них — аналогичное донецкому заводу ООО «РЭМЗ» — Ростовский электрометаллургический завод, где Варшавский занимает пост директора. По состоянию на 2014 год он владеет небольшой долей в предприятии «Ростовстальбетон».
Персоны Компании
Лондон обязал Фридмана продать активы в Северном море
У LetterOne есть до шести месяцев на то, чтобы сменить собственников активов.
Родина зовет: как миллиардеры отреагировали на призыв к деофшоризации
Предприниматели не спешат раскрывать зарубежные активы. Некоторые, например, Михаил Фридман, ради сохранения бизнеса готовы стать налоговыми резидентами других стран.
Миллиардеры и кризис: как изменился список Forbes за год
Совокупное состояние 200 богатейших предпринимателей России сократилось на $73 млрд, а число долларовых миллиардеров снизилось до 88 со 111.
Владимир Ашурков – РБК: «Я более полезен на свободе, пусть и в Лондоне»
Соратник оппозиционера Алексея Навального Владимир Ашурков получил политическое убежище в Великобритании.
Коломойский заработал за 2014 год в России $200 млн на ферросплавах
Россия намерена остановить поставки ферросплавов с украинских предприятий олигарха — в отношении них Евразийская экономическая комиссия уже возбудила антидемпинговое расследование.
Зюзин ждет помощи от Ротшильдов
Как стало известно Forbes, к решению проблем с банками-кредиторами «Мечела» подключилась Rothschild Group.
Время покупать: куда Фридман и партнеры вложили деньги от продажи ТНК-BP
Акционеры «Альфа-Групп» приобрели немецкую нефтегазовую RWE Dea за €5,1 млрд. Почему время для сделки выбрано правильно?
Михаил Хабаров занял «деловую линию»
Как стало известно Forbes, бывший член наблюдательного совета «Альфа-Групп» занялся логистическим бизнесом.
Дезактивированный уголь: Россия прекратила поставки на Украину
Российские угольные компании вернули украинским энергетикам авансы за январь-февраль, отказавшись от исполнения ранее заключенных контрактов.
Список Швондера
Минэкономразвития подготовило перечень системообразующих компаний.
PricewaterhouseCoopers обвинили в содействии уклонению от уплаты налогов
Счетная комиссия парламента Великобритании обвинила одну из крупнейших в мире аудиторских компаний PricewaterhouseCoopers в содействии транснациональным компаниям в уклонении от уплаты налогов «в промышленных масштабах» .
Откровения банковского лоббиста
Интервью с зампредправления "Альфа-банка" Владимиром Сениным.
Игра в миллиарды: из-за чего Альфа-банк поссорился с семьей Зингаревичей
Как стало известно Forbes, Альфа-банк обвиняет компанию Антона Зингаревича в мошенничестве. Урегулировать конфликт не удалось даже после личного вмешательства Михаила Фридмана.
Плохо сели: как «Роснефть» ищет новый офис
Игорь Сечин может перевести подчиненных поближе к Дому правительства, а сам остаться рядом с Кремлем.
Круг Усманова: как миллиардер управляет людьми и активами
Кто входит в ближний круг лидера российского списка Forbes и почему заслужить его доверие удается единицам?
Обзор 29 декабря - 4 января: праздники без радости
В новый год страна вступила со старыми проблемами: экономический кризис углубляется, уровень жизни падает, светлых перспектив становится все меньше, а сложности идут по нарастающей.
Стальная хватка: как российские металлурги заработали на кризисе
Пока экономика страны погружалась в кризис, металлурги-экспортеры зарабатывали на резком ослаблении рубля. Кто оказался в самом выгодном положении?
«Я пока out of market, касса закрыта»
Владелец Solvers Олег Малис о приобретении новых активов.