Бизнесмен Алекс Шнайдер обратился в Лондонский международный арбитражный суд с исками к бывшему партнеру по компании Midland Group Эдуарду Шифрину, рассказали два человека, близких к разным судебным сторонам. По их словам, Шнайдер считает, что при разделе активов между владельцами Midland Group не были учтены московские девелоперские проекты «Лобачевский 118» (264 000 кв. м) в Раменках и «Царев сад» (84 700 кв. м) на Софийской набережной.
Шнайдер и Шифрин решили разделить бизнес в кризис 2008 г. Как тогда рассказывали «Ведомостям» сами бизнесмены, первому должны были отойти все зарубежные активы группы (к примеру, проекты строительства башни Trump International Hotel & Tower и гостиничного курорта в Доминикане, а также футбольный клуб «Маккаби»), второму – российские. На тот момент портфель Midland Development составлял около 1 млн кв. м коммерческих и 600 000 кв. м жилых и гостиничных площадей, включая бизнес-центры Midland Plaza на Арбате, Diamond Hall на Олимпийском проспекте, «Южный порт» у ст. м. «Кожуховская», а также сеть торговых центров в регионах Strip Mall. Партнеры должны были поделить и средства на счетах компании в размере $295,2 млн; позже сумма была снижена до $185 млн.
Шнайдер считает, что партнер по компании ввел его в заблуждение по поводу проекта «Лобачевский 118», говорит человек, близкий к Шнайдеру: Шифрин сообщил Шнайдеру, что этот проект был передан в залог саратовскому ООО «Торговый комплекс «Солнечный» (ТКС). ТКС выступал партнером Midland Development в строительстве одного из центров сети Strip Mall, Midland Development не выполнила свои обязательства по проекту перед ТКС и во избежание судебных разбирательств была вынуждена передать ООО компанию «Бизнес мастер» (владела правами на проект на ул. Лобачевского) в залог. Однако Шнайдеру из письма ТКС стало известно, что он не получал компанию «Бизнес мастер» и не требовал передать ее. Шнайдер также выяснил, продолжает близкий к нему человек, что владельцем этой компании стала кипрская Dayforth Trading Limited, которая продала 10% долей в «Бизнес мастере» девелоперской компании «Лидер инвест» (входит в АФК «Система»).
«Бизнес мастер» продан АФК «Система» за $58 млн, следует из письма бывшего гендиректора «Бизнес мастера» Петра Гануса, с которым ознакомились «Ведомости». Ганус подтвердил «Ведомостям», что писал такое письмо. В действительности АФК «Система» выплатила только половину суммы сделки, поэтому структуре Шифрина по-прежнему принадлежит 50% проекта, знает человек, близкий к одной из сторон сделки.
Человек, близкий к Шифрину, говорит, что проект «Лобачевского 118» был приобретен Midland Development в 2004 г. и что им безрезультатно и с большими расходами управлял Шнайдер. Площадка долгое время находилась в таком состоянии, что строить на ней что-либо было невозможно. Шифрин решил выкупить актив у партнера за живые деньги, сделка прошла по английскому праву, утверждает собеседник «Ведомостей», и проект был в дальнейшем успешно реализован совместно с АФК «Система». По его словам, до 2015 г. никаких претензий у Шнайдера по этому вопросу не было, а иски появились почему-то именно в тот момент, когда проект вышел на определенную стадию и стал представлять собой значительную ценность.
Стальная претензия
Шнайдер также считает, что Шифрин обманул его с комиссией на $100 млн, которая должна была быть выплачена третьим лицам при продаже «Запорожстали», говорит человек, близкий к истцу. Все процедуры по той сделке получили корпоративное одобрение, а все договоренности с третьими лицами полностью урегулированы и оплачены, парирует человек, близкий к Шифрину.
По окончании строительства проект «Лобачевский 118» должен стоить более $300 млн, оценивает человек, близкий к истцу.
Выручка от продажи квартир в объекте на Лобачевского может составить более 20 млрд руб. ($344,8 млн по курсу на 14 февраля), подсчитали член совета директоров «Бест-новостроя» Ирина Доброхотова и директор департамента проектов Est-a-Tet Владимир Богданюк.
Еще проект, который, по мнению Шнайдера, не был учтен при разделе Midland Group, говорит близкий к нему человек, – «Царев сад».
Этот комплекс принадлежит «Сбербанк Капиталу» – компанию в 2011 г. привлекла в проект Midland Development в качестве соинвестора. На самом деле договор был заключен еще в 2009 г., когда шел раздел имущества между акционерами Midland, говорит человек, близкий к Шнайдеру. А человек, близкий к Шифрину, утверждает, что Шнайдер никогда не имел отношения к «Цареву саду» и в том числе никогда не инвестировал в него. Человек, близкий к одному из участников проекта «Царев сад», уверяет, что как раз у Шифрина вообще нет доли в «Царевом саде»: он должен был получить 25% в проекте после окончания реализации. В 2011 г. то же самое говорил гендиректор «Сбербанк Капитала» Ашот Хачатурянц.
Реализация проекта уже какое-то время идет, значит, Шифрин имеет право на определенную долю в нем, утверждает человек, близкий к истцу.
В какую сумму оценил Шнайдер четверть «Царева сада», узнать не удалось. В проектной декларации указано, что совокупная выручка в 2015 г. должна была составить 16 млрд руб. Эта цифра актуальна и сегодня, считает заместитель гендиректора по развитию индустрии гостеприимства CBRE Станислав Ивашкевич.
Шнайдер и Шифрин подтвердили, что судятся, но без подробностей – информация конфиденциальна. Шифрин сообщил, что ни «Система», ни «Сбербанк Капитал» к спору отношения не имеют.
Представители АФК «Система», «Лидер инвеста» (девелоперское подразделение АФК) и Сбербанка от комментариев отказались. Связаться с представителем ТКС не удалось. Единственная компания с таким названием согласно СПАРК была признана недействующей в 2010 г.
Партнерства у девелоперов часто заканчиваются судебными разбирательствами и конфликтами. Так, компания Александра Чигиринского судится в России и на Кипре с бывшим партнером по башне Evolution Tower, акционером Магнитогорского металлургического комбината Виктором Рашниковым и его партнером Надером Надером в том числе и за дивиденды от продажи проекта. Совладелец Capital Group Владислав Доронин судился с партнером по сети элитных курортов Aman Омаром Аманатом в Лондоне и Нью-Йорке из-за нарушения акционерного соглашения и мошенничества – и сохранил контроль.
Срок исковой давности в деле скорее всего не нарушен, заявления принимаются судом не только в момент самого события, но и в момент, когда истец узнает о нарушении прав, говорит председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. Судиться в Лондоне дорого, проигравшая сторона должна компенсировать судебные расходы победившей, так что сторонам имеет смысл заключить мировое соглашение.