После Рио: стоит ли бизнесу поддерживать спортивные федерации

Источник
В 2016 году в федеральном бюджете России на развитие спорта высших достижений предусмотрено 60 млрд рублей — на 9 млрд больше, чем в прошлом. Но финансирование спорта не может быть только государственным делом.
Итоги бразильской олимпиады – четвертое место в неофициальном медальном зачете, несмотря на недопуск к соревнованиям многих наших атлетов — показали, что российский спорт имеет большой запас прочности. Но чтобы вырастить новых олимпийских чемпионов к олимпиаде в Токио-2020, спортивным федерациям и союзам России необходимо научиться привлекать дополнительные финансовые средства со стороны бизнеса на новых, прозрачных и выгодных условиях, используя лучший отечественный и зарубежный опыт.
Развитие спорта как национальная идея

Сейчас к российскому спорту высших достижений приковано всеобщее внимание. Вопрос о реформировании его системы обсуждается на государственном уровне. Спортивное сообщество уже взяло курс на создание новой, успешно работающей модели, в том числе в вопросах финансирования. Обеспечить успешный результат сможет синергия государства, спортивных федераций и бизнеса.  

В последние годы Россия делает беспрецедентно много для развития  качественной и современной спортивной инфраструктуры. Строятся и реконструируются стадионы, тренировочные центры, оздоровительные комплексы и спортивные сооружения шаговой доступности, реализуются федеральные целевые программы.

По данным Минспорта РФ, в 2016 году в федеральном бюджете России на развитие спорта высших достижений предусмотрено 60 млрд рублей, на 9 млрд больше, чем в прошлом. Среди приоритетов – подготовка к проведению международных  соревнований в России и адресная поддержка организаций по подготовке спортивного резерва  для сборных команд.

За счет средств федерального бюджета финансируются члены сборных, тренерский состав, врачи и обслуживающий персонал, оплачивается участие в международных соревнованиях (транспорт, проживание и питание) и частично покрываются основные статьи затрат на организацию Чемпионатов и Кубков России. Но финансирование профессионального спорта не может быть только государственным делом. Часть расходов на экипировку и спортивный инвентарь спортсменов, их учебно-тренировочные сборы, проведение всероссийских соревнований федерации и союзы несут самостоятельно, привлекая средства со стороны спонсоров и благотворителей.

Поддержка спорта может стать новым эффективным инструментом продвижения для бизнеса. Чем больше россияне проявляют интерес к спортивным соревнованиям, тем выше узнаваемость брендов их спонсоров. Такая практика показывает свою результативность на примере других спортивных держав.

Мировой опыт финансирования спорта: господдержка и бизнес

В мире существуют две основные модели финансирования профессионального спорта – американская и европейская, которую также используют многие азиатские и латиноамериканские страны. Для первой характерно отсутствие прямой поддержки из бюджета страны, но частный бизнес, инвестирующий в физкультурно-спортивное движение, получает существенные налоговые льготы. Для второй – смешанное финансирование с преобладанием средств госбюджета. Взносы частного бизнеса составляют 15-40% от спортивного бюджета европейских стран. В обеих моделях важным источником средств являются спонсорство, благотворительность и доходы от спортивных лотерей. Примером принципиально другой модели является Китай, где правительство в рамках государственной программы в 2016-2020 годах выделит на развитие национального спорта $228 млрд. Но это исключение, а не правило.

Без какого-либо государственного финансирования работает Олимпийский комитет США (USOC), который получает доходы только от спонсоров и частных фирм,  распределяя эти средства между отдельными спортивными федерациями. Принцип распределения финансирования прост: кто выигрывает медали, тот и получает больше денег. В Великобритании из бюджета средства выделяются преимущественно на те виды спорта, где есть шанс получить медали. Треть средств поступает из фонда национальной лотереи, оставшиеся две трети выделяет правительство. Остальным спортсменам приходится сначала показать результат, привлекая финансирование самостоятельно.

Участие в международных спортивных соревнованиях в Германии финансируется правительством. Финансовая поддержка охватывает большинство спортсменов, но не покрывает всех потребностей для их подготовки. Итальянский спорт финансируется в основном из доходов от лотерей и тотализатора. Лотереи и спонсорские контракты также пополняют доходы спортивных организаций Австрии, Греции, Дании, Ирландии, Португалии, Финляндии, Франции, Канады и других стран. В России формируется европейская модель финансирования спорта, при которой важную роль играет частно-государственное партнерство. 

Сейчас для российского бизнеса поддержка спортивных федераций – скорее хобби или аванс на будущее.

Крупные российские и зарубежные компании уже сотрудничают напрямую с популярными спортивными командами через спонсорские контракты. Но если футбол, хоккей, баскетбол, биатлон и фигурное катание  имеют большую аудиторию болельщиков, то многие виды спорта в России пока не столь популярны. Отечественные бизнесмены поддерживают спорт зачастую из-за личной приверженности – сами занимаются или являются болельщиками. Примеры такой поддержки хорошо известны – Алишер Усманов, Сергей Галицкий, Игорь Макаров и другие занимаются созданием и поддержкой команд или финансируют спортивные федерации и союзы.

Наш результат на будущих соревнованиях будет зависеть, в том числе, и от новой системы привлечения средств самими спортивными федерациями, ведь поддержка перспективных спортсменов на каждом этапе – от спортивных школ до сборных команд – это их задача. Пришло время выстроить четкую и прозрачную систему сотрудничества федераций и бизнеса, основанную на лучшем российском и мировом опыте. Благо, сейчас нет барьеров на пути частного финансирования спорта. Спортивное сообщество необходимо отучить от безоговорочной государственной поддержки и переориентировать на эффективную коммерческую основу. 

Основные пути привлечения решения частных инвестиций в отечественный спорт

1.    Открытая финансовая отчетность федераций перед спонсорами и благотворителями.
2.    Выгодные условия рекламных контрактов с четко прописанными рекламными возможностями.
3.    Повышение качества организации внутрироссийских соревнований и «медийности» различных видов спорта, которые сейчас почти не представлены в эфире федеральных и региональных телеканалов.
4.    Проведение переговоров между спортивными федерациями и телеканалами о проведении трансляций соревнований. Возможно, перечисление части средств от трансляций соревнований по определенным видам спорта профильным федерациям (так поступают в других странах).
5.    Налоговые льготы для благотворителей со стороны государства.
Более 140 миллионов российских болельщиков будут следить за нашими сборными на зимней Олимпиаде-2018 в Корее и следующей летней Олимпиаде 2020 года в Японии. К этим стартам уже готовятся молодые и начинающие спортсмены. Именно сейчас, когда российский спорт проходит через непростые времена и вырабатывает новые правила игры, федерациям необходимо вывести поддержку спорта в России из разряда хобби для бизнеса в разряд эффективных инвестиций в продвижение бренда и лояльность аудитории. 

На личном примере

Я занимаюсь финансовой поддержкой спорта уже более пяти лет. Руководил проектами создания хоккейного клуба континентальной хоккейной лиги «Адмирал» (Владивосток) и «Fight Nights», занимался популяризации смешанных боевых искусств (MMA) в России. Увлечение велоспортом и триатлоном началось довольно давно. 

Сейчас тренируюсь пять раз в неделю и готовлюсь к участию в гонке IronMan. Спорт помогает в жизни – это постоянный источник сил для занятия бизнесом и дальнейшего саморазвития. Ощущение, что я могу помочь профессиональным и начинающим российским спортсменам чувствовать гордость за их победы, стало важным мотиватором для поддержки Федерации велосипедного спорта России (ФСВР).

В первом полугодии 2016 года ФСВР, которую на протяжении многих лет поддерживали МГК «АРЕТИ», ГК «Ростех»,  ГК «Внешэкономбанк», АК «Транснефть», пополнила пул партнеров новыми компаниями, среди которых А1, «Согаз», «РУСАЛ», «Уралкалий», «Евроцемент», «Аэрофлот», «Российский капитал», «Курган Синтез» и «СИА Интернейшнл». За счет контрактных отношений федерация смогла покрыть большую часть финансовых потребностей на этот год.

Такая поддержка стала важной и объединяющей для меня и других партнеров федерации. Вложения в здоровье нации – это высшая инвестиция, которую мы можем сделать. 

Между тем, необходимо не забывать и о возможности сотрудничества с международными компаниями. Так, олимпийская сборная России по велоспорту выступила в Рио-де-Жанейро в новой экипировке, предоставленной известной бельгийской компанией. Европейский производитель стал спонсором нашей сборной во время антидопинговых разбирательств, судов и отстранения от участия в Играх российских спортсменов. Он рассматривает ФВСР как долгосрочного стратегического партнера и после Игр в Рио-де-Жанейро готов обсуждать условия контракта на следующий четырехлетний олимпийский цикл. Этот пример может стать показательным для отечественных компаний, которые сейчас принимают решение  − поддерживать ли отечественный спорт или отказаться от его финансирования.

Российскому бизнесу именно сейчас стоит поддержать отечественный спорт, выстроив прозрачную и выгодную для компаний систему привлечения инвестиций. Ситуация вокруг российских олимпийцев может стать или точкой роста, или надолго отбросит нас от спортивного лидерства. Нужно выбрать рост и реализовать стратегию партнерства, с которой мы сможем выиграть.
Персоны Компании
Пономарев «стар»танул в СИЗО
Как олигарх хочет оставить без света Крым.
Вертолеты России никак не могут без украинского "Мотор Сич"
Украинская компания ежегодно поставляет российским заказчикам до 400 двигателей для вертолетов.
Яхты, дворцы и офшоры клана Токарева-Болотова в Евросоюзе
Глава "Транснефти" Николай Токарев и его клан инвестируют миллиарды украденных долларов в западные офшоры и недвижимость.
Александр Говор отжал прибыльный бизнес
Скандальный бизнесмен может стать владельцем активов "Кем-ойла".
Президент объявил «вайно» Иванову
Влиятельный политик вернется из «забытья».
В чем не виноват Виталий Мутко
Семь системных проблем российского спорта.
Американские друзья и частные самолеты Игоря Сечина
"Роснефть" лоббирует авиапром США.
Черные дни собственника "Красного октября"
Дмитрия Герасименко арестовали за выведенный кредит на сумму $65 млн.
Кто может заработать на законе Яровой
Больше всего шансов у «Ростеха» и «Ростелекома».
Владимиру Потанину напомнили о долге за Росхлебопродукт
Минфин РФ не оставляет надежд стрясти со скупого олигарха 68 миллионов долларов старого долга.
С Еленой Георгиевой Новикомбанк не жилец
Ошибки председателя правления сводят на нет все усилия акционера по спасению банка «Ростеха».
Безумный Чемезов выкинет миллиарды долларов на ненужные самолеты
Очередная затея Сергея Чемезова обойдется России в 4,9 млрд долларов.
Группа компаний «Ангстрем» Леонида Реймана хочет купить 50% ОАО «Ангстрем»
Сейчас у компании нет одного контролирующего акционера.
Золотая труба Николая Токарева
Глава «Транснефти» наживается за госсчет.
К Махмудову и Бокареву прицепят гарантии
У их поставщика ТМХ закончились банковские поручительства.
Бывший пресс-секретарь Лужкова стал топ-менеджером «Роснефти»
Вице-президент «Роснефти» по материально-техническому обеспечению Сергей Цой.
«Большое значение имеет аналитическая работа»
Возглавивший администрацию президента Антон Вайно – не политик, он аппаратный чиновник и «бюрократ в хорошем смысле слова».
«Скрытая угроза» для Дерипаски
Миллиардер Виктор Вексельберг предложил Михаилу Прохорову 1 млрд долларов за 17% акций «Русала». Эксперты подозревают, что «покупатель» хочет выдавить другого владельца «Русала» Олега Дерипаску.