С середины 2016 до весны 2018 года у различных компаний и банков главным владельцем группы компаний «Кристалл-Лефортово» Павлом Сметаной и его партнером Богданом Климом могло быть похищено, по разным оценкам, от 20 до 60 миллиардов рублей, а в числе пострадавших оказались многие ведущие предприятия алкогольного рынка России и целый ряд российских банков, включая государственные. Сегодня организаторы неоднозначных схем, которые суд может квалифицировать как мошеннические, пытаются скрыть следы, но потерпевшие организации объединили свои усилия и выступили единым фронтом для восстановления справедливости.
Холдинг «Кристалл-Лефортово» был основан в 2010 году, оставаясь вплоть до 2016 года региональным оператором алкогольного рынка, представляя на нем такие марки водок, как «Старая Москва», «Праздничная», «Посольская», «Зимняя дорога». Примечательно, что эти торговые марки по сей день производятся на одном из заводов в Тульской области и продаются в федеральных торговых сетях.
Портфель «Кристалл-Лефортово» всегда отличался брендами, конкурировавшими в основном за счет низких цен на свою продукцию. Возможно, низкая себестоимость обеспечивалась налоговыми «оптимизациями», которые бессменный руководитель холдинга Павел Сметана применял на всех предприятиях группы. При возникновении претензий со стороны налоговых органов и кредиторов предприятие банкротилось, а производство переносилось на новое юридическое лицо. Все возникающие вопросы с ФНС и правоохранительными органами «решались» на региональном уровне. Правда, последняя такая «оптимизация» закончилась для Сметаны неприятным сюрпризом: летом текущего года Следственный комитет РФ по Курской области предъявил ему обвинение по статье 199.2 УК РФ за неуплату в 2013-2016 годах предприятием ООО «ПК Кристалл-Лефортово» налогов на сумму свыше 300 миллионов рублей. И хотя номинальным гендиректором предприятия являлся житель Курска Николай Волокитин, следствие установило, что фактически всеми делами и денежными средствами организации распоряжался из Москвы лично Павел Сметана.
«В 2016 году Павел Сметана и его старший компаньон Богдан Клим полагали, что проблем у них не возникнет, и, возможно, именно тогда у них появилась новая идея — по максимуму набрать кредитов, заключить договоры о поставке продукции и не расплатиться по ним», — рассказал источник «Ленты.ру», знакомый с ситуацией. И именно об этом впоследствии и писали заявления в МВД их контрагенты (копии имеются в распоряжении редакции «Ленты.ру»). «Однако задача стояла не только собрать деньги, но и избежать наказания», — продолжает собеседник издания. «Поэтому Сметаной и Климом была организована группа, которая разработала и реализовала масштабный план действий, включающий в себя офшоры на Кипре и BVI (Виргинских островах — прим. "Ленты.ру"), десятки фирм-однодневок, подставных лиц из Западной Украины, престарелых номинальных владельцев компаний для будущих компаний-банкротов. А фиктивные договора и притворные сделки заключались, чтобы лишить реальных кредиторов возможности добиваться возмещения ущерба в рамках процедур банкротства», — продолжил источник.
От действий Сметаны пострадало не только государство, но и такие крупные предприятия и банки, как АО «Астраханский ЛВЗ», ООО «Золотой колос», ЗАО «Игристые вина», ООО «Белвино», ООО «Премиум», ОАО «Росспиртпром», ООО «Пантеон», ООО «ВЗАН», ООО «ВТД», ООО «Профит», ООО «Салют», ПАО «ВТБ», ПАО АКБ «АкБарс», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «Сбербанк РФ», ПАО Банк «Восточный Экспресс», ПАО «Банк ОФК». Общее число пострадавших — более 200, а сумма ущерба, по разным оценкам, составляет от 20 до 60 миллиардов рублей.
Павел Юрьевич Сметана — учредитель, директор и фактический бенефициар многих компаний группы «Кристалл-Лефортово», в том числе офшорных компаний Кипра, Люксембурга и BVI. Родился в Молдове, в 1990-х годах переехал в Россию. В стране неоднократно менял регионы регистрации, в настоящее время официально «проживает» в далеком от Москвы дальневосточном Биробиджане. Руководитель или учредитель более 30 российских и иностранных компаний, входящих или связанных с группой «Кристалл-Лефортово». Большая часть этих компаний — фирмы-однодневки, которые были специально созданы для вывода денежных средств.
«Сметана — главный идеолог, создавший неоднозначную схему, которую суд может признать мошеннической, призванной ввести в заблуждение компании контрагентов и кредитных организаций», — говорит собеседник «Ленты.ру», знакомый с ситуацией. «Являясь финансистом по образованию, он также профессионально владеет приемами психологического воздействия на людей и техниками манипулирования, умеет расположить к себе человека, заставить его действовать в ущерб собственным интересам. Не исключено, что и сейчас Сметана весь свой арсенал применяет при общении с представителями правоохранительных органов и в арбитражных судах», — утверждает он.
Выстроенная Павлом Сметаной схема четко описана в заявлении о преступлении от официального представителя ООО «Винный торговый дом СПБ» на имя начальника УЭБиПК ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (копия документа имеется в распоряжении «Ленты.ру»). «Павел Сметана, являясь бенефициаром руководителем объединенного холдинга "Кристалл Лефортово", разработал схему хищения алкогольной продукции, в соответствии с которой руководители входящих в холдинг предприятий под прикрытием гражданско-правовой сделки в 2016-2017 годах заключали с контрагентами договоры поставки алкогольной продукции, заведомо не намереваюсь исполнять принятые на себя обязательства по оплате товара», — говорится в заявлении о преступлении. «В целях создания условий для невозможности взыскания кредиторами денежных средств по судебным актам, инициировали процедуры банкротства контролируемых Сметаной предприятий, так как структура холдинга позволяла искусственно нарастить кредиторскую задолженность. Расчет производили только между аффилированными кредиторами внутри холдинга "Кристалл Лефортово" в качестве оплаты за непоставленный в реальности товар, приобретение векселей, по договорам займа и по иным основаниям. Таким образом, была создана схема вывода денежных средств, единственной целью которой являлось причинение имущественного ущерба независимым кредиторам», — утверждается в документе.
Богдан Клим — учредитель и фактически главный хозяин группы «Кристалл-Лефортово». Родился на Украине в городе Тернополь, но начальный капитал сделал уже в России. Клим — бенефициар многих офшорных компаний, на которые замкнуты права на активы группы «Кристалл-Лефортово». В отличие от Сметаны, не является публичной персоной и ведет скрытный образ жизни. В последнее время проживает в Германии, появляясь в России лишь эпизодически.
Александр Довгань — директор юридического департамента «Кристалл-Лефортово», фактически — главный юрист всей группы. Осуществлял и осуществляет юридическое сопровождение сделок, вел дела офшорных компаний. Родился в городе Черновцы (Украина), сохранил тесные связи с различными группировками на Западной Украине. Пользуясь этими связями, привлекает граждан Украины в качестве номинальных директоров компаний группы. «Как юрист с немалым опытом Довгань хорошо осознает возможные последствия противоправных действий», — говорит источник «Ленты.ру». «Поэтому при личном общении с коллегами и контрагентами он проверяет своих оппонентов на предмет наличия записывающих устройств», — утверждает он.
К другим членам группы, работавшим со Сметаной и Климом, можно отнести Елену Хотченкову, занимавшуюся бухгалтерией, Алексея Шишкина, исполнявшего роль номинального директора и участника юрлиц холдинга, гендиректора ГК «Кристалл-Лефортово» Марину Погодину, еще одного номинального участника юрлиц холдинга Ирину Беседину и гендиректора ООО «Крымалко», ООО «Атлант-Урал», ООО «Инвесталко» Михаила Кальского.
«Не исключено, что эти граждане являлись простыми исполнителями в преступной группе, однако в силу своего образования и опыта они не могли не осознавать, возможно, противоправный характер своих действий. Сейчас все они привлекаются к субсидиарной ответственности по долгам компаний-банкротов, а в ближайшей перспективе могут стать фигурантами нескольких уголовных дел», — говорит собеседник «Ленты.ру». По информации, предоставленной кредиторами, на сегодняшний день в МВД России поданы четыре заявления о возбуждении уголовных дел по установленным фактам махинаций. Также направлены заявления о совершенных преступлениях генпрокурору РФ Игорю Краснову, директору ФСБ Александру Бортникову и председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину с подробным описанием деятельности на территории России международной преступной группы и роли каждого ее члена в отдельности.
Итак, в 2016 году собственники регионального алкохолдинга средних размеров неожиданно для всего рынка стали владельцами крупнейшего оптового оператора «Статус-групп» с годовым оборотом более 40 миллиардов рублей. Сейчас уже не имеет большого значения, у кого именно был куплен «Статус», поскольку все проблемы компании начались именно после того, как 99,9 процента долей компании перешли в собственность кипрского офшора Metello Ltd, директором и секретарем которого (как гласит официальная выписка из реестра — копия выписки имеется в распоряжении «Ленты.ру») являются Павел Сметана и Богдан Клим соответственно.
Сам Сметана распространял разнообразные версии своих отношений со «Статус-групп» (сначала он называл себя миноритарным акционером компании, позднее — крупнейшим кредитором), однако документально подтвержденным фактом является то, что он совместно с Климом контролировал и по сей день контролирует 99,9 процента долей организации. Собеседник «Ленты.ру» предполагает, что крупнейший в стране алкогольный оператор понадобился Сметане и Климу только для того, чтобы в короткие сроки набрать максимальные объемы товарных и банковских кредитов.
Подозрительные намерения в действиях партнеров может косвенно подтверждать и тот факт, что уже в феврале 2017 года они назначают генеральным директором «Статуса» некоего Сергея Васильевича Гаджука, гражданина Украины, человека без опыта руководящей работы и даже без высшего образования. Конечно, это обстоятельство должно было уже тогда насторожить контрагентов, однако Сметана старался развеять все опасения. Регулярно в качестве «первого лица» «Статус-групп» он встречался с поставщиками и банками, давал личные гарантии и письменные поручительства, а также поручительства от имени других юридических лиц холдинга «Кристалл-Лефортово». Таким образом к концу 2017 года он собрал с рынка продукции на миллиарды рублей. Вся полученная продукция была реализована через собственную сбытовую структуру и через федеральные сети, а выручка была выведена через фирмы-однодневки в офшоры.
В январе 2018 года Сметана и Клим снимают с должности украинца Гаджука и назначают новым генеральным директором «Статус-групп» ныне покойного Виктора Афанасьева, которому на тот момент было уже за 80 лет, и который после своего назначения прожил совсем недолго. В итоге Гаджук — в недружественной Украине, Афанасьева — уже нет в живых. Некому рассказать о руководящей роли Сметаны и Клима, о кулуарных переговорах с Довганем.
На этом история не заканчивается. Благодаря фиктивным договорам, подписанным номиналами Гаджуком и Афанасьевым, Сметана лично и через подконтрольные ему компании (ООО «Паритет-групп», ООО «Роу-маркет» и другими) становится крупнейшим кредитором «Статус-групп» и контролирует процедуру банкротства. Он назначает подконтрольных арбитражных управляющих: сначала эту роль исполняет Владимир Рощин (СРО «СЕМТЭК»), а впоследствии — Ольга Хворостовская, для которой это непростое со всех точек зрения дело было первым в карьере. Основной задачей Рощина и Хворостовской было лишить кредиторов доступа к информации и документации о реальных контролирующих лицах общества. Подобная схема действий, по утверждению источника «Ленты.ру», применяется Сметаной и Климом во всех компаниях-банкротах, правда, с переменным успехом. Например, в ООО «ФПК» кредиторам удалось взыскать убытки с арбитражного управляющего Михаила Мильшина за отказ от оспаривания сделок между ООО «ФПК» и ООО «Нева-лидер» в размере более двух миллиардов рублей.
Приведем полный список юридических лиц, участвующих в преступной схеме с алкогольной продукцией и контролируемых на момент совершения преступлений Сметаной и Климом: ООО «Статус-групп», ООО «ГК Кристалл Лефортово», ООО «ЛВЗ Кристалл-Лефортово», ООО «ПК Кристалл Лефортово», ООО «СК Родник», ООО «Атлант-Юг», ООО «Атлант-Урал», ООО «Крымалко», ООО «КУРИАСЭБ», ООО «Нева-Лидер», ООО «Паритет-групп».
Отдельного упоминания заслуживает произошедшее с одним из крупнейших предприятий Самарского региона ООО «СК Родник». В июле 2016 года Сметана становится владельцем 49 процента акций данного предприятия и его генеральным директором. А в 2017 году он заключает от имени «СК Родник» фиктивные сделки, направленные на вывод в пользу аффилированных компаний (ООО «РегионБизнесКонтакт», ООО «РегионСтройИнком» и ООО «Кристалл-Лефортово») 2,6 миллиарда рублей. Эти факты подтверждены вступившими в законную силу решениями арбитражных судов, а также легли в основу заявления о возбуждении уголовного дела по статье 159.2 УК РФ, поданного кредиторами ООО «СК Родник» в отношении Павла Сметаны.
«Несмотря на то что у ООО "СК "Родник" имелась реальная возможность погасить долг, общество осуществляло расчет только с аффилированными кредиторами внутри холдинга "Кристалл Лефортово", создав схему вывода денежных средств с целью причинения имущественного ущерба независимым кредиторам», — говорится в заявлении, датированным июнем 2020 года, от ООО «Профит» начальнику УЭП и ПК ГУ МВД России по Самарской области Д.С. Семенову (копия документа имеется в распоряжении «Ленты.ру»). Официальный представитель компании просит «провести проверку и возбудить в отношении Павла Сметаны уголовное дело по части 7 статьи 159 УК РФ за совершение мошенничества, сопряженного с заведомым неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности по статье 195 УК за неправомерные действия при банкротстве». В ООО «Профит» утверждают, что «Павел Сметана, являясь лицом, действующим от ООО "СК "Родник" без доверенности, в один день 31 октября 2017 года вывел со счетов общества по недействительным сделкам 2,6 миллиарда рублей на счета подконтрольных ему юридических лиц». Чуть более 1 миллиарда рублей ушли в адрес ООО «РегионСтройИнком» (бенефициар — П.Ю. Сметана), 857,5 миллиона рублей было перечислено в ООО «РегионБизнесКонтакт» в качестве оплаты аванса по договору купли-продажи недвижимого имущества и еще 776,3 миллиона рублей — на счет ООО «Кристалл Лефортово». Позднее решениями Арбитражного суда Самарской области эти договора были признаны недействительными, а сделки — мнимыми.
Несмотря на столь большие потери, обманутые кредиторы оптимистично оценивают шансы на привлечение всех участников преступной группы к ответственности. В значительной степени это стало возможным благодаря тому, что потерявшие свои деньги организации объединили свои усилия и теперь выступают единым фронтом. Обмен информацией и координация предпринимаемых шагов позволяет более эффективно разоблачать защитные конструкции Павла Сметаны и Богдана Клима и квалифицировать многие эпизоды как заранее спланированные действия лиц, которые в суде может попасть под определение организованной преступной группы.
Представление своих интересов в арбитражных судах и в правоохранительных органах кредиторы доверили опытной юридической компании ООО «Ампаро-групп», которая предлагает и другим пострадавшим от деятельности Сметаны и Клима присоединиться к судебным искам. Судя по всему, Сметана и Клим видят угрозу в действиях объединенных кредиторов и «Ампаро-групп». Иначе сложно объяснить их активные нападки в электронных СМИ на некий «31-й этаж». Именно на 31-м этаже бизнес-комплекса «Москва-Сити» находится офис «Ампаро-групп».
К банкротству «Кристалл-Лефортово» кредиторы хотят привлечь повышенное внимание и государственного АСВ, которое пока занимают достаточно пассивную позицию, несмотря на значительные суммы причиненного ущерба кредитным организациям. И в настоящее время даже игнорируют факт аффилированности Сметаны и Клима с должником («Статус-групп») в процессе голосования по выбору нового арбитражного управляющего. Независимые кредиторы уже направили обращения руководству АСВ и Центробанка, а также в СК России о противоправном поведении представителя от АСВ в процедуре банкротства «Статус-групп».