На судебном процессе по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской произошел очередной громкий скандал. Судья Мосгорсуда Павел Мелехин повторно отказался вызвать почти всех свидетелей со стороны защиты обвиняемых. Показания некоторых из них кардинально меняют роль в этом преступлении бывшего столичного оперативника Дмитрия Павлюченкова, ставшего главным свидетелем обвинения. На следствии они дали показания, что милиционер готовил убийство журналистки: по их словам, когда Павлюченков попал в крупные долги, он самостоятельно искал киллеров, обещая им крупный гонорар, который бы сполна покрыл и все его финансовые обязательства.
Сейчас на процессе по делу об убийстве Политковской выступает сторона защиты обвиняемых — бывшего сотрудника ГУВД Москвы Сергея Хаджикурбанова, криминального авторитета Лом-Али Гайтукаева, а также трех его племянников — Ибрагима, Джабраила и Рустама Махмудовых. Адвокаты просили суд вызвать на процесс несколько десятков свидетелей, однако 8 апреля судья Мелехин отклонил их ходатайство.
По данным «Известий», настоящей сенсацией могли стать показания двух свидетелей — бизнесменов Сергея Гостюнина и Дмитрия Сложеникина.
Они рассказали о том, что Павлюченков говорил о заказе на убийство «журналистки, писательницы». Согласно их показаниям, в 2003–2004 годах Павлюченков предложил Сложеникину свою помощь в назначении сотрудника ФСБ Павла Рягузова на должность начальника подразделения подмосковного Волоколамска, запросив за это $20 тыс. Тогда же Павлюченков предложил другому приятелю бизнесмена, Игорю Петропавлову, решить вопрос с назначением на высокий пост в «Газпроме» за $100 тыс. Бизнесмены поверили ему и передали $120 тыс. Вскоре стало понятно, что никаких назначений не будет, после чего они стали требовать от Павлюченкова возврата денег. Он пообещал сделать это позже.
В июне 2006 года, как рассказали свидетели, они пришли на встречу с Павлом Рягузовым в столичное кафе «Сверчок». К ним там присоединился Павлюченков. Когда Рягузов ушел, они вновь напомнили оперативнику о долгах. По их словам, Павлюченков рассказал им, что получил заказ на устранение одной «писательницы, журналистки», которая живет в Москве около гостиницы «Минск», на Тверской улице (Анна Политковская жила неподалеку — на улице Лесной. — «Известия»). Милиционер якобы пояснил, что если они найдут людей, которые согласятся исполнить этот заказ, то вознаграждение не только покроет весь его долг, но и даст им возможность хорошо заработать. Бизнесмены отказались от этого предложения.
В марте 2007 года один из свидетелей встретился в кафе «Хмель» около станции метро «Южная» с водителем Павлюченкова Максимом Червоней Оглы, который рассказал, что шеф поручил ему убить некоего Хаджика. Бизнесмен вызвал в кафе Хаджикурбанова, которому и пересказал планы Павлюченкова. В ответ оперативник признался Червоне Оглы в том, что он и есть Хаджик.
Несколько дней назад на заседании Мосгорсуда Максим Червоня Оглы подтвердил показания свидетелей, заявив, что Павлюченков действительно встречался при нем в кафе с двумя бизнесменами, которым был должен денег, и предложил им за вознаграждение убить журналистку.
Адвокат Хаджикурбанова Алексей Михальчик подтвердил «Известиям» наличие в деле таких показаний.
— На предварительном следствии некоторые свидетели действительно давали показания о том, что Павлюченков самостоятельно искал исполнителей убийства журналистки, — рассказал Алексей Михальчик.
Защитник Павлюченкова отвергает все подозрения в его адрес.
— Я официально заявляю, что следствие по делу было проведено качественно и тщательно, исследовались и проверялись абсолютно все версии убийства Анны Политковской, в том числе и эта, однако ни одна из них не нашла своего подтверждения, — рассказал «Известиям» адвокат Карен Нерсисян. — Версию о причастности Павлюченкова к поиску киллеров запустили другие обвиняемые, чтобы отвести от себя подозрения.
Раскрыть убийство Политковской удалось благодаря показаниям Павлюченкова, который стал сотрудничать со следствием. По версии следствия, оперативник был одним из организаторов этого убийства: получив от неизвестного до сих пор заказчика $150 тыс., он организовал слежку за журналисткой силами своих подчиненных, а также передал Махмудовым пистолет, из которого она была убита. 14 декабря 2012 года Мосгорсуд признал его виновным в организации убийства журналистки и приговорил к 11 годам строгого режима.