Правительство России запретило ввоз в страну цельнокатаных колес и крупного вагонного литья с Украины. С этим же может быть связан отказ от возобновления заградительных пошлин, которыми облагались поставки в ЕАЭС железнодорожных колес производства «Интерпайп» олигарха из Украина Виктора Пинчука.
На рынке такое решение встретили со смешанными чувствами. Как утверждают злые языки, запрет на ввоз колес и вагонного литья из Украины, был введен в интересах одного из крупнейших производителей этой продукции на российском рынке «Объединенной металлургической компании» (ОМК) и ее основного владельца и руководителя Анатолия Седых.
Сегодня ОМК принадлежит свыше 50% этого рынка в России. Еще чуть более 30% за «Евразом» Романа Абрамовича. Таким образом, нетрудно догадаться, для кого может «расчищается» поляна, от которой фактически отрезаются украинские конкуренты. И если у Абрамовича слишком много других интересов, то вероятное лобби Седых должно было поработать на славу.
В конце прошлого года во все колокола забил «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖГ). Забил, когда узнал о планах правительства запретить ввоз колес и литья из Украины, ведь это значительно повысило бы цены на эту продукцию внутри страны.
Ассоциация направила письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову, где отметила, что с 2018 года произошел резкий — в три раза, рост цен на эту продукцию вследствие действий со стороны доминирующих российских производителей, занимающих более 80% рынка, а также введения по их инициативе заградительных пошлин на ввоз такой продукции из Украины на территорию ЕАЭС.
Под «монополистами» в их понимании имелись введу как раз «Евраз» Абрамовича и «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ, входит в состав «Объединенной металлургической компании»). Последний за пять последних лет в два с половиной раза нарастил производство — с 342 тыс. штук колес в 2016 году до 951 тыс. в 2019-м.
Сейчас на предприятии Седых активно совершенствуют производство вместе с партнерами из «Уральской стали». Они изучают возможности повышения качестве непрерывно-литой заготовки, освоение производства заготовок с улучшенными свойствами, и так далее. Вкупе с повышением стоимости и выдавливанием из страны украинских конкурентов, перспективы у них прекрасные.
Однако остается вопрос, а как на такое укрепление положения на рынке должен реагировать ФАС? В 2019 году антимонопольная служба уже «дала по рукам» ОМК Седых. И как раз в отношении ВМЗ. Антимонопольщики признали АО «Выксунский металлургический завод» виновным в завышении цен на цельнокатаные колеса диаметром 957 мм в 2019 году.
Надзорный орган отметил, что с 2017 по 2019 годы на российском рынке железнодорожных колес наблюдался рост спроса, результатом которого стал дефицит товара, напоминает ФАС. При этом фиксировался планомерный рост объемов производства и цен всех производителей ЦКК.
В ведомстве посчитали, что в условиях дефицита, неопределенности и других негативных факторов ВМЗ, занимая доминирующее положение на рынке, спровоцировал увеличение цен на колеса. С апреля по сентябрь структура провела несколько открытых конкурсных процедур — запрашивала цены по продаже колес. Но цены по итогам этих процедур превысили цену реализации на 1-й квартал 2019 года в два раза.
Этот же производитель поднял цены и для отдельных потребителей, которые закупали его продукцию без конкурсных процедур, в том числе и по долгосрочным контрактам. Об этом писал «Интерфакс». Неужели Анатолию Седых и его ОМК было мало и этого, и они как-то пролоббировали запрет на ввоз из Украины? А что, в таком случае, делать другим, «миноритарным» конкурентам на территории уже самой РФ? Видимо, «удавиться».
При этом Седых продолжает укрупнять и укреплять свои активы. Уже в 2021 году было завялено, что свою юридическую независимость потеряет «Альметьевский трубный завод». Он станет филиалом ВМЗ. Реорганизацию планируют завершить в июне 2021 года. Все мощности, права и обязанности перед клиентами и партнерами перейдут к ВЗМ, сообщили в ОМК Седых.
Нельзя сказать, чтобы конкуренты и контрагенты Седых не пытались самостоятельно с этим что-то делать. Так, претензии к ВМЗ были у АО «Холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз», которой на 33% владеет и руководит Михаил Федяев. А точнее, иск в суд подавала его дочерняя компания «Новотранс», которое занимается ремонтов вагонов. Однако, судя по позиции Правительства, «прищучить» Седых не удастся еще долго, и цены на колеса и литье продолжат рост — а значит, продолжат рост и цены на грузоперевозки, и пассажирские перевозки, и все, что с этим связано.